The best of the best 100


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Калейдоскоп фантастики» > The best of the best. 100 лучших рассказов англо-американской фантастики ХХ века
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

The best of the best. 100 лучших рассказов англо-американской фантастики ХХ века

Статья написана 24 июня 20:40
Размещена:

Затянул выпуск данной статьи. Но лучше поздно, чем никогда.

Выкладываю список 100 лучших рассказов (short story) англо-американской фантастики 20 века. Данный список выбран из 6 ранее представленных мной списков 1) Лучшие рассказы начала ХХ века, 2) Лучшие рассказы Золотого Века, 3) Лучшие рассказы 60-х годов, 4) Лучшие рассказы 70-х годов, 5) Лучшие рассказы 80-х годов, 6) Лучшие рассказы 90-х годов. Все эти списки опубликованы в рубрике КАЛЕЙДОСКОП ФАНТАСТИКИ, но проще и быстрее найти их на странице моего блога https://fantlab.ru/user91523/blog . Приведенный финальный список 100 лучших отражает популярность указанных новелл у НФ критиков, редакторов, составителей разных сборников типа Year Best SF и у тех, кто имеет влияние на премии Хьюго, Небьюла и Локус. Попадание в этот список (или высокое место в нём) не означает, что данное произведение очень интересное и увлекательное, хотя, безусловно, прочтения заслуживает.

Если название рассказа написано по-английски, значит, либо перевода её на русский нет, либо он сделан и опубликован в самиздате, и найти этот перевод в сети нельзя (ну, точнее, я не смог его найти – а я не крутой юзер).

В 2012 году журнал Локус провёл опрос, по которому определил 50 лучших рассказов ХХ века (смотрите https://www.isfdb.org/cgi-bin/ay.cgi?116+... ). Место рассказа, занятое в этом опросе, для сравнения приводится в круглых скобках сразу после номера в приводимом мною списке ниже.


1. (Лок. 16) Кордвайнер Смит “Игра с крысодраконом” — 19 (2 Прем + 17 Бест).

2. (Лок. 17) Фредерик Пол “Миллионный день” — 16 (1 Прем + 15 Бест).

3. (Лок. 3) Харлан Эллисон “Покайся, Арлекин, — сказал Тиктакщик” — 15 (3 Прем + 12 Бест).

4. Джудит Меррил “Только мать” — 14 (14 Бест).

5. (Лок. 27) Терри Биссон “Медведи познают огонь” — 13 (5 Прем + 8 Бест).

6. (Лок. 18) Харлан Эллисон “Джеффти пять лет” — 13 (5 Прем + 8 Бест).

7. (Лок. 13) Боб Шоу “Свет былого” — 13 (3 Прем + 10 Бест).

8. Клиффорд Саймак “Дезертиры” — 13 (1 Прем + 12 Бест).

9. (Лок. 1) Артур Кларк “Девять миллиардов имён Бога” — 12 (2 Прем + 10 Бест).

10. (Лок. 45) Фриц Лейбер “Грядёт пора развлечений” — 12 (2 Прем + 10 Бест).

11. Джеймс Блиш “Общее время” — 12 (12 Бест).

12. (Лок. 5) Артур Кларк “Звезда” — 11 (2 Прем + 9 Бест).

13. (Лок. 26) Урсула ле Гуин “За день до революции” — 10 (5 Прем + 5 Бест).

14. (Лок. 20) Джоанна Расс “Когда это изменилось” — 10 (4 Прем + 6 Бест).

15. (Лок. 11) Рэй Брэдбери “Будет ласковый дождь” — 10 (1 Прем + 9 Бест).

16. (Лок. 7) Роберт Хайнлайн “Все вы зомби …” — 10 (1 Прем + 9 Бест).

17. (Лок. 2) Урсула ле Гуин “Те, кто покидают Омелас” — 9 (3 Прем + 6 Бест).

18. Джоан Виндж “Взгляд с высоты” — 9 (3 Прем + 6 Бест).

19. (Лок. 46) Роберт Силверберг “Пассажиры” — 9 (3 Прем + 6 Бест).

