НОЧЬ ДВОЙНИКОВ Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > НОЧЬ ДВОЙНИКОВ ("Nowa Fantastyka" 245 (338) 11/2010). Часть 18
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

НОЧЬ ДВОЙНИКОВ («Nowa Fantastyka» 245 (338) 11/2010). Часть 18

Статья написана 26 июня 11:32

Напоминаю: основной текст – И.В. НАЙДЕНКОВА.

ЖАН-ПЬЕР АНДРЕВОН

Жан-Пьер Андревон/Jean-Pierre Andrevon (род. 19 сентября 1937) – один из крупнейших современных французских фантастов, представитель ставшего сейчас весьма немногочисленным старшего поколения.

Псевдонимы – Альфонс Брютше, Жан-Патрик Эпштейн, Дени Филипп (коллективный).

Андревон родился в городке Бургуэн-Жаллье, расположенном неподалеку от Веркора, в департаменте Изер. Его детство было сурово отмечено войной, впоследствии получившей самое разностороннее отражение в его творчестве. Поступив в лицей «Шампольон» в Гренобле, Андревон был вынужден вскоре оставить его, так как родители оказались не в состоянии платить за учебу. С 16 лет он начинает работать в Управлении дорог и мостов, занимаясь копированием рабочих чертежей. Заработав небольшую сумму, он поступает в 1957 году в школу декоративных искусств в Гренобле. Получив специальность, он в 1960 году начинает работать преподавателем рисования. Педагогическая деятельность Андревона продолжается до 1969 с перерывом на 2 года (1963-1964) на военную службу. Эти два года он провел в Алжире, где тогда подходила к концу война за независимость, против которой Андревон очень резко выступал.

Одновременно с преподаванием рисования, Андревон начинает писать статьи для местных газет и журналов, специализируясь на критических обзорах кинофильмов. До сих пор он регулярно публикуется в журнале «Фантастический экран» («L'ecran fantastique»). Андревон рисует (им выполнены, в частности, иллюстрации к нескольким научно-фантастическим книгам издательства «Аврора»), пишет музыку и даже выступает на концертах, исполняя песни в стиле модного в то время Брассанса. Начиная с 1965 года, Андревон сотрудничает с фэнзином «Лунатики». Поклонник творчества Уэллса, он пишет и посылает в 1967 году несколько рассказов в ведущий НФ-журнал того времени «Фантастика» («Fiction»), но редактор отклоняет их под предлогом низкого литературного уровня. Андревон продолжает настаивать, не теряя надежды, и в 1968 году «Фантастика» все же публикует его первый рассказ «Резервация» (“La reserve”).

На следующий год в издательстве «Деноэль» выходит первый роман Андревона, написанный в стиле фэнтези для юношества — «Люди-машины против Гандаара» (“Les hommes-machines contre Gandahar”,

добавим, что через 20 лет, когда Андревон был на вершине известности, по этому роману был поставлен полнометражный мультфильм). В 70-х годах он выпускает два короткометражных фильма, оставшихся практически незамеченными.

В последующие годы Андревон, обосновавшись в Гренобле, публикует по две-три книги ежегодно. Это научно-фантастические романы и сборники рассказов, а также произведения в жанре фэнтези, романы ужасов, детективы. К настоящему времени на его счету более сотни книг, включая переиздания. Трижды его книги отмечаются премиями — в 1982 г. он получает премию воображения (по разделу НФ для юношества) за роман «Фея и геометр» (“La fée et le géomètre”),

в 1990 г. Большую премию французской НФ за роман «Сюкран» (“Sukran”)

и в 2002 г. премию «Мастертон» за роман «Спящая деревня» (“Le Village qui dort”).

В 1983 году, как своеобразный знак признания, появилась «Золотая книга Жана-Пьера Андревона», в которую вошли 12 наиболее примечательных рассказов и повестей.

В конце 80-х гг. Андревон возвращается к живописи, заброшенной им еще в 1975 году. После того, как он в 1990 г. принял участие в оформлении международного музея научной фантастики в Ивердоне (Швейцария), где его кисти принадлежит стенная роспись «Стена галактик», в 1993 году состоялась его персональная выставка в Гренобле. В этом же году Андревон публикует воспоминания о своей юности — «Я вспоминаю о Гренобле».

В 1997 году, в связи с переизданием самого первого романа о Гандааре, Андревон публикует его продолжение «Гандаар и птица-мир» (“Gandahar et l’oiseau-monde”);

положительная реакция читающей публики и критики заставляет его написать еще три книги на эту же тему: «Курс на Гандаар» (“Cap sur Gandahar”, 1999), «Мятежники Гандаара» (“Les rebelles de Gandahar”, 2002),

“Изгнанники Гандаара” (“L’exilé de Gandahar”, 2005).

Главными мотивами в творчестве Андревона можно считать воинствующий пацифизм правого толка, политизацию научной фантастики и пропаганду экологии. В одном из недавних интервью Андревон сказал, что с начала 70-х гг., когда он впервые познакомился с экологией, он не переставал отстаивать интересы природы, потому что растущее население Земли представляет явную и все растущую угрозу живому миру планеты. Уничтожение амазонских лесов приводит к повышению среднегодовых температур; человек хищнически убивает не только слонов и китов, но и своих сородичей, курдов и алжирцев. С первого же номера Андревон начал сотрудничать с журналом «Во всю глотку», представляющему наиболее воинственно настроенное крыло «зеленых».

В своих книгах Андревон отразил все основные страхи нашего времени: загрязнение среды обитания, варварское разграбление природных ресурсов, склонность правящих кругов к тоталитаризму, ядерную угрозу... Показательными в этом отношении можно считать его посвященный постатомному миру роман «Пустыня мира» (“Le dèsert du monde”, 1977), а также роман «Работа хорька в курятнике» (“Le travail du furet à l’intérieur du poulailler”1983).

На русский язык произведения Андревона почти не переводились. Мне известны только переводы рассказа «Лицо» в сб. «Дорога воспоминаний», М.: Мир, 1981 (Зарубежная фантастика) и классического для писателя антивоенного рассказа «В атаку!» недавно опубликованного в журнале «Если» (№ 9, 2003 г.) в переводе ВЛАДИМИРА ИЛЬИНА.

К указанным публикациям следует добавить еще пять рассказов: «Правдивая идиллия» (журнал «Огонек» 50/1978), «На войне как на войне» (журнал «Студенческий меридиан» 10/1990), «Долина» (журнал «Студенческий меридиан» 11/1990), «Военная игра» («Если» 9/2003) и «Заповедник» (антология «Ноктюрн для демонов», 2022). Стоит заглянуть также в соответствующую статью в «Энциклопедии» В. Гакова и внимательно ознакомиться с материалами о писателе, опубликованными в «Архиве фантастики» по адресу https://archivsf.narod.ru/persona/andrevo....





52
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх