19. В рубрике «Рецензии»:
Якуб Винярский всесторонне обсуждает второй роман американского писателя Джо Хилла «Рога» (Joe Hill “Rogi”. Tłum. Maciejka Mazan. “Prószyński Media”, 2010); «роман Джо Хилла имеет структуру классической трагедии. Все начинается с забавного и неприятного события, затем следует ряд сцен, которые также могут рассмешить вас, чтобы затем с помощью нескольких головокружительных метаморфоз обернуться очень печальной историей. Хиллу удалось вместить в эту трагедию гораздо больше, чем трогательный сюжет – талантливый сын Стивена Кинга явно питает устремленные выше амбиции, и его книга – это еще и мучительно написанный роман о взрослении, дружбе, семейных отношениях, а также первой, как всегда жестокой, любви. Наконец, речь идет о том, какой должна быть жизнь на самом деле. Жить без лжи, если взять под контроль несовершенство человеческой природы и ничего не замалчивать…»;
Якуб Остроменцкий сосредоточенно перелистывает страницы историко-фантастической трилогии о войне поляков и литвинов с крестоносцами польского писателя Дариуша Домагальского (1. «Нежный удар молнии»; 2. «Бархатное касание ночи»; 3. «Гневное рычание бури») (Dariusz Domagalski. Cykl Kzyrżacki (T. 1. Delikatne uderzenie pioruna; t. 2. Aksamitny dotyk nocy; 3. Gniewny pomruk burzy). „Fabryka Słów”, 2009—2010); «Год 1409. Польша и Литва готовятся к войне с Тевтонским орденом. Исход битвы зависит не только от монархов и рыцарей. Миром правят конфликтующие каббалистические Сефироты – эманации Творца, проявленные на Земле Пробуждёнными. Некоторые из них исказились, вовлекая часть Пробудившихся в насилие, убийства, месть, а конфликты между странами являются лишь отражением борьбы божественных сил. В центре романа — бургундский рыцарь Дагоберт из Сен-Амана, воюющий на стороне Короны. Также немало витков сюжета посвящено Ягайле, фон Юнгингену, отдельным комтурам и дипломатам. Домагальский, к сожалению, увековечивает полуправду, накопившуюся вокруг польско-тевтонских отношений. В Ордене доминируют жестокие люди, угнетатели-педофилы. Каждый немец, которого вы встретите, высокомерен, а на польской стороне полно супергероев. Дагоберт, Добко из Олесницы и Якуб из Кобылян сбивают с ног нескольких противников за раз; в воздухе летают отрубленные головы врагов Короны и Литвы. Автор игнорирует тот факт, что массово служившие в Ордене монахи-рыцари из Силезии и Померании говорили по-польски. В “Тевтонском цикле” много неуместного дидактизма. Герои обмениваются репликами, почерпнутыми прямиком из исторических учебников. Хотя трилогия имеет солидную библиографию и сноски, Домагальский оказывается не в силах избежать ошибок (не Ягайло, а Казимир Великий включил в состав Короны Галицкую Русь). В сюжете тоже есть нестыковки: тевтонские пленники, хотя и забыли о свободе, хотят ее вернуть. Фон Юнгинген, хоть и с юных лет сражается с литвинами, не знает, чем они вооружены. Домагальский, однако, умеет ярко изображать сцены сражений, погонь, секса, прекрасно пишет диалоги. Девятеро рыцарей, спасающих Витольда из горящего Кижмарка, жадно дышащий под потоками ливня только что вышедший из боя Дагоберт, вороны на полях сражений, турниры в Праге -- весьма впечатляют. Характеры, хотя большинство из них вписываются в черно-белое разделение мира, построены очень выразительно. Лучшие черты характера проявляются в Мщуе из Скшинна, разрывающемся между добром и злом. Архаизация языка в диалогах добавляет аутентичности»;
Рафал Сливяк анализирует содержание антологии «Предрассветный час» (“Przedświt”, “Motyl”, 2010), содержащей НФ-рассказы польских писателей новейшего поколения; «Большинство текстов в этой антологии далеки от профессиональных, но некоторые производят хорошее впечатление»;
Якуб Винярский советует обратить внимание на сборник статей польского писателя-фантаста Феликса Креса «Галерея для взрослых» (Feliks W. Kres “Galeria dla dorosłych”, “Fabryka słów”, 2010); «интригующий дневник ремесленника, осознающего, кто он есть и какова его роль»;
Агата Краевская хвалит переводную двухтомную антологию «Большая книга чудовищ», составленную Стивеном Джонсом (“Wielka Księga Potworów” pod red. Stephena Jonesa, “Fabryka Słów”, 2010); «чудовища – символ брутальности, тайны и страха. И то, и другое, и третье вы найдете в этом двухтомнике»;
