Это завершающая, пятая статья из моего цикла, посвящённого писателю Александру Ломму, в миру Вацлаву Йозефовичу Кличке (20.11.1925 — 30.11.1993). Кстати, осенью нынешнего года исполняется 100 лет со дня его рождения. По неведомой мне причине фантаст Александр Ломм в 1978 году покинул СССР (где жил с рождения в 1925 году до 1938 года и с 1968 года до 1978 года) и уехал в Чехословакию, но перед отъездом успел очаровать очередную генерацию пионеров Советского Союза своим новым романом.
Что же поведал писателю инженер Искра? Перескажу коротко…
Далее в статье:
• Загадочный белый шар, басмачи и геологи.
• Прекрасная инопланетянка Миэль в серебристом костюме.
• Союз Тысячи Планет и гуолла.
• Земля оказалась шестьсот шестьдесят шестой планетой…
• Умиротворение басмачей и геологов.
• Катастрофа над Высокими Татрами.
• Даже Великого Координатора можно загнать в ловушку.
• «Чёрные проходы» в «подвалах Вселенной».
• Чудесные достижения науки Союза Тысячи Планет.
• Плиарану можно посмотреть только раз...
• Эпоха Великого Координатора закончилась.
• Я выполнил долг перед своим пионерским прошлым.
• Что написал Александр Ломм после отъезда из СССР.
Рисунок И. Блиоха к «Дриону» А. Ломма в «Пионерской правде» №4 за 1976 год.
Рисунок И. Блиоха к «Дриону» А. Ломма в «Пионерской правде» №4 за 1976 год.
Примерно через 10 лет после появления в газете «Пионерская правда» первых глав военно-фантастической повести Ломма «Ночной орёл», та же газета начала публикацию его фантастического романа «Дрион» покидает Землю». Публикация сопровождалась замечательными рисунками известного художника-графика Игоря Ильича Блиоха (1934-2016). Вообще-то Ломм в «Пионерской правде» называл свой «Дрион» повестью, но на сайте «Лаборатория фантастики» это произведение обозначено, как роман. Я тоже называю его романом.
Рисунок И. Блиоха к «Дриону» А. Ломма в «Пионерской правде» №14 за 1974 год.
Рисунок И. Блиоха к «Дриону» А. Ломма в «Пионерской правде» №14 за 1974 год.
Начинается «Дрион» покидает Землю» тем, что к его будущему автору приходит 66-летний инженер Вацлав Искра и рассказывает странную историю, случившуюся с ним сорок лет назад, в 1929 году. Добавив к 1929 году эти сорок прошедших лет, мы легко установим, что гипотетический визит Искры к неназванному писателю случился в 1969 году. Автор, записав рассказ Искры и присоединив к рукописи кое-какие полученные от инженера документы, «сложил всё в синюю папку и упрятал на самое дно ящика в своём столе». Совсем как в «Хромой судьбе» братьев Стругацких...
Иллюстрация к словацкому изданию «Дриона»(1985). Художник Т. Ротрекл.
Иллюстрация к словацкому изданию «Дриона»(1985). Художник Т. Ротрекл.
Писатель не собирался предавать рассказ инженера Искры гласности и «был уверен, что в нём нет ни грана правды», но пять лет спустя произошло событие (о нём ниже), настолько его потрясшее, что писатель разом изменил своё отношение к диковинному рассказу Искры. Кстати, если к 1969 году прибавить упомянутые 5 лет, получится год 1974-й. А это как раз год начала публикации романа «Дрион» покидает Землю» в «Пионерской правде». Вот так ловко Ломм обосновывает документальность случившегося с автором романа (то есть, как бы с ним самим), но не документальность событий романа. Далее автор сообщает: «Рукопись, хранившуюся в синей папке, мне пришлось значительно сократить, обработать и придать ей форму небольшой повести. В силу этого я излагаю рассказ инженера Искры не от его имени, как было мною записано, а в третьем лице...».
29Рисунок И. Блиоха к «Дриону» А. Ломма в «Пионерской правде» №29 за 1974 год.
29Рисунок И. Блиоха к «Дриону» А. Ломма в «Пионерской правде» №29 за 1974 год.
