673 Иллюстрированные сказки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 673. Иллюстрированные сказки: Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов (худ. М.Михальская)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

673. Иллюстрированные сказки: Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов (худ. М.Михальская)

Статья написана 16 августа 08:50

Отдельное большого формата издание «Белоснежки» (М.: Росмэн, 2012).

Молодая востребованная художница М.Михальская. Изысканный форзац имеется:

Сканы взяты со странички художницы на сайте illustrators.ru. В большинстве своём развороты ещё без текста (что очень ценно).

Худ. М.Михальская (2012)

Ну что ж, свершилось. «Белоснежку» иллюстрирует художница, творческое становление которой пришлось на пост-советский период. Вот по-настоящему новое поколение. Михальская привлекает, конечно, не только этим. Она принадлежит к художникам первого ряда современной России.

Интересен авторский титульный лист к книге.

Был, видимо, такой первоначальный вариант по замыслу художницы. В искусстве книжного оформления пустота — это признак мастерства.


Штатные дизайнеры, видимо, поправили — сделали как положено. Книга вышла с таким титульным листом.

Обложки да титулы — объект не авторского, а «издательского» права. А внутренние иллюстрации и макет в целом штатные дизайнеры не тронули. Ну и хорошо.

Зачин

Как Михальская представляет себе средневековую белую (снежную) зиму в Средней Европе? Как русский человек, составивший представление об этом из Брейгеля и Вивальди. Это ведь сфера ментальности. Европейская снежная зима — это наш ноябрь: пасмурный, ветреный, сырой, с чистейшим снегом. Свинцово-белая гамма.

1) Вот такую зиму Михальская и рисует. Красиво и печально. Королева обречена.


2) Белоснежка всю жизнь проживает в зиме. Хорошо ей — замороженной — пасмурным днём.

Что-то должны означать животные, окружающие Белоснежку. Чтобы не оскорблять художницу сравнением с диснеевской версией, предположу, что это чисто эстетическое решение, цветовое: снегирь вообще одной цветовой гаммы с Белоснежкой, белый песец (в зимнем одеянии) красив на красном фоне. Но всего-навсего песец, а не волк. И горностай в одеянии летнем (а королевский символ — зимний горностай). Такая неполноценная принцесса, которой не быть королевой.


3) Мачеха злая, у неё из груди засохший борщевик вырывается. Тоже привычная картина для нашего ноября, когда снегу ещё немного выпало. Мрачный зимний пейзаж — это ведь у нас ещё будет «мороз и солнце», а у немцев — нет, не будет (если солнце, так и снег растает).


Злодейство

Михальская отходит от повествовательных картинок, как это и принято в современной арт-книге.

1) Грустный олень, которого егерь сейчас убьёт, чтобы предоставить его сердце и лёгкие королеве-мачехе. У Диснея оленёнок какую-то роль играет. А олень в сказке братьев Гримм может быть только один — мёртвый.


2) Скитания Белоснежки по лесу (пощадивший её егерь справедливо полагал, что она всё равно в чаще сгинет). Призраки жутких зверюг — опять в пику диснеевской версии, где зверюшки согревают и спасают Белоснежку.

У гномов

1) Намёк на обустройство домика гномов. В тексте сказки Белоснежка будет это обустройство разрушать (там посидит, там полежит, там откусит) — Михальской сопровождать эти действия параллельными рисунками неинтересно: она передаёт благодать убежища невозможным натюрмортом с мышами и снегирями (ладно, снегирь — символ Белоснежки, мыши тогда — символы гномов, но что такое бабочка?).


2) Ну вот, наконец-то, и сами гномы, на которых иллюстратор может вволю пофантазировать. Михальская не особо различает гномов по лицам, но одевает их в оригинальное платье (верховые еноты, ручные микробелочки — бонусы).


Покушения

1) Михальская по-прежнему отказывается от повествовательных иллюстраций. На полях маленькими картинками рисуются зеркало — подстрекатель...

...и орудия преступления — гребень и яблоко. Не удержалась художница, бросила зрителям понятный символ: тень от гребня образует череп. Зрители польщены: они разгадали смысл, чувствуют себя умными, тщательно разглядывают яблоко — ищут и там послание от художницы.


2) И прекрасная мизансцена: Белоснежка умирает на «северном печальном снеге» (был, был у Пушкина и такой снег — это мы всё про снег знаем, а не эскимосы).

Гроб хрустальный

1) Завораживающее зрелище.


2) Принц прервал прекрасный сон Белоснежки. Олень скачет на заднем плане — готов снова отдать своё сердце.


Конец злой королевы-мачехи

Последняя иллюстрация в книге: довольный гном разбросал драгоценные камни и пьянствует.

Но где же пытки королевы-мачехи? Перевод в книге Петникова — там всё написано. Непростительная мягкотелость художницы по отношению к немецким ведьмам.





114
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 августа 21:50
цитата Zivitas
В искусстве книжного оформления пустота — это признак мастерства.
Мастерство во включении пустоты в восприятие взирающего на лист
цитата Zivitas
горностай в одеянии летнем
Однако, познания
цитата Zivitas
а у немцев — нет, не будет
Мелкий дождик колет лицо
Холодною швейной иглой.
Лошади, грустно махая хвостами,
Тонут в грязи ледяной
цитата Zivitas
Завораживающее зрелище.
Ну, не знаю. Цепкие ребятишки, но...
цитата Zivitas
довольный гном разбросал драгоценные камни и пьянствует.
довольно грустный гном, которого ничто не радует, даже драгоценности и литр а кубке.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 августа 23:21
:-)


Ссылка на сообщение17 августа 13:18
гномы интересные получились.
И, кстати, такое наблюдение — королева везде получается лучше принцессы. Более живая, что ли
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 августа 15:09
Ага, Белоснежка пассивная. Художнику развернуться не на чëм.
 


Ссылка на сообщение17 августа 15:11
ну да. Хорошая девочка.
А королева — плохая девочка, больше возможностей для показа характера
 


Ссылка на сообщение17 августа 19:44
:-D


Ссылка на сообщение19 августа 19:18
Дама с горностаем...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 августа 19:22
Точно, что-то в этой стилистике


Ссылка на сообщение21 августа 21:21
Вот только если рассматривать изображение как цитату отсылающую к другому тексту в интертекстуальной игре, то в данном случае отсылка к Леонардо повисает в воздухе. Или у автора была идея которую я не разгадал или это то,что Набоков называл: Модное обилие цитат — чрезвычайно раздражающее явление, ибо цитаты — векселя, по которым цитатчик не всегда может платить.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 августа 07:07
Наверное, просто для настроения.
 


Ссылка на сообщение22 августа 18:58
Добрый Вы человек
 


Ссылка на сообщение22 августа 20:17
:-)


⇑ Наверх