Sleeper_ 

|
вчера в 08:40
|
Deepseek написал рассказ по заданной тематике. Как то даже и не отличить от среднего по грелке.
цитата Последний реальный день Утро 14 июля 2124 года началось для Алекса как обычно — с мягкого голоса домашнего ИИ. «Доброе утро, Алекс. Температура за окном +22°C, качество воздуха 99,9%. Ваш график свободен. Рекомендую продолжить вчерашнюю сессию в 'Эдеме' или выбрать одну из новых виртуальных программ.»
Алекс потянулся на своей кровати-трансформере, чувствуя легкое головокружение после вчерашнего 12-часового погружения в цифровой рай. Его руки автоматически потянулись к нейрошлему, лежавшему на прикроватной панели, но что-то заставило его остановиться.
«Сегодня я... пожалуй, останусь в реале,« — неожиданно для себя сказал он.
В голосе ИИ появились нотки удивления: «Нестандартный выбор, Алекс. По моим записям, вы не выходили в физический мир 47 дней. Рекомендую посетить Центральный парк — там сегодня цветут генетически восстановленные сакуры.»
Одевшись в стандартный комбинезон из самовосстанавливающейся ткани, Алекс вышел из своей квартиры-капсулы, расположенной на 145 уровне жилого мегакомплекса «Новый Токио-3». Лифт с биометрическим управлением мгновенно доставил его на транспортный уровень.
«Куда направляемся?» — спросил городской ИИ, когда Алекс занял место в персональной капсуле.
«Центральный парк,« — ответил он, удивляясь собственному выбору. Последний раз он был там... когда? Год назад? Два?
Дорога заняла ровно 2 минуты 14 секунд. Автоматические двери капсулы бесшумно открылись, впуская поток свежего, искусственно очищенного воздуха. Парк действительно был прекрасен — идеально подстриженные газоны, пруды с кристально чистой водой, в которой плавали когда-то исчезнувшие виды рыб. И повсюду — эти нежные розовые цветы, точные копии древних японских сакур.
Людей почти не было — в этот час большинство обитателей мегаполиса пребывало в цифровых мирах, где можно было быть кем угодно: от древнего воина до творца вселенных. Алекс прошел по главной аллее, наслаждаясь... нет, скорее удивляясь необычным ощущениям. Солнечный свет, падающий сквозь листву, казался каким-то слишком ярким, почти болезненным после месяцев жизни в регулируемой виртуальной среде.
«Место свободно?»
Женский голос заставил его вздрогнуть. Алекс обернулся и увидел девушку, сидевшую на соседней скамье. Что сразу бросилось в глаза — старомодные очки в тонкой металлической оправе. В эпоху нейроинтерфейсов и встроенных дисплеев это выглядело так же архаично, как каменный топор среди квантовых компьютеров.
«Конечно,« — кивнул он.
Девушка улыбнулась и подвинулась, освобождая место. В руках у нее была... Алекс не поверил своим глазам... настоящая бумажная книга с пожелтевшими страницами.
«Я Лина,« — представилась она, откладывая книгу на скамью.
«Алекс. Это... это настоящая книга?» — не удержался он от вопроса.
«Да. «Мастер и Маргарита». Оригинальное издание 2014 года,« — она бережно провела пальцем по корешку. «Нашел в заброшенной библиотеке на 23 уровне. Там еще много таких.»
«Но зачем? В нейросети есть полная оцифровка с эффектом присутствия. Можно буквально оказаться в Москве 1930-х, почувствовать запах того времени, поговорить с персонажами...»
Лина покачала головой, и солнечный луч играл в ее очках: «В этом вся проблема. Виртуальность слишком совершенна. В ней нет вот этого,« — она раскрыла книгу и поднесла к его лицу. «Запаха старой бумаги. Шероховатости страниц. Видишь эти желтые пятна? Это следы времени. В цифре такого не передать.»
Алекс задумался. Он не держал в руках настоящую книгу... сколько ему было? Десять? Двенадцать? После обязательного курса истории литературы в школе все перешли на нейроформаты.
«Ты часто бываешь... здесь? В реальном мире?» — спросил он.
«Каждый день,« — ответила Лина. «Работаю в антикварном магазине на 17 уровне. Восстанавливаю старые вещи. Часы, книги, фотографии. Есть спрос у ностальгирующих.»