Конец 1920-х годов. В среднеазиатских горах ещё бродят остатки недобитых басмаческих банд. В район Алайского хребта, где вполне вероятна встреча с басмачами, на поиски железной руды, крайне необходимой молодой советской стране, направлена геологическая партия. Во главе её — опытный изыскатель инженер Плавунов. Экспедиция выходит к рудному месторождению у Чёрной горы. Геологи наблюдают в небе загадочный белый шар, который приземляется недалеко от их лагеря: «Шар спускался всё ниже и ниже, медленно, словно нехотя, приближаясь к земле. Теперь было видно, что размеры у него довольно внушительные. Он был прекрасен в своей безукоризненной белизне и в абсолютном совершенстве своей формы. Великолепный, гладкий, сверкающий шар без единого рубчика, шва или пятнышка. Люди смотрели на него молча, как зачарованные.»
Рисунок И. Блиоха к «Дриону» А. Ломма в «Пионерской правде» №14 за 1974 год.
Шар легко можно сдвинуть с места, и начальник экспедиции Плавунов решает переместить его в лагерь геологов. Через короткое время контактировавшие с шаром красноармейцы экспедиционной охраны и погонщики ишаков погружаются в странный беспробудный сон. Бодрствующие члены экспедиции — Николай Фёдорович Плавунов, чех Вацлав Искра, дочь Плавунова Наташа, студент-практикант Юра Карцев, командир отряда охраны Пётр Лапин и всеми обожаемый десятилетний сын проводника Закирова Расульчик (очень общительный и активный мальчуган) — чрезвычайно обеспокоены происходящим. Между тем шар меняет цвет и вес: наливается неимоверной тяжестью, вдавливаясь в грунт и дробя гранитные плиты.
Рисунок И. Блиоха к «Дриону» А. Ломма в «Пионерской правде» №15 за 1974 год.
Ночью, не без помощи вездесущего и деятельного Расульчика, шар раскрывается. Это — разведывательный космолёт «Дрион», прибывший из Союза Тысячи Планет — гигантского космического комплекса населённых миров в центре Галактики. Из него появляется прекрасная инопланетянка Миэль в серебристом костюме — представительница Союза Тысячи Планет. Следует уточнить, что числом “тысяча” в этом Союзе определяется количество самостоятельно развившихся планет с собственной цивилизацией. В реальности космический Союз охватывает тысячи солнечных систем и многие десятки тысяч планет. Для начала Миэль падает в обморок, но не надолго.
Рисунок И. Блиоха к «Дриону» А. Ломма в «Пионерской правде» №29 за 1974 год.
Союз Тысячи Планет достиг чрезвычайно высокого уровня развития и нет «в богатейшем русском языке землян соответствующих понятий», чтобы доступно рассказать им об этом. Мысли разумных существ, населяющих Союз Тысячи Планет, принадлежат Великому Координатору – центральному искусственному мозгу, накопителю идей. Координатор установил, что «на некоторых планетах разум развивается настолько стремительно и бурно, что вся история его проходит в непрерывных лихорадочных взрывах из-за отсутствия социального равновесия. Войны, голод, эпидемии, угнетение себе подобных, жестокости, казни, а в конце, как правило, – полное самоистребление и опустошение всей планеты – такова участь этих цивилизаций». Учёные Союза Тысячи Планет назвали эту болезнь “гуоллой”, а Великий Координатор разработал метод спасения разума, поражённого гуоллой.
Рисунок И. Блиоха к «Дриону» А. Ломма в «Пионерской правде» №86 за 1975 год.
Супермозг решил, что миссию гуманности и доброты женщины выполнят лучше, чем мужчины. Двадцать тысяч “Дрионов”, управляемых специально отобранными и подготовленными девушками, одновременно покинули Главный Космодром Союза Тысячи Планет и устремились в разные концы Галактики на поиски миров, поражённых гуоллой. Посланницы снабжены безотказным средством против гуоллы. Суть его действия в том, что это средство в сотни раз замедляет развитие цивилизации, полностью устраняя склонность разума к агрессии. Миэль — одна из этих посланниц, цель её прибытия – тестирование землян на наличие заражения гуоллой. Забавный момент романа состоит в том, что Земля оказалась шестьсот шестьдесят шестой планетой, посещённой Миэль. Ломм явно что-то хотел этим сказать, но специального разъяснения в тексте книги не дал. Сами, мол, соображайте...
Александр Ломм. «Дрион» покидает Землю. — М.: Миллиорк, 2012 г. Серия: Библиотека научной фантастики и приключений. Тираж: 300 экз. Иллюстрация на обложке И. Блиоха. В книге 35 иллюстраций И. Блиоха из первой газетной публикации в «Пионерской правде» 1974-1976 гг.