20. (Лок. 22) Сэмюэль Дилэни “Да, и Гоморра …” — 9 (3 Прем + 6 Бест).

21. (Лок. 4) Харлан Эллисон “У меня нет рта, но я должен кричать” — 9 (2 Прем + 7 Бест).

22. Дэймон Найт “Маски” — 9 (2 Прем + 7 Бест).

23. (Лок. 36) Аврам Дэвидсон “Моря, полные устриц” — 9 (2 Прем + 7 Бест).

24. (Лок. 23) Джером Биксби “Мы живём хорошо!” — 9 (2 Прем + 7 Бест).

25. (Лок. 40) Альфред Бестер “Человек, который убил Магомета” — 9 (2 Прем + 7 Бест).

26. (Лок. 19) Артур Кларк “Часовой” — 9 (1 Прем + 8 Бест).

27. (Лок. 12) Айзек Азимов “Последний вопрос” — 9 (1 Прем + 8 Бест).

28. Джоанна Расс “Nobody’s home” — 9 (1 Прем + 8 Бест).

29. Брайан Олдисс “Кто заменит человека?” — 9 (9 Бест).

30. Морин МакХью “Дорога Линкольна” — 8 (3 Прем + 5 Бест).

31. Люциус Шепард “Сальвадор” — 8 (3 Прем + 5 Бест).

32. Джон Краули “Snow” — 8 (3 Прем + 5 Бест).

33. Джордж Р. Р. Мартин “Путь креста и дракона” — 8 (3 Прем + 5 Бест).

34. Майкл Суэнвик “Край мира” — 8 (2 Прем + 6 Бест).

35. (Лок. 34) Теодор Старджон “Летающая тарелка одиночества” — 8 (2 Прем + 6 Бест).

36. Альфред Бестер “Убийственный Фаренгейт” — 8 (1 Прем + 7 Бест).

37. (Лок. 49) Дэймон Найт “Страна милостивых” — 8 (1 Прем + 7 Бест).

38. Р. А. Лафферти “Медленная ночь со вторника на среду” — 8 (1 Прем + 7 Бест).

39. Джеймс Блиш “Произведение искусства” — 8 (8 Бест)

40. Фриц Лейбер “Плохой день для продаж” — 8 (8 Бест).

41. (Лок. 30) Конни Уиллис “Даже у королевы” — 7 (5 Прем + 2 Бест).

42. Майкл Суэнвик “Древние механизмы” — 7 (4 Прем + 3 Бест).

43. Джон Варли “Толкач” — 7 (3 Прем + 4 Бест).

44. Кейт Вилхельм “Твоя навеки, Анна” — 7 (3 Прем + 4 Бест).

45. (Лок. 8) Уильям Гибсон “Джонни-мнемоник” — 7 (3 Прем + 4 Бест).

46. (Лок. 25) Джон Варли “Воздушный налёт” — 7 (3 Прем + 4 Бест).

47. Дэймон Найт “I see you” — 7 (3 Прем + 4 Бест).

48. Филип Плоджер “Ребёнок на все времена” — 7 (3 Прем + 4 Бест).

49. Нэнси Кресс “Из всех своих ярких звёзд” — 7 (2 Прем + 5 Бест).

50. Джек Данн “Going under” — 7 (2 Прем + 5 Бест).

51. Пэт Кэдиган “Pretty boy crossover” — 7 (2 Прем + 5 Бест).

52. (Лок. 29) Айзек Азимов “Робби” — 7 (2 Прем + 5 Бест).

53. (Лок. 36) Эрик Фрэнк Рассел “Аламагуса” — 7 (2 Прем + 5 Бест).

54. Пол Андерсон “Kyria” — 7 (1 Прем + 6 Бест).

55. Ричард Матесон “Рождённый мужчиной и женщиной” — 7 (1 Прем + 6 Бест).

56. Клиффорд Саймак “Берлога” — 7 (1 Прем + 6 Бест).

57. Алгис Будрис “Никто не досаждает Гусу” — 7 (1 Прем + 6 Бест).

58. Кэтрин Маклин “Эффект снежного кома” — 7 (7 Бест).

