Я написал о нескольких фантастических произведениях писателей Юрия Сотника и Юрия Томина (см., например, мои материалы ««Шёл по городу волшебник»: фантастическая повесть Юрия Томина и кинофильм по её мотивам» или ««Эликсир Купрума Эса». Фантастика в повести Юрия Сотника начинается не сразу...») и теперь никак не могу расстаться с этими «детскими» авторами, пишу здесь уже и об их нефантастических произведениях. Прошу меня понять и простить. Оказалось, что погружение в атмосферу детства — это одновременно и грустно, и приятно, и затягивает. Детство до сих пор не хочет меня отпускать, а Юрий Сотник и Юрий Томин писали как раз о тех временах, когда я был школьником. Их проза очень достоверно передаёт настроение ушедших лет, их вещи, даже фантастические, создают ощущение реальности происходящего. Оба писателя были людьми талантливыми, неспроста их произведения до сих пор переиздаются. И даже иногда экранизируются.
Юрий Сотник. Вовка Грушин и другие. — М.: Детская литература, 1974 г. Тираж: 100000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Е. Медведева. В этот авторский сборник Ю. Сотника вошла и повесть «Машка Самбо и Заноза».
Я намерен написать ещё парочку обзоров, посвящённых творчеству вышеупомянутых авторов, а потом обязательно займусь другими писателями. Не исключено, что тоже детскими, и тоже из нашего прошлого. Должен признаться, что виртуальная реальность, которая неистово эксплуатируется в произведениях многих современных фантастов, порядком меня утомила. Заочные приключения героев в искусственных мирах, созданных компьютерами, перестали меня впечатлять. Судите сами: ты, уходя от действительности, читаешь фантастический роман, а герои этого романа, не живут в своей фантастической действительности, а тоже, в свою очередь, уходят от неё и начинают существовать в некоей виртуальности. Получается какая-то двойная симуляция. А я с детства не любил фантастику, в которой все волшебные события, происходящие с героем, впоследствии оказываются его сном или, ещё хуже, бредом. Это банально. Читатель, подобный мне, хочет реальных фантастических приключений и не важно, что это оксюморон.
Рисунок Игоря Блиоха к повести А. Ломма «Дрион» покидает Землю» в «Пионерской правде».
Фантастике прошлых лет была присуща другая крайность. Авторы опишут что-нибудь впечатляющее, а потом норовят поскорее уничтожить все следы описанных событий: утопят Атлантиду вместе с её высокоразвитой цивилизацией; раздробят на мелкие кусочки планету Фаэтон вместе с неосторожными фаэтонцами; без остатка взорвут над тайгой звездолёт чужих (Тунгусский метеорит) вместе с экипажем. А могут, как в фантастическом романе Александра Ломма ««Дрион» покидает Землю» (1974), устроить катастрофическое столкновение над горным массивом Высокие Татры авиалайнера (причём — пассажирского), с инопланетным шарообразным космическим кораблём («Дрионом»). Землянин Юрий Карцев, посетивший на этом чудесном «Дрионе» далёкую планету Ариулу и вернувшийся, «чтобы помогать своим братьям строить новую жизнь», гибнет, не успев ничего толком рассказать про свою галактическую одиссею. Надо бы про этот роман написать: никак нельзя оставлять без внимания любимое многими фантастическое произведение из пионерского детства и его автора — чеха Вацлава Кличку (писавшего под псевдонимом Александр Ломм) с любопытной судьбой.
Заставка художника Льва Смехова к повести «Ночной орёл» в «Пионерской правде».
• Фантастика (Александр Колпаков и Александр Ломм) в «Пионерской правде».
• «Машка Самбо и Заноза» – «приключенческая научно-фантастическая детективная» повесть Ю. Сотника.
• ««Архимед» Вовки Грушина» и другая техника в творчестве и жизни писателя Юрия Сотника.
• Диафильмы по рассказам Юрия Сотника рисовал художник Лев Смехов.
• Исследователи, искатели и изобретатели в произведениях Юрия Сотника.
• Экранизации рассказов Юрия Сотника. Козлы и подводные лодки.
Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/aGBkghdziAwchKH6