ЧЕШСКАЯ ЖАНРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ЧЕШСКАЯ ЖАНРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА (А. Кудлач). Часть 3
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ЧЕШСКАЯ ЖАНРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА (А. Кудлач). Часть 3

Статья написана 9 апреля 11:03

(ЧЕШСКАЯ ЖАНРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА – продолжение2)

Фэнтези, как еще одна существенная ветвь популярной фантастики, базируется больше на конструировании вымышленных миров, чем на концепциях научного и технического мышления, которые формируют действия литературных персонажей; эти миры могут казаться «невозможными» или «невероятными» («неправдоподобными») по сравнению с научной фантастикой. Рассказы жанра фэнтези часто имеют структуру, отвечающую установленным правилам миров, их функционированию и нарушению функций. Этот жанр также имеет значительно бОльшую вариативность, чем научная фантастика, что мы покажем ниже.

В чешской среде оригинальная фэнтези появилась сравнительно поздно – первые ее следы обнаруживаются в некоторых научно-фантастических произведениях начала 1990-х годов (Вильма Кадлечкова [Vilma Kadlečková]: «На границах Вечноого» [Na pomezí Eternaalu], 1990; «Однажды будет тьма» [Jednou bude tma], 1991; Мечи Лоргана [Meče Lorgan], 1993;

[

Иржи В. Прохазка [Jiří W. Procházka]: «Кен Вуд и меч короля Д'Салы» [Ken Wood a meč krále D’Sala] , 1991; «Кен Вуд и жемчуг королеву Меб» [Ken Wood a perly královny Maub], 1992).

Роман «Гука и змеелюди» (“Gooka a dračí lidé”, 1991) и его продолжение «Гука и Йоримар» (“Gooka a Yorimar”, 1993), созданные Ондржеем Неффом, Евой Гаусеровой (Eva Hauserova, 25.11.1954—22.12.1923) и Владо Ришей (Vlado Ríša, род. 16.04.1949) под общим псевдонимом Ричард Д. Эванс (Richard D. Evans),

можно считать первой отечественной попыткой написания относительно «чистой» фэнтези (если не считать таковой дебютную работу Вероники Валковой, см. ниже).

Начала чешской фэнтези были в значительной степени вдохновлены англосаксонской классикой жанра, особенно прозой Р. Э. Говарда о Конане. Некоторые важные авторы чешской фантастики вошли в литературу примерно в середине 1990-х годов как создатели сиквелов приключений Конана, которые тогда публиковались под англоязычными псевдонимами. Жанровый вариант так называемой героической фэнтези нашел своего яркого представителя в Чешской Республике того времени в лице Мирослава Жамбоха [Miroslav Žamboch, род. 13.01.1972] , автора, который уже долгое время пользуется популярностью у читателей («Последний берет все» [Poslední bere vše], 2000; «На острие клинка» [Na ostřích čepelí], 2001; «Без пощады» [Bez slitování], 2003; «Конец волка-одиночки» [Konec vlka samotáře], 2005; «Время жить, время убивать» [Čas žít, čas zabíjet], 2010; На службе у клана [Ve službách klanu], 2013 и др.).

(Подробнее о Мирославе Жамбохе см. Тэг «Жамбох М.» в этом блоге.)

Некоторые виды фэнтези сегодня больше представлены в чешском фэнтези, другие значительно меньше. Одним из центральных, безусловно, является историческая фэнтези, создатели которой работают с реальностями, событиями и персонажами из разных исторических эпох в рамках своих вымышленных миров. Период раннего средневековья вдохновил, например, Ярослава Мостецкого (Jaroslav Mostecky, 29.09.1963—13.12.2020) на создание «викинговской» трилогии (ныне тетралогии W.) «Волчий век [Vlčí věk] : Иди и принеси мне голову короля [Jdi a přines hlavu krále]; Ларс, красивый череп [Lars, stawnata lebka]; Проклятие призрачных жеребцов [Prokleti přizračnych hřebcu]; 1995 – 2000; Волчата [Štenata vlků]»)

и Леонарда Медека (Leonard Medek, род. 08.04.1962) и Франтишку Врбенскую (Františka Vrbenska, род. 25.07.1952) на написание ими романа «Тень синего быка» (“Stín modrého býka”, 2001), где речь идет о временах «миграции народов».

Юрай Червенак (Juraj Červenák, род. 16.06.1974) (2)

в ряде прозаических произведений уверенно опирается на историю и мифологию славянских народов (трилогии «Колдун» [Černokněžník], 2003-2005 и «Богатырь» [Bohatýr], 2007-2008; дилогии «Бивой» [Bivoj], 2008 и «Золото Арконы»[Zlato Arkony], 2012-2013; роман «Призраки на Девине» [Přízraky na Devíně], 2016). Немного дальше в истории (и почти на грань с фантастикой) продвинулся Червенак в цикле романов о войнах против турок в XVII веке «Капитан Баторий» (“Kapitán Báthory”, с 2009 года).

(Ну я вас умоляю! Подробнее о Юрае Червенаке см. тэг «Червенак Ю.» в этом блоге. Ну разве что не сейчас, а чуточку позже.).

Франтишка Врбенская и Луция Лукачовичова (Lucia Lukačovičova, род. 1980) разворачивают действие романа «Резвый конь» (“Hořící kůň”, 2017) в Испании XI века.

Однако писатели исторической фэнтези используют и гораздо более позднюю историю – действие романов цикла Леонарда Медека (Leonard Medek) «Искатель приключений [Dobrodruh]: Искатель приключений [Dobrodruch]; Ливийская сюита [Libyjska suita]; Третий триарх [Třeti triarcha]; Картинная галерея дьявола” [Diablova obrazárna], Властелин черных зеркал [Pán černých zrcadel], c 2004 года) происходит в начале XX века,

а роман Томаша Банджуха (Tomáš Bandžuch, род. 18.06.1986) «На службе Республики» (“Ve službách republiky”, 2012) – даже в междувоенной Чехословакии.

Этот жанровый вариант представлен и более короткими прозаическими произведениями, собранными в серии антологий Ондржея Йиреша под общим названием «Фантастическая история» (“Fantastická historie”): «Песни темных веков» [Písně temných věků], 2005; «Memento mori», 2009; «Кровавая честь» [Krvavá čest], 2012).

(Продолжение следует)





72
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх