139 65 лет Николаю


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «chert999» > 139. 65 лет Николаю Ютанову
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

139. 65 лет Николаю Ютанову

Статья написана 15 января 20:06

Копипаст моего вчерашнего поста в Фейсбуке

(увы — этот пост для Фантлаба был написан 3 месяца назад, 17 ноября 2024 года,

но затем он пролежал в «черновике» и был опубликован только сейчас, 15 января 2025 года):



Андрей Чертков

22 ч.

Поделился/-ась с Доступно всем

Андрей Столяров (увы, под«замком», а поэтому без ссылки) напомнил у себя в блоге — за что ему большое спасибо! — что сегодня исполнилось бы 65 лет Николаю Ютанову, которого вот уже год с нами нет. А ведь я рядом с Колей и под его непосредственным руководством проработал целый десяток очень важных для меня (да и, пожалуй, для всей российской фантастики) лет. Познакомились мы с Колей в 1988 году, сначала косвенно — через питерского фэна Сергея Боровикова, который, познакомившись со мной на «Комариной плеши» на злополучном острове Тузла возле Керчи, вдруг вызвался помочь мне с размножением нашего фэнзина «Оверсан», который мы с Сергеем Бережным издавали на наших пишущих машинках «Москва» и «Оптима» с 1987 года (3 номера тиражом в 16 экз.). А Боровиков был не только членом Ютановского КЛФ «Полгалактики», но и как программист советской ламповой ЭВМ имел доступ к АЦПУ, на которых тогда частенько размножался советский самиздат, ну а теперь — еще и наш хулиганский НФ-журнал (и общий тираж «Оверсана» благодаря этим распечаткам на АЦПУ достиг аж полутора-двух сотен экз.). Ну а еще через год, в мае 1989 года, я познакомился с Ютановым уже лично — в Свердловске на «Аэлите», куда он привёз первые два томика серии «Новая фантастика» (Стругацкие и Столяров — а впоследствии к ним добавились и еще два томика — Рыбаков и Лазарчук, но не вышли еще три, которые планировались — Веллер, Штерн и Лукины), которые он чуть ли не накануне кооперативно издал вместе со своими рижскими друзьями. Книжки эти на «Аэлите» сорвали банк, хотя там был еще и Виталий Бабенко со своими первыми «Текстовскими» книжками из серии «Волшебный фонарь»(Булычев и этот, как его, классик, ах да — Илья Эренбург!), ну а мне Ютанов сразу же после знакомства предложил подумать над тем, чтобы начать издавать свой журнал уже по-настоящему, всерьёз, в масштабе Перестройки, но для этого надо было переехать в Ленинград. Я обещал подумать, и осенью 1989 года, на Малеевском семинаре в Дубултах, мы этот разговор с ним продолжили. А в итоге в январе 1990-го я сел на поезд Севастополь-Ленинград и поехал — буквально в никуда. Но потом был наш первый настоящий персональный компьютер Ай-Би-Эм, стоивший тогда как «Жигули» или даже как «Волга», который Ютанов купил на доходы с тех первых своих книжек, — Коля поставил на этот Пи-Си первые (пока еще ворованные) верстальные программы (в том числе и знаменитую «Вентуру Паблишер»), и мы вместе с ним начали учиться верстать книги и журналы. Потом были довольно долгие и неуклюжие попытки создать издательство «Терра Фантастика» и наши первые книжки — «Маг Земноморья» Ле Гуин, «Понедельник-Сказка» АБС, серии «Оверсан» и «Кольцо Мариколя», сборник «Аманжол» (планировался как ежегодник отеч. НФ, но тоже не прижился, так что на первом выпуске всё и закончилось), «Эмбер-Янтарь» Желязны и собр. соч. Хайнлайна. Правда, перезапустить «Оверсан» как настоящий «цветной» журнал у нас так и не вышло, но кое-как начал выходить вместо этого «ИнтеркомЪ» (как некий постсоветский аналог «Локуса») — по номеру в полгода-год, ну и разные прочие приключения тоже тогда происходили постоянно. А в 1996 году Ютанов послал меня в Москву, в АСТ, чтобы я предложил им наши аппетитные издательские планы, — ну, я съездил и договорился — и с этого момента на прилавки действительно хлынул поток хорошей фантастики от ТФ/АСТ — три серии отечественной НФ-и-Ф, роскошное собрание АБС (включая три тома «Времени учеников»), западные киберпанк, фэнтези и прочая зарубежка, ну и всякое такое разное. От такого издательского спурта мы даже несколько утомились, так что Ютанов в 1997 году решил поучаствовать всей нашей командой в запуске первого российско-серьезного интернет-магазина книг и видеокассет (скооперировавшись для этого с программистской фирмой «Рексофт»Дмитрий Рудаков, Александр Егоров, Дмитрий Митрофанов, Vladimir Kamaev, Ирина Иванова), — ну и в итоге получился тот самый «ОЗОН», из-за которого у нас потом произошло почему-то гораздо больше дрязг и всяческих проблем, нежели доходов, — вот почему в раздухарившемся на инвесторских харчах «Озоне» уже в 2000-м году не было ни Ютанова, ни Бережного, ни Рудакова, ни Камаева, ни (даже))) Черткова. Однако в издательское дело после этого фиаско я всё равно не вернулся — меня вдруг занесло на киностудию СТВ, в интернет-пресс-агенты к кинопродюсеру Сергею Сельянову, кинорежиссёрам Алексею Балабанову, Сергею Бодрову и Александру Рогожкину, ну и в итоге в дальнейшем мы с Ютановым виделись лишь от случая к случаю, в основном на конвентах типа «Странника» (который он же и придумал) и «Интерпресскона» (который придумал Саша Сидорович — еще один видный питерский фэн и издатель). Но в любом случае — весь этот кусок жизни был прожит не зря. И мной, и, наверное, самим Ютановым...




