130 Цифровая археология в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «chert999» > 130. Цифровая археология в мире киберпанка
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

130. Цифровая археология в мире киберпанка

Статья написана 1 июня 2024 г. 21:16

Вот и еще один перепост из архива Фейсбука — про одну, так еще никем не использованную фантастическую идею (причем, возможно, любопытную):


4 года назад

Ваши воспоминания

Андрей Чертков

30 май 2020 г.

Из разговоров в комментах:

Михаил Гитуляр (Michail Gitulyar) -- Главная беда с ПД (персональными данными) — это то, что после утекания в паблик их нельзя обратно сделать приватными.

Это примерно как с радиоактивным загрязнением, только ждать, кода они сами постепенно потеряют актуальность.

Впрочем... Потомки, которые будут заниматься цифровой археологией, нам еще спасибо скажут!

Андрей Чертков -- Кстати, вот тоже сюжет для фантастики, который еще никто не использовал (вроде бы), и даже пост-киберпанки — цифровая археология будущего...



Ну и тут же воспоследовало обсуждение — тогда же, 4 года назад —


25 лайков — 45 комментов — 3 репоста



Марина Бернацкая

А где цифирьки-то брать? Они же электронные, мнимые.

4 г.


Андрей Чертков

в старых серверах, которые уже целые джунгли образовывают...

4 г.


Марина Бернацкая

Андрей Чертков -- Ну, для этого надо знать, что это такое, и с чем пользовать. Нет, всё пройдёт и исчезнет вместе с носителями.

4 г.


Андрей Чертков

Марина Бернацкая -- а вот вопрос... лет через 50, а может, и 100 эти сервера еще вполне возможно будет оживить. Да и вообще — трудно пока представить, каким станет киберпространство через эти самые 100 лет. А может, именно таким, как у Гибсона?

4 г.




Марина Бернацкая

Андрей Чертков -- Не мечтай. Много ты сейчас можешь дискет просмотреть? Или перфокарт проверить? А где будешь видеокассеты прокручивать? И сколько лет прошло?

4 г.


Андрей Чертков

На самом деле, если очень захотеть, то можно вскрыть практически всё... Но да — ресурсы для этого потребуются весьма немалые...

4 г.


Андрей Чертков

А кроме того — для фантастики всё это совсем не важно. Ибо даже «твёрдая НФ» оперирует не материальными, а идеальными сущностями. Для сюжета фант-романа совсем не важно, что цифровая археология практически невозможна — это ведь только идея, которую можно повернуть по-всякому. Благо даже НФ — это не столько об идеях, сколько о людях, попавших в фантастические обстоятельства...

4 г.


Виноградов Виктор

Андрей Чертков а как же семь принципов Комацувары?

4 г.


Андрей Чертков

Виноградов Викторэти, что ли? Только их тут шесть:

http://komatsu.yar.ru/about/razvitie/

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ КОМПАНИИ «КОМАЦУ МЭНУФЭКЧУРИНГ РУС»

KOMATSU.YAR.RU

4 г.


Андрей Чертков

И к тому же я не понял:

-- Где имение, а где вода?

4 г.


Виноградов Виктор

Андрей Чертков -- ну, здрасьте!

А это что?

https://books.google.ru/books?id=HvBADwAA......

Полдень, XXII век. Страна багровых туч. Путь на Амальтею (сборник)

BOOKS.GOOGLE.COM

4 г.


Василий Владимирский

Без археологии срок отмирания ссылок в среднем 7 лет. То есть через семь лет без специальных знаний хрен что найдешь в этом вашем интернете.

4 г.


Андрей Чертков

И гораздо быстрее, кстати. Я это понял еще 20 лет назад, когда, вынужденно покинув Озон, захотел вдруг создать его маленький виртуальный музей. И вот тут-то выяснилось, что от ранних стадий Озона всего через 3 года после их создания почти ничего не осталось — даже в Архиве.Орг находились только какие-то невнятные обломки старой графики, а целиковые страницы все напрочь пропали...

4 г.


Андрей Чертков

Вот и пришлось плюнуть на эту затею и заняться совершенно новыми проектами — сначала РусХоллом, а потом СТВ и КиноРосом.

4 г.


Василий Владимирский

Андрей Чертков -- Ну как сказать... Часть материалов, начиная с 1999 года, в архиве есть:

WEB.ARCHIVE.ORG

Но крайне избирательно, да.

4 г.


Андрей Чертков

Василий Владимирский -- так я, собственно, именно об этом — страницы Озона, созданные в 1997-м или даже в 1998-м году, было невозможно собрать уже даже в 2000-м.

4 г.


Андрей Чертков

:-)))

4 г.