Пшемыслав Пененжек находит интересным дебютный роман американского писателя Скотта Сиглера «Заражение» (Scott Sigler “Infekcja”, “Papierowy Księżyc”, 2010); «это блестяще написанный научно-фантастический horror, горстями черпающий вдохновение из произведений Стивена Кинга, Майкла Крайтона, Чака Паланика, Ричарда Мэтисона, Джека Финнея и Дэвида Кроненберга. Черный юмор, научная точность, другие состояния сознания, телесные вивисекции и сочные, временами до тошноты, описания – главные козыри этой прозы»;
Бартломей Пашильк хвалит сборник из двух десятков рассказов польского писателя Давида Каина «Макабрески» (“Dawid Kain “Makabreski”, “Atropos”, 2010), «где обыденные реалии Польши XXI века подвергаются фантастико-футуристической обработке <…> ни один из писателей не проникает вглубь польской действительности с таким умением, как Каин»;
Войцех Хмеляж снисходительно характеризует роман молодой польской писательницы Александры Руды «Найти свою дорогу» (Aleksandra Ruda “Odnaleźć swą drogę”, “Fabryka słów”, 2010) как «легкую, немного амбициозную историю для подростков. Для чтения на летнем отдыхе»;
Иоанна Кулаковская утверждает, что третья часть приключений кавалера Сент-Жермена – роман американской писательницы Челси Квин Ярборо «Кровавые игрища» (Chelsea Quinn Yarbro “Krwawe igrzyska”. Tłum. Radosław Kot. “Rebis”, 2010) «напоминает композицией предыдущие и вызывает подобные ощущения. Идеальное чтение для любителей исторических романов»;
Якуб Винярский в общем хвалит небольшую книгу Мануэлы Данн-Масцетти «Мир вампиров. Manuela Dunn-Mascetti “Świat wampirów. Od Draculi do Edwarda”От Дракулы до Эдварда» (Manuela Dunn-Mascetti “Świat wampirów. Od Draculi do Edwarda”. Tłum. Ewa Morcińska-Dzius. “Prószyński Media”, 2010), где при хорошем графическом оформлении излагаются биографии знаменитых вампиров, описывается их анатомия, указываются способы опознания и рекомендуется комплекс защиты; «не шедевр, не новое открытие, но мы ведь любим те песни, которые знаем»;
Агнешка Хаска рекомендует юным читателям роман американских писателей Теда Уильямса и Деборы Бил «Драконы Обыкновенной фермы» (Ted Williams, Deborah Beale “Smoki ze Zwyczajnej farmy”. Tłum. Jarosław Rybski. “Rebis”, 2010); «Как и положено хорошим книгам, речь идет не только о монстрах, приключениях и тайнах -- пребывание в сельской местности также становится уроком мужества, дружбы и толерантности, не говоря уже о практическом обучении разведению драконов. Следующие тома обещают быть не менее вкусными»;
Ежи Стахович полагает «захватывающе интересным» классические романы американской писательницы Урсулы Ле Гуин «Мир Роканонона» и «Планета изгнания» (Ursula LeGuin “Świat Rocannona”; “Planeta wygnania” “Książnica”, 2010);
Ежи Жимовский считает безупречным справочник польского журналиста Камиля Смялковского «Вампир. Лексикон» (Kamil Śmialkowski “Wampir. Lesykon”. “Pascal”, 2010), в котором на «почти трех сотнях книжных страниц располагается множество информации о литературе, кино, телевидении, комиксах вампирской мифологии. <…> Том иссушает тему до чуть ли не последней капли крови»;
Иоанна Кулаковская советует приглядеться к первому тому цикла «Братство Черного Кинжала» американской писательницы Дж. Р. Уорд «Темный любовник» (J.R. Ward “Bractwo Czarnego Sztyletu: Mroczny kochanek”. Tłum. Igor Murawski. “Videograf II”, 2010); «название и издательская справка сулят очередной вампирняк, но поверьте – все не так плохо»;
Якуб Винярский сообщает о появлении на польском рынке новой книги английского писателя Чайны Мьевиля «В поисках Джейка» (China Miéville “W poszukiwaniu Jake’a”. Tłum. Michał Jakuszewicz, Grzegorz Komerski, Dorota Gutfield, Konrad Walewski. “Zusk i S-ka”, 2010); «с важнейшими романами Чайны Мьевиля мы уже познакомились, пришел черед рассказам…»;
Агнешка Хаска интригует, листая роман американской писательницы Лили Сент-Кроу «Другие ангелы» (Lili St. Crow “Inne anioły”. Tłum. Ewa Skórska. “Amber”, 2010); «если вы думаете, что произведения романтической мистики вас уже ничем удивить не могут, то глубоко ошибаетесь…»;
Агата Краевская просматривает начальный роман новой трилогии (“The Traitor Spy”) австралийской писательницы Труди Канаван «Дипломатическая миссия» (Trudi Canavan “Misja Ambasadora”. Tłum. Agnieszka Fulińska. “Galeria Książki”, 2010); «Ничего особенного, но и ничего трагического. <…> Книга не впечатляет писательским стилем и редко удивляет яркостью. Это просто написанная история с бегло прописанными персонажами. Даже если за их мыслями стоят какие-то дилеммы, то они просты, решаемы быстро и без ненужных осложнений. <…> Несмотря на это, а может быть, благодаря этому, “Миссия” читается легко и быстро, что делает ее приятным, нетребовательным развлечением для времяпрепровождения на пляже» (стр. 68—71).