Приведу также пару цитат из упомянутого поста Андрея Столярова и мои комменты к ним — а чтобы не пропали...)))


Столяров:

-- А затем появилось издательство «Terra Fantastica», где Николай Ютанов стал генеральным директором, и почти мгновенно возник феномен, позже названный «четвертой волной российской фантастики»: были изданы практически все лучшие фантасты СССР, до того времени писавшие в стол.

Чертков:

-- Справедливости ради — понятие «четвертая волна» появилось существенно раньше, чем издательство ТФ. Мы, фэнзинёры и критики, присутствовавшие на семинаре в Дубултах в 1989 году, уже чётко знали это понятие и без колебаний причислили к «4-й волне» и Пелевина, и Лукьяненко, и Алексея Иванова, чьи первые рукописи тогда только-только появились.

Столяров:

-- Причем – любопытный момент. Советский Союз распадался, но общность «четвертой волны» сплачивалась поверх всяких границ. «Terra Fantastica» выпускала книги Юрия Брайдера и Николая Чадовича из Минска, книги Далии Трускиновской и Сергея Иванова из Риги, книги Марины и Сергея Дяченок из Киева, книги Сергея Лукьяненко, жившего тогда в Алма-Ате. А кроме того – книги Евгения Лукина из Волгограда, книги Андрея Лазарчука и Михаила Успенского из Красноярска, книги петербуржцев и москвичей.

Андрей Чертков:

-- Да и не нужно преувеличивать роль ТФ в издании и раскрутке авторов условной «4-й волны». Ибо на пару лет раньше это начало делать ВТО МПФ (явно пытаясь перехватить лыжню, пользуясь своим прямым доступом к комсомольским и государственным финансам), а начиная с 1991 года в эту же гонку рядом с ТФ включилось и большое число кооперативных и частных издательств в разных городах страны, которые росли тогда как грибы. И по большому счету, мы смогли организовать свой устойчивый издательский поток (конвейер) русских авторов только лишь с 1996 года, когда мы с Ютановым напару сумели договориться с АСТ и навязали им свои издательские планы. Ведь у нас самих таких производственных и сбытовых ресурсов, как у АСТ, а затем и у «Эксмо», да даже как у «Азбуки», никогда не было.



И еще несколько «мордодырных» комментов уже к моему посту (22 лайка — 21 коммент):


Дмитрий Винниченко:

-- Мы с тобой, Андрей, оба-два старых инвалида, двое влюблённых в фантастику человеков по разные стороны атлантического океана. Но меня завидки берут: — есть тебе чего вспомнить, типа вживую Бориса Натановича, книжки, типа, любимые. Я тоже когда-то в фантклубе состоял, но фэнзин «Зилант» выпускали без меня, поскольку на моём заводе стряслась залупа со станками... Как только у нас с женой сложатся банко-пенсионные дела, так куплю себе летающую лодку «Каталина» и заберу вас с Митюшкиным самогон пить у камелька на южном берегу Гудзонова залива.

