Новости питерских фантастов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Леонид Смирнов» > Новости питерских фантастов (часть тридцатая)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Новости питерских фантастов (часть тридцатая)

Статья написана 4 апреля 20:21

СЕКЦИЯ ФАНТАСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

Два заседания секции фантастики и литературной сказки и секции научно-художественной литературы Союза писателей Санкт-Петербурга, которые как обычно прошли в Санкт-петербургском доме писателя, были посвящены творческому вечеру Марии Семеновой и Анны Гуровой. Первое заседание состоялось 18 ноября 2024 года, второе – 17 февраля 2025 года.

1 — Александр Железняков и Тимур Максютов; 2 — Часть зрительской аудитории


Эти две весьма успешные петербургские писательницы, которые в последние годы стали работать вместе, рассказали нам о своем творческом методе. Причем, они не только рассказывали, но и много чего показывали, ибо принесли в Дом писателя немало замечательных артефактов.

Я попытаюсь воскресить в памяти самые интересные фрагменты их выступлений или наиболее ценные разрозненные мысли, что попали в мой конспект. Быстротекущее время стремительно вымывает песок памяти из пещеры ума. Не судите строго. Итак…

Ноябрьское заседание открыла Мария Семенова, так как ее напарница опаздывала. Мария рассказала, что, начиная писать о прошлом, она создавала исторические романы, но тогда они оказались никому не нужны. Пришлось сменить литературное направление на фэнтези, точнее сказать, на этническое фэнтези.

Главное в ее творческом методе – полностью погрузиться в материал, «заболеть» им, чтобы создавать миры, населенные живыми людьми, которые не могли существовать в отрыве от своих древних верований. Мария считает себя неплохо подготовленным дилетантом, которому не раз помогали профессионалы – в первую очередь, ученые. Помогали по вопросам психологии, верований, быта наших предков. Если ты хочешь собрать нужный материал, мало общаться с единомышленниками в сообществах в Телеграмме. Необходимо посещать места научного интереса, в том числе этнографические музеи и деревни малых народов, которые до сих пор хранят память о прошлом.

Поначалу у Марии Семеновой замышлялось славянское фэнтези, а в итоге получилось русское. А потом оказалось, что стоит расширить границы славянского фэнтези за счет верований, традиций, мифов и легенд культуры иных народов России. Ведь у них обнаружились поистине бесценные сокровища.

Писать о любой культуре надо так, чтобы было интересно всем. И очень важно владеть материалом, чтобы не писать всякую чушь, чем страдают многие современные авторы. А значит, автору этнического фэнтези жизненно необходимы в том числе и практические умения. Для этого нужно своими руками «пощупать» материальную культуру. Мария Семенова пошла именно этим путем. В 35 лет она занялась боевыми искусствами и четыре года провела на татами. В 38 лет она стала осваивать лошадей. Ей стало интересно и она четыре года пропадала на конюшне. Но этого было мало. На очереди оказалась стрельба из лука. Мария приобрела лук на Aliexpress и научилась стрелять. Дальше было фехтование. Мария Семенова посещала клубы стрелков из лука и фехтовальщиков, ее консультировали специалисты. Например, описывать правильно боевые сцены ей помогал офицер из отряда «Альфа». Особенно ей запомнились такие примеры «высшего пилотажа» как выстрел из лука двумя стрелами сразу – проявление высшего мастерства у лучников (аналог стрельбы по-македонски) и бой двумя мечами.

Особое место в изучении мира прошлого у Марии занимает музыка. В новом романе – особенно. Ведь в мире древних людей она (музыка) сопровождала любой вид деятельности. А потому Мария пошла к гусельным мастерам, за три-четыре дня соорудила себе гусли, потом стала учиться играть. В качестве примера гусельной музыки она исполнила песню своего сочинения о викингах. Это было весьма впечатляюще. Сейчас Мария учится пению в музыкальной школе.

Весь первый вечер Мария Семенова демонстрировала нам мужской праздничный саамский костюм. У писательницы особенный интерес к этому народу, ведь ей удалось выяснить, что одна из ее праматерей была саамкой. На костюме Мария вышила сложный орнамент – настоящий путеводитель по саамскому мирозданию. А потом она показала нам обряд «оживления костюма».

