Заканчиваю обзор иллюстраций к «Марье Моревне». Последняя книга: «Русские народные сказки» (СПб.-М.: Речь, 2025). Худ. А.Елисеев
В этом новейшем издании воспроизводятся некоторые сюиты из знаменитой книги советских времён: «На море, на океане, на острове Буяне» (М.: Детская литература, 1983). И тогдашние иллюстрации Елисеева к «Марье Моревне» — вершина его творчества. Ну, а первым иллюстратором «Марьи Моревны» был Билибин. Так что — от Билибина до Елисеева.
Два месяца назад я купил эту новинку от «Речи» и сразу показал иллюстрации Елисеева к «Бабе-Яге» (см.). Сразу же эта книга заставила вспомнить о «Марье Моревне». Л.Кудрявцева в своём исследовании «Собеседники поэзии и сказки» (М.: Московские учебники, 2008) именно об иллюстрациях к «Марье Моревне» писала с восторгом.
цитата из Л.КудрявцевойС каким озорством нарисованы Елисеевым Кощей, Баба Яга, прочая нечисть, с его точки зрения компания разрушителей, отравляющая атмосферу и не только сказочную... Хотя, по убеждению художника, страшное и должно быть страшным, его рисунок вовсе не пугает, не наводит ужаса на читателя.
1) Сокол (может, орёл) спускается с небес за невестой — сестрой Ивана-царевича. Как это подаёт Елисеев! С евангельскими нотками, с византийской багряной пышностью. Неожиданный пафос.
2) А вот Иван-царевич по пути к логову Кощея забегает к зятю-птице в гости. Здесь Елисеев демонстрирует другое своё качество: ему скучно рисовать банальные сцены, он создаёт целый высокогорный мир — вон как корни дуба над пропастью повисли.
1) Давненько не рисовали художники побитое Марьей Моревной войско. Ну а Елисеев, громоздящий мельчайшие подробности, уж как нарисовал, так нарисовал — около полусотни тел.
2) Собственно Марья Моревна в своём королевском бранном наряде предстаёт скромно в уголке страницы.
Марья Моревна в короне, потому как «королевна», значит, чужеземка. Но дальше, выйдя замуж на Ивана-царевича, обрусеет и опростится: оденется в удобное платье, станет трепетной и робкой.
1) Ну вот и он — страшный и ужасный на цепях. Детали рисунка можно долго с наслаждением разглядывать.
2) Кощей не спеша (так и в тексте) догоняет беглецов.
Самый запоминающийся Кощей после билибинского Кощея — потому как оригинальный.
цитата из Л.КудрявцевойВроде бы жутковат гигантский Кощей, прямо-таки подпирающий под себя коня, но посмотришь на его костлявые голые коленки — и смешно!
UPD. 11/05/2025
Другой вариант этой известной иллюстрации из книги-альбома «Зарницы памяти: Анатолий Елисеев» (М.: Мир детства, 2017). Фигуры Ивана-царевича и Марьи Моревны чуть по-другому сделаны, но главное: какая-то большая резкость и как будто это станковое полотно, маслом написанное.
3) Картинки в тексте: а) Кощей в последний раз по-пацански предупреждает жалкого Ивана-царевича, чтобы не воровал больше Марью Моревну, а то изрубит; б) Кощей сказал — Кощей сделал (изрубил, в бочку погрузил, в море выбросил).
4) А вот оживший Иван-царевич стал добрым молодцом и «доконал Кощея палицей».
1) Гигантская Баба-Яга (с Кощея ростом). В палисаднике декоративные цветочки, чёрный котик на балконе... Все вот эти рунические крестики на вышитой рубахе у Бабы-Яги дополнены черепами. Очень органически смотрится (а Билибин в 1902 году портрет Бабы-Яги обрамил рамочкой, состоящей из свастики — см. подлинное издание, в советских переизданиях рамочку поправили).
цитата из Л.КудрявцевойВрождённый юмор Елисеева легко справляется со страшным и мистическим. И носатая Баба Яга какая-то дурашливая, хотя за ней на колах иссохшие человеческие головы.
Про головы, кстати... Юмор у Елисеева, конечно, не английский. Первая отрубленная голова — в турецком тюрбане, с Востока. Вторая голова — в рыцарском шлеме, с Запада. Со всех сторон отражает Баба-Яга набеги на Святую Русь. А третья голова — с характерной небритостью и в кепке-аэродроме...
2) Баба-Яга — плоть от плоти наша, в лапоточках вон. Но нет ей пощады от Ивана-царевича, укравшего у неё коня.