По результатам своих наблюдений представительница далёкой цивилизации пришла к выводу, что земляне больны гуоллой. Геологи, с которыми Миэль общается, не согласны с диагнозом, они не желают подвергаться дегуоллизации, делающей человека безвольным позитивным овощем. Люди спорят и конфликтуют с Миэль. В решающий момент на лагерь нападают басмачи банды Худояр-хна. В неравном бою погибают Плавунов, Лапин, ранен Искра.
Рисунок И. Блиоха к «Дриону» А. Ломма в «Пионерской правде» №83 за 1975 год.
Вмешательство Миэль спасает остальных. Луч «фонарика» космолётчицы (это какое-то психотронное оружие, а я, между прочим, читал, что психотроника зародилась в конце 1960-х как раз в ЧССР) «умиротворил» басмачей, но под излучением случайно оказалась и Наташа. Влюблённый в неё Искра, увидев состояние Наташи после воздействия луча, выходит из себя. Он убеждает Юру Карцева, что Миэль опасна и её следует убить. Юра стреляет, но попадает под луч «фонарика» Миэль в руках Расульчика, который буквально с самого прибытия шара крепко сдружился с инопланетянкой. Умиротворённый Карцев заносит раненую Миэль в космолёт, «Дрион» взлетает, унося с собой их обоих.
Рисунок И. Блиоха к «Дриону» А. Ломма в «Пионерской правде» №6 за 1976 год.
45 лет спустя над Высокими Татрами в Чехословакии происходит авиакатастрофа: пассажирский самолёт врезается в «серебряный шар» неизвестного происхождения. В горах находят единственного человека оставшегося в живых, он пребывает в бессознательном состоянии. Человек одет в серебристый костюм. Похоже, что он связан с серебряным шаром. Упомянутые прессой детали — серебряный шар, серебристый костюм — приводят автора, записавшего ещё в 1969 году воспоминания инженера Искры о загадочном случае с геологами на Алайском хребте, к твёрдому убеждению, что оба события неразрывно связаны.
Иллюстрация к словацкому изданию «Дриона»(1985). Художник Т. Ротрекл.
На этом первая часть романа «Дрион» покидает Землю» заканчивается. Я пересказал её очень пунктирно, о второй части постараюсь говорить ещё более кратко. Речь в ней о том, что будущий автор романа вместе с уже давно повзрослевшим Расульчиком (геологом Русулом Закировым) навещают человека, умирающего в чехословацкой клинике. Юрий Карцев (это он остался в живых после воздушного столкновения над Высокими Татрами) на короткое время приходит в себя и подсказывает им, как получить сведения о том, что с ним произошло после отлёта «Дриона» в 1929 году.
Иллюстрация к словацкому изданию «Дриона»(1985). Художник Т. Ротрекл.
Найдя в горах информационную пирамидку (плиарану), содержащую в себе дневник Карцева, писатель и Расул Закиров узнают о том, как Юрий Карцев вместе с Миэль добирался до её родной планеты через «чёрные проходы» в «подвалах Вселенной», а добравшись, подчинил себе «Дрион» и ликвидировал контроль Великого Координатора над Союзом Тысячи Планет. Карцев провернул это не один, он даже главным в деле «революции» не был.
Иллюстрация к словацкому изданию «Дриона»(1985). Художник Т. Ротрекл.
На Ариуле, родной планете Миэль, её отец, крупный учёный Лагрим задолго до прилёта Миэль и Карцева провёл соответствующую работу и создал тайное общество единомышленников — «оранов» по освобождению Союза Тысячи Планет от пагубного влияния и контроля Великого Координатора, паразитирующего на идеях и мыслях людей. Собственно, никакой революции там не было. Лагрим и его соратники, используя конфликтную ситуацию с дегуоллизацией Земли, которую Великий Координатор хотел провести во что бы то ни стало, мастерски загнали супермозг в логическую ловушку, заставив его отменить принятое решение. Сама суть Великого Координатора отмены решений не допускала, электронная машина просто вышла из строя.
Иллюстрация к словацкому изданию «Дриона»(1985). Художник Т. Ротрекл.
Заговорщики скрывали свои мысли от супермозга, базируясь на чудесной планете-заповеднике Фабиоле. Фабиола — место, где рождаются «Дрионы» и происходит много всего необыкновенного, но я всё же удержусь от подробностей, вдруг кто-то сам захочет прочесть роман. Читается он, кстати, легко, Ломм наполнил своё произведение захватывающими приключениям и удивительными достижениями науки Союза Тысячи Планет. Для советской пионерской газеты середины 1970-х фантастические идеи, развёрнутые в романе, были достаточно продвинутыми и совсем не глупыми. Упомяну некоторые.