3-4 — Мария Семенова в саамском костюме; 5 — Семенова играет на гуслях и поет


И тут появилась Анна Гурова. Она – руководитель студии литературной сказки. Мария Семенова работает с ней с 2017 года. Их объединил общий интерес к этнике, особенно финско-угорской. Анна Гурова вскоре переняла творческий метод более опытной напарницы – прежде всего постигать культуру древних народов, а потом уже сочинять текст. У Анны тоже имеется личный интерес к культуре финно-угров, ведь у нее обнаружилась бабушка – вепс по национальности. В последние годы Анна углубленно изучала культуру карелов, вепсов и других финно-угорских народов Северо-Запада России.

Соавторы успешно работают вместе и за 8 лет опубликовали 9 романов (цикл «Аратта» из семи романов (2017-2023) (https://fantlab.ru/work947106) и цикл «За небесным огнем» из двух романов (2024-2025) (https://fantlab.ru/work1535940)).

Работая над романами про дохристианскую Русь, где главным героем является шаман, Семеновой и Гуровой пришлось детально изучать шаманизм. Значит, первым делом им нужно было добыть бубен. Это – не просто магический артефакт, а живое существо, небесный конь, небесная лодка. И его надо награждать… На бубне имеется рисунок – древо души, которое объединяет верхний, средний и нижний миры. Анна Гурова обрядилась в костюм старого могущественного шамана – алтайского кама, который являлся шаманом нижнего мира.

6 — Анна Гурова с шаманским бубном


Семенова и Гурова подробно рассказали нам о костюме шамана. Это была, по сути, настоящая этнографическая лекция. Костюм украшен перьями различных птиц. Каждый из них играет свою особенную роль. Анна продемонстрировала нам традиционные шаманские атрибуты: ложку, чтобы кормить духов, и флягу, чтобы их поить.

7-8 — Гурова в шаманском костюме; 9 — Гурова с ложкой и флягой; 10 — Настоящая шаманская фляга


А еще Мария Семенова сыграла нам на тальхарпе (смычковой арфе) – древнем скандинавском музыкальном инструменте, которую, конечно же, сделала она сама.

11 — Гурова с тальхарпой


За короткий вечер Мария и Анна не успели рассказать все, что задумали, поэтому председатель секции фантастики Тимур Максютов предложил сделать продолжение творческого вечера.

Оно состоялось не очень скоро – спустя три месяца. Итак, мы уже знали, что Мария Семенова и Анна Гурова используют литературное направление фэнтези, чтобы во всех значимых деталях показать читателям мир предков, их верований, представлений о мире. Сначала это было славянское фэнтези, теперь – этническое, ведь соавторы стали изучать и множество других культур. Когда пытаешься жить в описываемом тобой мире, необходимо создать условия для максимально возможного понимания психологии предков, которая разительно отличается от нашей сегодняшней. А когда исторический наряд не только носишь, но и сам его шьешь, возникает совершенно другой уровень отношения к материалу.

На Марии Семеновой на сей раз мы снова увидели мужской костюм – теперь уже костюм русского скомороха. Она подробно изучала стихию скоморохов, веселых людей, людей-праздников.

12-13 — Семенова в костюме скомороха


Музыкальность была необходима народу и в праздники, и в будни. Древние люди играли на инструментах практически все, плясали – тоже, но только скоморохи были профессионалами в этом деле.

Скоморохи, кроме прочего, работали живой газетой, а также непременно вовлекали в свое представление народ. Костюмы их должны были выделяться среди тусклой, бледной крестьянской одежды. Короткие полы их одежды – демонстративное нарушение традиций. Такая одежда считалась непристойной. Вспомним такое понятие как грех кратополии.

Культура скоморохов это совершенно самостоятельный мир, а скоморошечьи ватаги – настоящая мафия. Раз в несколько лет на всеобщем сходняке они собирались, что поделить маршруты предстоящих «набегов».

У скоморохов была разная специализация: певцы, жонглеры, танцоры и так далее. Мария Семенова продемонстрировала нам костюм сказителя с гуслями. Еще один типичный музыкальный инструмент скоморохов – кугикла (пан-флейта). Мария показала ее в действии, а затем она продемонстрировала нам игру на варгане и малых варганчиках, известных с XII века. Люди так сильно хотели музыки, что производили ее из любых доступных предметов.

14-18 — Семенова играет на различных музыкальных инструментах


Отдельная тема – бродячие музыканты и их проводники. Например, на юге России родители иногда специально ослепляли своих детей, чтобы те могли путешествовать в ватаге и гарантированно выбиться из полной нищеты.