22 ч.

Андрей Чертков:

Дмитрий Винниченко -- ну, просто так у меня сложилась судьба. В определённой степени — совершенно случайно. Могла бы и не сложиться — много раз такое видал. А бывали ведь и еще более противные варианты, да ну их нафиг...

21 ч.


Николай Горнов:

-- Не могу писать, плАчу :))) Из всех вас больше всего пострадал остров Тузла, его просто закопали :)))

20 ч.

Андрей Чертков:

Николай Горнов -- Да.

20 ч.


Алексей Валентиныч:

-- А «Змей Горыныч» — не помню, издательство или серия — не ваш был?

20 ч.

Андрей Чертков:

Алексей Валентиныч -- Нет, к нам — никакого отношения. Кажется, это было какое-то придурковатое издательство. Но все подробности о нём у меня из памяти просто испарились...

20 ч.

Алексей Валентиныч:

Там «Волшебник Земноморья» выходил

И Никитин «Трое из леса»

И Филипп Фармер, если не ошибаюсь)

20 ч.

Алексей Валентиныч:

https://fantlab.ru/publisher90

Издательство Змей Горыныч

19 ч.

Андрей Чертков:

Алексей Валентиныч -- ну вот что о нём есть в Фантлабе:

https://fantlab.ru/publisher90

Издательство Змей Горыныч

19 ч.

Андрей Чертков:

Алексей Валентиныч -- одновременно нашли...)))

19 ч.

Алексей Валентиныч:

Андрей Чертков -- ты меня продублировал😀

19 ч.

Андрей Чертков:

Алексей Валентиныч -- наоборот...))))

19 ч.

Алексей Валентиныч:

Андрей Чертков -- я посмотрел, а у меня довольно обширная бумажная библиотека

Из «Оверсана» у меня только Томас Диш

Надо перечитать, там у него очень оптимистичные штуки

18 ч.

Андрей Чертков:

Алексей Валентиныч -- Диш был последним и неформатным. А лучшими книгами в этой серии для меня были всё-таки «Убик» Дика в переводе Лазарчука и «Луна жёстко стелет» Хайнлайна в переводе Щербакова.

18 ч.

Алексей Валентиныч:

Андрей Чертков -- «Убик» — любимая вещь моя у Дика, читал в переводе Гутова.

Надо поискать в переводе Лазарчука.

18 ч.

Андрей Чертков:

Алексей Валентиныч -- ищите, он наверняка лучше, и не только потому, что Лазарь всё-таки писатель, но и потому, что его перевод редактировал я...)))

18 ч.

Алексей Валентиныч:

Андрей Чертков -- Флибуста все еще жива

18 ч.

Андрей Чертков:

Алексей Валентиныч -- ну и слава Богу...

18 ч.

Текуч Александр:

Андрей Чертков -- У меня не грузится. Жулики, я им отправил кучу денег за ПСС Стругацких, и по сей день жду!

5 ч.

Андрей Коломиец:

А почему КЛФ «Полгалактики» ты назвал Ютановским? В феврале 1987-го я был на заседании этого клуба, тогда он был Переслегинским, а Ютанова в нем и в помине не было.

18 ч.

Андрей Чертков:

Андрей Коломиец -- ну, он был, конечно, в основном Переслегинским, но в 1988-м, когда я с этими ребятами познакомился (там было человека 3-4 из «Полгалактики», кто приехал на «Плешь»), Ютанов уже играл определенную роль — его они тоже называли. И к тому же Переслегин для меня всегда был просто автором, которого я тоже тогда начал печатать у себя в фэнзине, а вот Ютанов с самого начала стал для меня кем-то вроде начальника — издатель и писатель из Семинара. А я ведь тогда тоже был не хухры-мухры какой, а создатель уже трёх клубов, и все нормально работали.

18 ч.




100. Вся авторская колонка Андрея Черткова за 5 лет (139 пунктов: 04.07.2020 — 15.01.2025)





108
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх