На прошедшем в Москве семинаре Натальи Егоровой была представлена новая методика разработки структуры литературного произведения. Авторы литтехнологии назвали её «Спиральным методом».
17 апреля 2010 года в Москве состоялся 14 семинар Натальи Егоровой. На этот раз он был особенным, программа включала не только традиционный детальный разбор присланных на семинар текстов, но и презентацию новой методики разработки структуры литературного произведения, ставшей плодом многолетних изысканий российских писателей Натальи Егоровой и Сергея Байтерякова. Суть её заключается в блочном методе организации работы над структурой текста. Основными этапами работы над романом Сергей и Наталья видят: замысел произведения, выбор «точки входа», комплексную проработку сюжета, героев и специфики произведения, формирование поэпизодного плана, написание «объема» текста, смысловую и стилистическую редактуру, корректуру. В конце лекции участникам было дано задание написать по рассказу с использованием предложенной методики. Эти рассказы будут рассматриваться на следующем литсеминаре.
Презентация прошла в рабочей атмосфере, было задано много вопросов, на которые авторы «Спирального метода» постарались дать наиболее полные и наглядные ответы, чему во многом помогло демонстрируемое по ходу объяснений слайд-шоу. В перерывах участники семинара ели пиццу и активно обсуждали технические приёмы, используемые при написании большой формы.
Второй частью семинара был, собственно, разбор текстов. Участники под микроскопом исследовали расказ Сергея Алхутова «Ленинизм» и эссе-мистификацию Дэна Шорина «Как изменить прошлое так, чтобы тебя не поймали». Более подробную информацию о прошедшем семинаре в самом скором времени можно будет обнаружить на сайте литсеминара.
Суть её заключается в блочном методе организации работы над структурой текста. Основными этапами работы над романом Сергей и Наталья видят: замысел произведения, выбор «точки входа», комплексную проработку сюжета, героев и специфики произведения, формирование поэпизодного плана, написание «объема» текста, смысловую и стилистическую редактуру, корректуру.
В столько коротком пересказе неясно, чего принципиально нового в этом подходе к работе. По-моему, оно всегда так примерно и делалось. за исключением поэпизодного плана, который едва ли можно сделать для целого романа в один присест.
На мой взгляд, в новостном формате сложно подробно пересказать длящуюся несколько часов лекцию, иллюстрированную таблицами, схемами и диаграммами. Суть работы заключается в том, что предварительная подготовка (включая поэпизодник, карточки персонажей с «аркой» для каждого сюжетообразующего героя и т.п.) занимает столько же времени, сколько и написание самого текста. То есть тот же поэпизодник прорабатывается два месяца, и два месяца пишется сам текст. Было продемонстрировано множество практических приёмов по работе над текстом. Например, вычленяются все конфликты в рамках сюжетных линий и участвующие в них герои. При этом не должно быть конфликтов, не работающих на ту или иную сюжетную линию и не должно быть сюжетных линий, не имеющих конфликтов на протяжении значимой части романа. И так далее :)
Довольно сложно. «Многа букв» в описании методики. По-моему, всегда так и делается — лабаешь синопсис-план, потом бьешь «объем», потом редактируешь. Смысл в том, что почти всегда результат отличается от изначальной задумки.
Поэпизодник прорабатывается два месяца и два месяца пишется роман? Нет, что-то тут не то...
Одно из преимуществ методики в том, что там все конфликты расписываются по сюжетным линиям в виде схемы. Нагладно видно, какие лишние (не попадают в основные сюжетные линии) и где сюжетные линии провисают (например, на протяжении нескольких глав подряд в рамках линии нет конфликтов).
Не претендую конечно на возражения авторам методики — уровень у меня, конечно, не тот, очень слабый. Однако, даже если брать собственный ничтожный опыт, выходит, что методика не для всех. Я например не предстваляю как сюжет можно выразить в виде схемы... Сюжет, мне кажется субстанция настолько идеальная, что содержаться может только в голове, в крайнем случае — в форме нерегулярного синопсиса, записок, т.е. форме подвижной, без наглядного представления линий и прямых связей, где все пересекается со всем. Но чтобы СХЕМА?! Слишком математично, слишком наглядно и слишком просто. ИМХО.