Василий Владимирский

Андрей Чертков -- Да, там более-менее полное с 2001-го. Но хоть так. А «Питербук», например, канул вместе с миллионом рецензий-интервью-колонок практически полностью. В архиве только главная страничка, ссылки никуда не ведут. Мои-то тексты у меня в архиве сохранились, но что с ними теперь делать...

4 г.


Андрей Чертков

Василий Владимирский -- могу только посочувствовать... и еще раз сказать — что даже такая ситуация может подарить не один интересный детективный сюжет...

4 г.


Константин Лучина

Андрей Чертков -- сейчас с облачными сервисами всё гораздо серьезнее. У меня есть материалы двенадцатилетней давности. И это очень интересная тема, учитывая, что люди, которые участвовали в дискуссиях в 2008-м, будучи, к примеру, вчерашними школьниками, сейчас уже взрослые люди. И каково им это перечитывать?)

4 г.


Василий Владимирский

Константин Лучина -- А у меня нет материалов двухлетней давности. Море уникальных статей, рецензий и интервью пропало с концами. Дело не только в технологиях, но и в человеческом факторе. Прежде всего — в человеческом факторе.

4 г.


Константин Лучина

Василий Владимирский -- да, это плохо. Но ведь концепция Андрея от этого не меняется. Археологи по черепкам воссоздают прошлое.

4 г.


Василий Владимирский

Константин Лучина -- Не отменяет. Но без специальных инструментов до этих черепков уже не доберёшься. А жаль: уже сейчас виртуальный музей «Рунет 2000 года» стал бы интересным арт-проектом.

4 г.


Константин Лучина

Василий Владимирский -- то есть, это уже не фантастика. Цифровой археологией можно заняться прямо сейчас. Я знаю человека, который хранит на винте какие-то архивы ФИДО прошлого века.

4 г.


Андрей Чертков

Можно предположить настраиваемый инструмент-трансформер, основанный на новых нано-технологиях, но способный читать и 5-дюймовые, и 3-дюймовые дискеты, и стриммер-кассеты разных типов, и винты разных систем. А в интернете археологи ищут следы былых сайтов и архивов, затёртые более поздними версиями, и восстанавливают их, как Кювье восстанавливал облик динозавра по одной-единственной косточке.

4 г.


Василий Владимирский

Константин Лучина -- Можно, но это трудоёмкая и не самая приоритетная для IT задача. 🙂

4 г.


Андрей Чертков

у меня когда-то тексты и вентурные вёрстки всех ранних «Интеркомов», включая и злополучный пятый номер, хранились на 5-дюймовых дискетах, потом в 1995 году я скинул весь этот архив на стриммер-кассетку объемом в 2, кажется, мегабайта. Потом эта кассетка долгие годы валялась в разных моих столах, ибо прочитать её было негде — тот стриммер был вмонтирован в компьютер Димы Положенцева, да так там и остался.

4 г.


Василий Владимирский

Андрей Чертков -- Стриммеры — какая-то промежуточная технология, никогда у меня к ним доверия не было.

4 г.


Андрей Чертков

Даже любопытно — если бы я эту кассетку всё-таки сохранил, то смог бы я ее сейчас хоть где-нибудь прочитать?

4 г.


Василий Владимирский

Андрей Чертков -- ХЗ. Но вообще, где-то должно быть.

4 г.


Андрей Чертков

Василий Владимирский -- да, это было как раз в промежутке между 3-дюймовыми дискетами и какими-то прото-флэшевыми накопителями размером с дискету, но объемом с ранний винт (мегабайта 2-4-8) — эти супер-дискеты, кстати, тоже не прижились, ибо всего через несколько лет появились уже массовые записывающие сиди-ромы, а затем и нормальные карты памяти и флэшки...

4 г.


Константин Лучина

Василий Владимирский -- Бессмыслица – искать решение, если оно и так есть. Речь идет о том, как поступать с задачей, которая решения не имеет.

4 г.


Андрей Чертков

А еще кое-кто из наших знакомых записывал тогда цифровые архивы на видеокассеты — получался эдакий суперстриммер объёмом с десяток мегабайт — о гигабайтах речь еще не шла...

4 г.


Константин Лучина

А вообще тема интересная. Информационное поле, цифровые культурные слои. Виртуальные артефакты. Можно ведь Индиану Джонса замутить.)

4 г.


Андрей Чертков

Можно... только некому — фантасты всё больше про попаданцев пишут, да про сталкеров с колдунами...

4 г.


Константин Лучина

Андрей Чертков -- Валентинов мог бы. Он археолог в том числе

4 г.


Андрей Чертков

Боюсь, ему эта тема не интересна от слова «совсем»...

4 г.


Константин Лучина

Андрей Чертков -- да, я забыл, он же луддит.)

4 г.


Андрей Чертков

Константин Лучина — вот уж чего не знал, того не знал...

4 г.


Андрей Чертков

Но я просто хорошо знаю писательскую манеру Андрея, я ж его когда-то издавал... он ведь совсем о другом пишет, и киберпанк — это не его...

4 г.


Константин Лучина

Андрей Чертков -- я просто не знаю других фантастов, близких к археологии.

4 г.


Андрей Чертков

Константин Лучина -- Археология в киберпространстве — это ведь совсем не то, что раскапывать курганы и городища в реале. Я ведь и сам немножко этим занимался — в детстве копал Херсонес, студентом копал курганы и некрополи.

4 г.


Михаил Михаил

Кстати, цифровая археология упоминалась у Рейнольдса в цикле про Кенг Хо.

Там было еще запущенней, на кораблях, которые летают тысячи лет, софт оброс массой артефактов и неявных зависимостей и патчей, и цифровой археолог может раскопать, откуда и как все началось и почему оно работает.

4 г.


Андрей Чертков

Вряд ли сейчас можно придумать абсолютно оригинальную идею — возможно, и перед Рейнольдсом был кто-то еще... Но всерьез и глубоко эту идею, кажется, всё-таки не разрабатывали.

4 г.



Ну, и совсем уж свежие комменты — прямо из сегодня:



Александр Малиновский

«Заглубление науки — если ученым известно, что интересующие их открытия уже сделаны, но неизвестно, где искать сведения о них, начинаются экспедиции в глубь науки, или инспедиции. Руководят ими эксперты-интернисты, или инсперты. Эту деятельность называют также инспериментальной, в отличие от прежней экспериментальной» (с) Лем, «Осмотр на месте»

28 мин.


Андрей Чертков

Александр Малиновский — Ну Лем-то всегда был впереди всех... Мощный был дядька.

1 мин.






100. Вся авторская колонка Андрея Черткова за 5 лет (128 пунктов: 04.07.2020 — 29.05.2024)





168
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 июня 2024 г. 22:31
Коллектор рассеянной информации в киберпространстве.:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 июня 2024 г. 23:35
Ну, что-то в этом роде. Вот только КРИ работает автономно, согласно заложенной в него программе, и что он в итоге откопает, не совсем понятно — что АБС и показали в своем рассказе. А вот для настоящих цифровых «раскопок» нужен управляемый агрегат, с пультом для оператора.


Ссылка на сообщение2 июня 2024 г. 00:17
Кстати, один из эпизодов «Русской кибердеревни» — о раскопках древнего интернета и о кибермузее.
https://fantlab.ru/film12875
цитата
Privet from Russia! Говорят, что 21-й век — одно уныние. Итс э буллшит! Посетив Russian Cybermuseum, вы в этом убедитесь. Вы узнаете, что было найдено при раскопках древнего интернета, а также мы перенесёмся в симулятор, который максимально точно передаёт дух того времени. В нашем кибермузее есть ещё много экспонатов, которые смогут вас удивить — надевайте чистые кибертапочки и вперед!


Ссылка на сообщение2 июня 2024 г. 09:48
По здравому размышлению есть склонность к избыточной мощности инфраструктуры хранения данных в периоды роста в частности и в перспективе вообще, точно также как и что фондовые рынки на большом горизонте только растут. Так что тенденцию к накоплению данных в глобальном масштабе не остановить. Впору задаться фантастической идеей про утилизаторов данных, тех кто будет отделять зёрна от плевел при условии примата принципа «сохраняем всё».
Однако на этой горочке есть и ямки. Так что резка кастов, сокращение серверной мощности в периоды рецессии-депрессии и консервация, замораживание и полное отключение, уничтожение в период катастроф.
Весь вопрос и интрига в том, в какой конфигурации пройдут циклы бум-крах к моменту начала сюжета. И насколько изменяться способы хранения информации.
Будут ли искать сами принципы проектирования компьютерных систем для воссоздания инфраструктуры из пепла, как тот самый сюжетный макгаффин в «Путешествие Иеро». Или всё сведётся к техническим, политическим и да, археологическим, задачам. Ну и кто это будет делать: интрига понимания социологии архаичной биг-даты. Ну и пару детективчиков можно накропать в жанре ретроспективных расследований.
Хотя если посмотреть, как публика принимает сейчас историю появления различных гаджетов, компаний и конкретных игровых или просто программных продуктов, производственный роман про те самые проблемы совместимости софта и носителей на пути к нахождению цифровой истины вполне можно написать уже и сейчас.


⇑ Наверх