50-е годы ХХ века стали десятилетием расцвета так называемого “Золотого века”. В эти годы наблюдался удивительнейший, несравнимый и фактически более не повторившийся всплеск в написании научно-фантастических рассказов и коротких повестей (новелл) англо-американскими писателями. Из-под пера почти всех авторов выходило большое, а у некоторых (Филип Дик, Роберт Силверберг, Роберт Шекли) даже огромное количество рассказов. И многие из них были весьма высокого уровня.
В связи с этим отбор 100 лучших рассказов 50-х годов, претендующий на объективность, оказался очень непростым занятием – слишком много хороших и интересных рассказов было написано в эти годы. К примеру последний сотый “лучший” рассказ отбирался мною из следующей пятёрки кандидатов – Брайан Олдисс “Снаружи”, Айзек Азимов “Памяти отца”, Филип Дик “Самозванец”, Роалд Дал “Чудесный грамматизатор” и Эдмонд Гамильтон “Как там в небесах?” (победил первый из них, хотя мне и было жаль, что не прошли остальные). Фактически мною была рассмотрена почти тысяча рассказов и новелл – по грубому расчёту оказалось десять претендентов на одно место. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что около 30 рассказов прошли без всякой конкуренции (например, Фредрика Брауна “Персона грата”, Фрица Лейбера “Ночь, когда он заплакал”, Эрика Фрэнка Рассела “Аламагуса” и “Пробный камень”, Клиффорда Саймака “Операция “Вонючка”, “Подарок” и “Прелесть”, Джона Уиндема “Колесо”, рассказы Роберта Шекли о Грегоре и Арнольде).
Как и при составлении списка лучших 100 для 40-х годов при отборе я придерживался принципов моего личного предпочтения, а также попадания рассматриваемых рассказов в номинационные списки премии Хьюго и включение Айзеком Азимовым их в свои сборники лучших рассказов 50-х годов. Также исключались из рассмотрения произведения, относимые к жанрам фэнтези или магического реализма. В связи с последним в сотню лучших не попали такие замечательные рассказы, как “Человек против города” Роберта Абернати, “Мы живём хорошо!” Джерома Биксби и “Стена вокруг мира” Теодора Когсвелла.
Естественно произведения, которые квалифицируются как повести (в основном по объёму), также не учитывались. Но при этом соотнесение мною произведения к формату повести не всегда совпадает с таковым, задаваемым на Фантлабе. В частности, я отнёс к повестям и не включил в число ниже приводимых ста лучших рассказов следующие произведения: “Патруль времени”, “Легко ли быть царём?” и “Delenda Est” Пола Андерсона, “Жестокий век” Джона Браннера, “Ветеран войны” и “Вторая модель” Филипа Дика, “Обряд перехода” Генри Каттнера, “Будничная работа” Эрика Фрэнка Рассела, “Аристотель и оружие” Лайона Спрэга де Кампа, “Кимон” Клиффорда Саймака. В то же время я определил в качестве рассказов задаваемые Фантлабом как повести два произведения Клиффорда Саймака – “Без своей жизни” и “Упасть замертво”.
Я приобщился к фантастике в конце 70-х годов ХХ века, когда самыми печатающимися в Советском Союзе англо-американцами были писатели-гуманисты Клиффорд Саймак и Роберт Шекли. И как легко видеть из ниже приводимого списка лучших, их рассказы преобладают в нём – то есть заложенная в детстве любовь не вытравливается. На следующих позициях также любимые мною с детства Айзек Азимов, Мюррей Лейнстер и Эрик Фрэнк Рассел. Но при этом два, пожалуй, самых известных рассказа Шекли – “Седьмая жертва” и “Премия за риск” – мною отобраны не были (по современным представлениям их уже и не стоит относить к фантастике).
Также не включил я в список лучших и два, с одной стороны (художественной), отличных рассказа – Уолтера Тевиса “Новые измерения” и Джека Финнея “Боюсь”. Но с другой стороны (естественнонаучной), их сюжет – абсолютная белиберда, которую я принять не мог. Все пространственные измерения (и четвёртое, и пятое и т. д.) с математической точки зрения совершенно независимы и не влияют на значения друг друга. С научных позиций, например, четвёртое измерение – это переход в параллельные Вселенные (или Земли), но никак не абракадабра с тремя основными измерениями. По этой тематике я отобрал грамотные (и очень классные) рассказы Джерома Биксби “Улица одностороннего движения” и Джона Уиндема “Другое я”.
Не попал в число лучших и высоко котируемый фантлабовцами рассказ Гордона Диксона “Лалангамена”. Он мне не нравится, но, главное, я не согласен с автором в том, что является самым ценным для человека. Диксон считает, что родные места, малая родина. Я же считаю, что для любого человека самое ценное – это его семья, его дети, его родители. Другой же рассказ Гордона Диксона – “Спасательная операция” – вроде и незатейливый, но за идею симбиоза, когда два слабых по отдельности существа вместе вдруг превращаются в несокрушимую силу, мне понравился.
В конце основного списка я привожу список 10 лучших на мой взгляд рассказов 50-х годов, которые до сих пор не были переведены на русский язык (или были изданы в малотиражках). Очень надеюсь в самом ближайшем будущем увидеть их переведёнными и изданными нормальным тиражом.