59. Филип Фармер “Вперёд, мой челн” — 7 (7 Бест).

60. Айзек Азимов “Логика” — 7 (7 Бест).

61. Аврам Дэвидсон “Голем” — 7 (7 Бест).

62. Бертрам Чандлер “Клетка” — 7 (7 Бест).

63. Уолтер Миллер-мл “Crucifixus etiam” — 7 (7 Бест).

64. Брайан Олдисс “Бедный маленький вояка” — 7 (7 Бест).

65. Р. А. Лафферти “Узкая долина” — 7 (7 Бест).

66. Герберт Уэллс “Новейший ускоритель” — 7 (7 Бест).

67. Джон Кэссел “Буффало” — 6 (4 Прем + 2 Бест).

68. (Лок. 21) Джеймс Типтри “Любовь есть Замысел, Замысел есть смерть” — 6 (4 Прем + 2 Бест).

69. (Лок. 37) Орсон Скотт Кард “Соната без сопровождения” — 6 (4 Прем + 2 Бест).

70. Альфред Бестер “Четырёхчасовая фуга” — 6 (4 Прем + 2 Бест).

71. Майкл Суэнвик “Мёртвый” — 6 (3 Прем + 3 Бест).

72. Джеффри Лэндис “Вдогонку за солнцем” — 6 (3 Прем + 3 Бест).

73. Джеймс Патрик Келли “Крошка-мошка-паучок” — 6 (3 Прем + 3 Бест).

74. Грег Бир “Касательные” — 6 (3 Прем + 3 Бест).

75. Майк Резник “Кириньяга” — 6 (3 Прем + 3 Бест).

76. Пэт Кэдиган “Встреча” — 6 (3 Прем + 3 Бест).

77. Джеймс Патрик Келли “Rat” — 6 (3 Прем + 3 Бест).

78. Брюс Стерлинг “Дори Бэнгс” — 6 (3 Прем + 3 Бест).

79. Клиффорд Саймак “Грот танцующих оленей” — 6 (3 Прем + 3 Бест).

80. Ларри Нивен “Изменчивая луна” — 6 (3 Прем + 3 Бест).

81. Кэролайн Черри “Кассандра” — 6 (3 Прем + 3 Бест).

82. Джо Холдеман “Трёхсотлетие” — 6 (3 Прем + 3 Бест).

83. Джеймс Типтри “И я очнулся поутру на диком склоне” — 6 (3 Прем + 3 Бест).

84. Роберт Силверберг “Как мы ездили смотреть конец света” — 6 (3 Прем + 3 Бест)

85. Урсула ле Гуин “Обширнее и медлительнее империй” — 6 (2 Прем + 4 Бест).

86. Норман Спинрад “Творение прекрасного” — 6 (2 Прем + 4 Бест).

87. Ларри Нивен “Незадолго до конца” — 6 (2 Прем + 4 Бест).

88. Терри Карр “Танец того, Кто Изменяет, и Троих” — 6 (2 Прем + 4 Бест).

89. Гордон Диксон “Компьютеры не ошибаются” — 6 (1 Прем + 5 Бест).

90. Кейт Вилхельм “Планировщики” — 6 (1 Прем + 5 Бест).

91. Сэмюэль Дилэни “Стекляшки” — 6 (1 Прем + 5 Бест).

92. Кейт Вилхельм “Крошка, ты была бесподобна” — 6 (1 Прем + 5 Бест).

93. Роберт Силверберг “Добрые вести из Ватикана” — 6 (1 Прем + 5 Бест).

94. (Лок. 6) Рэй Брэдбери “И грянул гром …” — 6 (1 Прем + 5 Бест).

95. (Лок. 10) Ширли Джексон “Лотерея” — 6 (1 Прем + 5 Бест).

96. Гарри Гаррисон “Смертные муки пришельца” — 6 (6 Бест).

97. Памела Золин “Тепловая смерть Вселенной” — 6 (6 Бест).

98. Уидьям Тенн “Освобождение Земли” — 6 (6 Бест).

99. Джек Уильямсон “Металлический человек” — 6 (6 Бест).

100. Лесли Стоун “Завоевание Голы” — 6 (6 Бест).