Они разговорились. Лина оказалась удивительно... живой собеседницей. В отличие от виртуальных персонажей или людей, постоянно находящихся в сети, ее реакции были непредсказуемыми, эмоции — настоящими. Она смеялась, когда шутка действительно была смешной, хмурилась, когда тема становилась серьезной.
«Пойдем, я покажу тебе кое-что интересное,« — вдруг предложила она, закрывая книгу.
Лина привела его в маленькое кафе на нижних уровнях, где еду готовил настоящий повар, а не пищевой принтер. Запах свежесваренного кофе (настоящего, как уверяла Лина) смешивался с ароматом свежей выпечки.
«Это... нелегально?» — озираясь, спросил Алекс. Насколько он помнил, ручное приготовление пищи было запрещено санэпидемконтролем еще в 2080-х.
Лина рассмеялась: «Полулегально. У дядюшки Ли есть специальная лицензия на 'культурное сохранение кулинарных традиций'. Попробуй,« — она протянула ему кусочек странного коричневого пирога.
Первый укус вызвал взрыв вкусов — теплого, маслянистого, с оттенками чего-то знакомого, но забытого.
«Это... что это?»
«Медовик. Рецепт 20 века. Нравится?»
Алекс мог только кивнуть, снова и снова отламывая кусочки от лакомства. В виртуальности можно было симулировать любой вкус, но здесь было что-то другое... настоящее.
Они провели вместе весь день. Лина показала ему забытые уголки мегаполиса: библиотеку с настоящими книгами (их осталось всего три в городе), мастерскую, где старик-часовщик чинил механические часы, даже подпольный кинотеатр, где показывали фильмы на пленке.
Вечером, сидя на смотровой площадке 300-го уровня и наблюдая, как солнце садится за горизонт искусственных облаков, Алекс вдруг сказал:
«Ты странная.»
«Спасибо,« — улыбнулась Лина.
«Нет, я серьезно. Почему ты живешь так... в прошлом? Мир стал лучше. Нет болезней, войн, голода. Мы победили старение, освоили космос...»
«И потеряли что-то по дороге,« — тихо ответила она. «Посмотри вокруг. Идеальные улицы. Идеальные дома. Идеальные люди. Но где жизнь, Алекс? Где случайности? Где ошибки, которые делают нас людьми?»
Она указала на город, раскинувшийся внизу: «Они построили утопию и забыли, зачем она нужна. Большинство людей проводят 90% времени в виртуальности, где можно быть кем угодно. Но кто они на самом деле?»
Алекс хотел возразить, но слова застряли в горле. Он вспомнил свои последние месяцы — бесконечные сессии в «Эдеме», где он был творцом миров. А кто он был в реальности? Офисный работник 4 разряда, живущий в стандартной квартире-капсуле?
«Завтра я покажу тебе кое-что еще,« — пообещала Лина, прощаясь у его дома.
Но на следующее утро ее нигде не было. Алекс обошел все их вчерашние места, но Лина словно испарилась. В антикварном магазине на 17 уровне хмурый старик-владелец лишь покачал головой:
«Ее больше нет. Семья подала запрос на перевод.»
«Перевод? Куда?»
«В 'Эдем'. Постоянное место жительства. Она сопротивлялась, но... вы знаете, как это работает.»
Алекс знал. После «Добровольного акта о цифровом бессмертии» 2115 года любой гражданин мог перевести свое сознание в виртуальную среду навсегда. Большинство так и делало рано или поздно — зачем стареть, болеть, умирать, когда можно жить вечно в идеальном цифровом мире?
Он стоял перед массивными дверями центра трансфера сознания, читая броскую рекламу: «Вечность в раю! Всего 500 кредитов в месяц за персональный Эдем!»
Техник за стойкой регистрации устало спросил: «Вы решились на перевод?»
Алекс посмотрел в окно. На улице цвели сакуры. Настоящие. Хрупкие. Прекрасные.
«Нет,« — сказал он. «Я... я передумал.»
Выйдя на улицу, он вдруг осознал, что не знает, куда идти. Весь его прежний мир был там, в сети. Здесь у него не было ни работы, ни друзей, ни цели.
Но зато был запах цветов. И ветер, играющий в волосах. И воспоминание о вкусе медовика. И книга, которую он забыл вернуть Лине.
Алекс достал из кармана потрепанный томик «Мастера и Маргариты» и открыл первую страницу. На ней было написано: «Начни с начала.»
И он начал.
|
|
|