Анна Гурова отлично дополняла на творческом вечере Марию Семенову, обрядившись в женский костюм традиционного общества. Это был обобщенный финско-угорский костюм, а потом он превратился в конкретный костюм замужней женщины. И тут очень важно понять, насколько он «заряжен», то есть может ли он магически защитить свою хозяйку от всевозможных напастей, включая порчу и сглаз. Этот весь покрыт оберегами, а значит, защищает ее по максимуму.

Автор этнического фэнтези просто обязан разбираться в костюмах и прическах соответствующей эпохи. У каждого возраста и социального слоя костюм был совершенно разный. Очень важно знать детали. Так, например, распущенные волосы могла носить только чародейка, живущая вне общества. Обычная девушка заплетала косу и носила головную повязку. Две косы заплетала проститутка – при непокрытой голове. У взрослой женщины они были скрыты платком.

19-24 — Гурова в разных вариантах женского костюма; 25 — Гурова в костюме с максимальной защитой


Мария Семенова и Анна Гурова рассказали нам и о многом другом – столь же интересном. В том числе о мире русской свадьбы – расписанного в каждой детали традиционного ритуала, сложного и многоэтапного. Вряд ли я буду далек от истины, если скажу, что аудитория была в восторге от творческого вечера и готова встречаться с нашими замечательными писательницами снова и снова.





648
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 апреля 07:42
Да-а, вот уж действительно глубокий подход к теме.


Ссылка на сообщение5 апреля 09:24
Подумать только! Ведь когда-то действительно велась настоящая литературная работа, ориентированная на детей и подростков: Буратино, сказки Волкова о Изумрудном Городе, сказки Успенского, повести Булычева о Алисе и т.д. и т.п.
А теперь что? Какая ведётся сейчас работа в этом направлении? Тётки в нарядах скоромохов с гуслями и бубнами.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 апреля 14:59
А вы в своем творчестве какую работу ведете с молодым поколением? Никакую? Ведь в среднем, не ошибусь, если скажу, что каждая из ваших работ, выставленных в библиографии, оценена примерно ни одним человеком?
 


Ссылка на сообщение5 апреля 15:31
Да какое у меня творчество? Я простой потребитель и обыватель, и не писатель вовсе. И в союзах не состою, и в секциях разных тоже. Я — читатель, не создатель. И с удовольствием почитаю ту литературу, продолжающую традиции той — ориентированную на «детей и подростков: Буратино, сказки Волкова о Изумрудном Городе, сказки Успенского, повести Булычева о Алисе и т.д. и т.п.» Но её, судя по всему, почему-то больше не производят литературные работники — члены союза писателей и соответствующих секций. То ли дети и подростки больше не интересуются литературой, то ли мы, взрослые, сами не хотим интересоваться своими же детьми. Грустно как-то...
 


Ссылка на сообщение5 апреля 15:53
Анна вполне себе пишет детскую литературу. Ну и да, она не продолжает писать под псевдонимами про Алису, Буратино и прочих, как делали некоторые)
 


Ссылка на сообщение5 апреля 16:14
Успехов Анне творческих и вдохновения! И чтобы в современной отечественной литературе для детей и подростков почаще появлялись шедевры:-)
 


Ссылка на сообщение5 апреля 16:25
Про нынешние шедевры, надеюсь, будем судить лет через 30
 


Ссылка на сообщение5 апреля 17:09
Работа Гуровой и Семеновой над материалом будущих книг не ограничивается кокошниками и гуслями. Они поднимают огромные пласты информации о прошлом. Но чистой теории им мало — хочется примерить теорию на себя, превратив ее хотя бы частично в практику: и стрелять из лука, и рубить мечом, и скакать на коне, и играть на гуслях, и шаманить, и участвовать в ритуале традиционной свадьбы. Может быть, все это по отдельности — мелочи, но в сумме дают мощный эффект.
Я не спорю, что этот метод подходит не для всех. У большинства авторов просто не хватит энергии, желания, усидчивости и т.д. Я вот, например, писал романы об Африке на основе множества книг и фильмов — без такого глубокого погружения в фактический материал. Но метод Семеновой-Гуровой лично меня восхищает.
 


Ссылка на сообщение5 апреля 17:49
Твой пока не читал, а у них читал, и историческое фэнтези у обоих мощное)


⇑ Наверх