В этом списке довольно высокие места занимают рассказы Джоанны Расс “Nobody’s home” (28 место) и Джона Краули “Snow” (32 место). У меня отсутствие их перевода на русский вызывало сильное раздражение, и потому я взял и сам их перевёл и выложил перевод на странице собственных переводов фантлаба

https://fantlab.ru/forum/forum1page1/topi... .

Напоминаю, что в течение года я перевёл на русский и выложил на страницах собственных переводов фантлаба также переводы рассказов Джеймса Блиша “Общее время” (11 место), Джоан Виндж “Взгляд с высоты” (18 место), Алгиса Будриса “Никто не досаждает Гусу” (57 место), Кэтрин Маклин “Эффект снежного кома” (58 место), Уолтера Миллера-младшего “Crucifixus etiam” (63 место), Терри Карра “Танец того, Кто Изменяет, и Троих” (88 место).

На данный момент на русский из 100 лучших не переведены три рассказа, а перевод одного издан в микротиражке, но он пока недоступен для подавляющего большинства любителей. Если никто из переводчиков не заинтересуется их переводом, то максимум год я буду терпеть непереведённость рассказов Пэт Кэдиган “Pretty boy crossover” и Джеймса Патрика Келли “Rat”, а также недоступность перевода рассказа Дэймона Найта “I see you”, и к концу 2026 года точно их переведу. Переводить же рассказ Джека Данна “Going under” (он что-то такое рассказывает о гибели “Титаника”) в ближайшие лет 5 точно не буду. Может кто соблазнится перевести его?

Джоанна Расс “Ничейный дом” (28 место). Рассказ содержит ряд любопытных мыслей о бытовой жизни и семейных отношениях людей будущего. Благодаря им, его очень полюбили критики и редакторы. Но сам по себе, как и все другие опусы Расс, данный рассказ до невозможности скучен и неинтересен.

Джон Краули “Снег” (32 место). А вот этот рассказ действительно хорош. Формально у него сюжет тоже не назовёшь увлекательным — динамики в нём почти нет, но рассказ глубокий и цепляет.





893
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 июня 20:46
спасибо


Ссылка на сообщение24 июня 20:55
Большущее спасибо! А за перевод рассказ Джона Краули отдельно^_^
Эх, серию бы таких антологий на русском!8-)


Ссылка на сообщение24 июня 22:28
>Кейт Вилхельм

Почти неизвестный на русском автор. А Л.Г. Михайлова в своей диссертации посвятила ей целый раздел:
цитата
В творчестве одной из наиболее значительных писательниц, выдвинутых Женским Возрождением — Кэйт Вильгельм — проявились многие его характерные черты.


Ссылка на сообщение25 июня 00:17
Среди моих самых обожаемых писателей в жанре рассказов — Роберт Шекли, Мюррей Лейнстер и Эрик Фрэнк Рассел. И в 100 лучших по мнению критиков рассказов попала от этих авторов только одна, хотя и блестящая, «Аламагуса» Э. Ф. Рассела — 53 место.
Но как есть, так есть. Как ни старался подтянуть чего-нибудь у того же Шекли — ничего не получилось — не уважали его критики. Лучший его рассказ «Специалист» оказался в районе 120 места.
У той же упомянутой выше Кейт Вилхельм — три попадания в 100 лучших. Это, между прочим, максимум. По три также у Х. Эллисона, А. Кларка, У. ле Гуин, А. Азимова, К. Саймака, Д. Найта, Р. Силверберга, А. Бестера, М. Суэнвика.
Удивительно, но в 100 лучших не оказалось и таких мощных рассказчиков, как Г. Каттнер, Д. Баллард, Д. Вулф.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июня 10:21
цитата validity
Лучший его рассказ «Специалист» оказался в районе 120 места.
У меня бы он даже в десятку рассказов Шекли не попал. В отличие от «Ордер на убийство», «Премия за риск», «Особый старательский», «Стоимость жизни», «Кое-что задаром»...


Ссылка на сообщение26 июня 14:57
А чем Джек Данн так провинился, разрешите полюбопытствовать?


⇑ Наверх