Иллюстрация к словацкому изданию «Дриона»(1985). Художник Т. Ротрекл.
Самое главное чудо — биотехнические живые космолёты «Дрионы». Они умеют свёртывать и развёртывать метрику пространства: диаметр шарообразного «Дриона» примерно 12 метров, а внутри космолёта полно места — «просторные залы и бесконечно длинные коридоры». «Дрион» легко меняет свой вес (управляет гравитацией) и быстро перемещается по галактике на колоссальные расстояния через «чёрные проходы» в «подвалах Вселенной» (в современной фантастике это называют «пространственными червоточинами» и «подпространством»). При этом люди находятся в состоянии «келл» — особенном анабиозе-сжатии. «Дрион» беспрекословно выполняет приказы своего командира-космолётчика, а также материализует для него необходимые предметы и приборы.
Иллюстрация к словацкому изданию «Дриона»(1985). Художник Т. Ротрекл.
Инопланетяне выращивают дома из «зародышей» по заданной программе из “самопрограммирующейся материи”: «грандиозные великолепные здания удивительных форм и расцветок вырастают сами из небольшого, особым образом запрограммированного блока, словно гигантские деревья из семян». Отец Миэль десять лет назад на Фабиоле изобрёл новый способ мгновенного перемещения в пределах звёздной системы — выпрямитель пространства — риоль. На планете Фабиоле втайне от Великого Координатора совершаются и другие открытия, которые очень помогают заговорщикам в момент открытого противоборства с Супермозгом.
В романе много всякой фантастической всячины и разных полезных мыслей, вроде той, что отсталым мирам не следует дарить изобретения и открытия, до которых они ещё не доросли — поубивают себя и окружающих. Правда, об этом Стругацкие написали ещё в 1963 году в повести «Трудно быть богом»...
Иллюстрация к словацкому изданию «Дриона»(1985). Художник Т. Ротрекл.
Я с пониманием и без иронии отношусь к страницам романа, на которых описываются и применяются чудеса науки и техники инопланетян. Пожалуй, лишь способ хранения и передачи информации, придуманный для них Ломмом, меня здорово смутил. На золотистые пирамидки — плиараны — можно записать свои мысли и воспоминания. Чтобы воспроизвести записанное, плиарану следует поджечь. В процессе горения пирамидки над ней возникает стереопузырь с изображением: идёт демонстрация содержащегося в плиаране. Через определённое время пирамидка сгорает — и всё. Воспроизведение возможно лишь один-единственный раз. По ходу я почему-то вспомнил пирамидки, которыми инженер Гарин заряжал свой гиперболоид: и роман Толстого, и самую первую его экранизацию с Евгением Евстигнеевым — пирамидки там тоже красиво горели...
Иллюстрация к словацкому изданию «Дриона»(1985). Художник Т. Ротрекл.
В связи с вышеизложенным обращаюсь к тем читателям моего Дзена, кто в комментариях обычно пишет со смешным высокомерием: «Не смог я читать «Дрион» Ломма (или его «Ночного орла»), слишком там всё глупо и примитивно». Позволю себе напомнить таким комментаторам, что номера «Пионерской правды», в которых печатались эти произведения Ломма, выходили полсотни лет назад, а сама газета была предназначена для детей 9 — 14 лет. Согласитесь, странно сейчас строить из себя умников. Вы начинаете выглядеть... ладно, не буду продолжать, надеюсь, сами догадались.
Рисунок И. Блиоха к «Дриону» А. Ломма в «Пионерской правде» №87 за 1975 год.
Искусственный супермозг в романе стал для Союза Тысячи Планет тормозом в свободном развитии и движении вперёд, но нельзя отрицать, что инопланетяне очень многого достигли во взаимодействии с Великим Координатором и его советами (длился этот своеобразный симбиоз, как пишет Ломм, тысячелетиями). Назвать тоталитарным общество, описываемое в романе, тоже нельзя. Вот характерный штрих: на каждом «Дрионе» есть свой Координатор, который даёт советы и указания космолётчицам. При этом на пульте управления имеется клавиша полного отключения, фактически уничтожающая Координатор. Кстати, этой клавишей и воспользовалась Миэль в первой части романа, когда советы Координатора вступили в противоречие с её решением отказаться от дегуоллизации планеты Земля. То есть эпоха Великого Координатора не была тоталитарной диктатурой, а, скорее, этакой мегаопекой над людьми...
Рисунок И. Блиоха к «Дриону» А. Ломма в «Пионерской правде» №93 за 1975 год.
Пожалуй, о «Дрионе» достаточно. Долг перед своим пионерским прошлым я выполнил: написал об авторе покорившего когда-то моё мальчишеское сердце «Ночного орла», а заодно и других книгах Александра Ломма. Правда, когда в «Пионерке» печатался роман «Дрион«покидает Землю», пионером я уже не был, но газету семья выписывала, её читал мой младший брат...
Рисунок И. Блиоха к «Дриону» А. Ломма в «Пионерской правде» №96 за 1975 год.
Что можно сказать о творчестве Александра Ломма после его отъезда в 1978 году из СССР? Писатель достал из ящика стола, переработал и опубликовал-таки свой самый первый НФ-рассказ («История сына сенатора»), который написал ещё в 1955 году, пока был шахтёром. Под названием «История рожденного без матери» («Zrozený bez matky») рассказ появился в субботнем приложении газеты «Работа» («Práce») в 1980 году. Ещё два рассказа вышли в 1980 году в журнале «Mladá fronta»: «Mikojové» и «Zkrocení ďábla». В 1987 году в фэнзине «Trifid 1987/ Epsilon» был напечатан рассказ «Keep Smiling».
Alexandr Lomm. Noční orel. — Praha: Albatros, 1981 г. Серия: Knihy odvahy a dobrodružství №156. Тираж: 60000 экз. Художник: Zdeněk Filip.
В 1981 году в Праге в издательстве «Albatros» на чешском языке вышла книга Александра Ломма «Noční orel» (перевод O. Ptáčková-Macháčková). Рисунки к пражскому изданию «Ночного орла» выполнил чешский художник Зденек Филип, известный иллюстратор детских и юношеских книг, мастер графики, плаката и карикатуры. Хотелось бы узнать, какой именно вариант текста «Ночного орла» писатель предложил чешским читателям, но у меня этой книги нет. Будущим исследователям творчества Ломма есть, чем заняться.
Václav Klička. Drion opouští Zemi. Praha: Albatros, 1983 г. Серия: v edici Karavana — sešity pod №161. Тираж: 68500 экз. Обложка: James Janíček, илюстрации: Karel Přibyl
В 1983 году в том же издательстве «Albatros» тиражом 68 с половиной тысяч экземпляров вышла книга Ломма «Drion opouští Zemi». Книга подписана настоящим именем автора — Вацлав Кличка. Псевдоним Александр Ломм теперь навсегда остался в СССР. Автор сам выполнил перевод романа на чешский. Иллюстрации — Karel Přibyl.
Václav Klička. Drion opúšťa Zem. — Bratislava: Mladé letá, 1985 г. Серия: Stopy. Тираж: 21000 экз.
В 1985 году в Братиславе в издательстве «Mladé letá» на словацком языке вышел роман «Drion opúšťa Zem» (перевод Ž. Šebíková). Обложку и внутренние иллюстрации этого издания выполнил чешский художник-график Теодор Ротрекл (1923-2004), известный своими рисунками к произведениям Станислава Лема, Франтишека Бегоунека и других авторов, много работавший с жанром НФ, а также с детской научно-популярной литературой.
Václav Klička. Ve jménu Metanoona. Praha: Albatros, 1986 г. Серия: Karavana — sešity pod № 195. Тираж: 60000 экз. Иллюстрации Jan Hejda.
В 1986 году в издательстве «Albatros» вышел роман Вацлава Клички «Ve jménu Metanoona», в котором автор развивает идею кибернетического муравья, знакомую нам по повести Алекандра Ломма «Муравьиный царь» (1965), опубликованной в Советском Союзе в журнале «Пионер» (я писал о ней в самой первой своей статье о Ломме: «Александр Ломм — очень советский фантаст и очень русский чех. Биография Ломма: вымысел и правда»). Искусственный муравей — Киберформик — благодаря стечению целого ряда странных обстоятельств получает власть над всеми муравьями мира.
Václav Klička. Smrt číhá u klavíru. Praha: Naše vojsko, 1992 г. Серия: Napětí.
В 1992 году в Праге в издательстве «Naše vojsko» вышла повесть Вацлава Клички «Smrt číhá u klavíru» («Смерть таится за фортепиано»), соединяющая в себе элементы научной фантастики и классического детектива. Это последнее известное мне произведение Александра Ломма.
Умер писатель в Чехии 30 ноября 1993 года.
Полностью и с оригинальными иллюстрациями статья находится по названию на Дзене.