Первая часть – лучшие рассказы 40-х –
https://fantlab.ru/blogarticle80111
1. Роберт Абернати “Пирамида”.
2. Айзек Азимов “Гарантированное удовольствие”.
3. Айзек Азимов “Ленни”.
4. Айзек Азимов “Раб корректуры”.
5. Айзек Азимов “Такой прекрасный день”.
6. Айзек Азимов “Что, если…”.
7. Айзек Азимов “Я в Марсопорте без Хильды”.
8. Пол Андерсон “Дуэль на Марсе”.
9. Пол Андерсон “Зовите меня Джо”.
10. Пол Андерсон “Сокровища марсианской короны”.
11. Альфред Бестер “Феномен исчезновения”.
12. Джером Биксби “Улица одностороннего движения”.
13. Фредрик Браун “Персона грата”.
14. Рэй Брэдбери “И грянул гром”.
15. Ли Брэкетт “Тени”.
16. Норберт Винер “Голова”.
17. Рэндалл Гаррет “Охотничий домик”.
18. Рэндалл Гаррет “Честность – лучшая политика”.
19. Гарри Гаррисон “Безработный робот”.
20. Гарри Гаррисон “Проникший в скалы”.
21. Гарри Гаррисон “Ремонтник”.
22. Гарри Гаррисон “Рука закона”.
23. Рэймонд Ф. Джоунс “Уровень шума”.
24. Филип Дик “Колония”.
25. Филип Дик “О неутомимой лягушке”.
26. Филип Дик “Прибыльное дельце”.
27. Гордон Диксон “Спасательная операция”.
28. Аврам Дэвидсон “Моря, полные устриц”.
29. Дэниел Киз “Цветы для Элджернона”.
30. Маршалл Кинг “На берегу”.
31. Артур Кларк “Звезда”.
32. Марк Клифтон “Что я наделал?”.
33.Фриц Лейбер “Ведро воздуха”.
34. Фриц Лейбер “Ночь, когда он заплакал”.
35. Мюррей Лейнстер “Если бы вы были моклином”.
36. Мюррей Лейнстер “Замочная скважина”.
37. Мюррей Лейнстер “Записки антрополога”.
38. Мюррей Лейнстер “На двенадцатый день”.
39. Мюррей Лейнстер “О том, как неприятно ждать неприятностей”.
40. Мюррей Лейнстер “Сэм, это ты”.
41. Уорд Мур “Парень, который женился на дочке Мэксилла”.
42. Дэймон Найт “Двое лишних”.
43. Уильям Нолан “Но веки смежит мне усталость”.
44. Алан Нурс “Через Солнечную сторону”.
45. Брайан Олдисс “Снаружи”.
46. Фредерик Пол “Туннель под миром”.
47. Артур Порджес “Погоня”.
48. Эрик Фрэнк Рассел “Аламагуса”.
49. Эрик Фрэнк Рассел “Игра на выживание”.
50. Эрик Фрэнк Рассел “Немного смазки”.
51. Эрик Фрэнк Рассел “Пробный камень”.
52. Эрик Фрэнк Рассел “Свидетельствую”.
53. Клиффорд Саймак “Без своей жизни”.
54. Клиффорд Саймак “Ветер чужого мира”.
55. Клиффорд Саймак “Все ловушки Земли”.
56. Клиффорд Саймак “Денежное дерево”.
57. Клиффорд Саймак “Зелёный мальчик-с-пальчик”.
58. Клиффорд Саймак “Коллекционер”.
59. Клиффорд Саймак “Мир, которого не может быть”.
60. Клиффорд Саймак “Операция “Вонючка”.
61. Клиффорд Саймак “Подарок”.
62. Клиффорд Саймак “Поколение, достигшее цели”.
63. Клиффорд Саймак “Прелесть”.
64. Клиффорд Саймак “Свалка”.
65. Клиффорд Саймак “Сделай сам”.
66. Клиффорд Саймак “Сосед”.
67. Клиффорд Саймак “Спокойной ночи, мистер Джеймс”.
68. Клиффорд Саймак “Театр теней”.
69. Клиффорд Саймак “Упасть замертво”.
70. Роберт Силверберг “На дальних мирах”.
71. Роберт Силверберг “Тихий вкрадчивый голос”.
72. Генри Слизар “Торговцы разумом”.
73. Лайон Спрэг де Камп “Ружьё на динозавра”.
74. Уильям Тенн “Срок авансом”.
75. Джон Уиндем “Видеорама Пооли”.
76. Джон Уиндем “Другое я”.
77. Джон Уиндем “Колесо”.
78. Фредерик Уоллес “Зверушка Боулдена”.
79. Роберт Хайнлайн “Угроза с Земли”.
80. Бертрам Чандлер “Клетка”.
81. Роберт Шекли “Абсолютное оружие”.
82. Роберт Шекли “Беличье колесо”.
83. Роберт Шекли “Запах мысли”.
84. Роберт Шекли “Лаксианский ключ”.
85. Роберт Шекли “Мусорщик на Лорее”.
86. Роберт Шекли “Мятеж шлюпки”.
87. Роберт Шекли “Необходимая вещь”.
88. Роберт Шекли “Ордер на убийство”.
89. Роберт Шекли “Охота”.
90. Роберт Шекли “Пиявка”.
91. Роберт Шекли “Призрак V”.
92. Роберт Шекли “Проблема туземцев”.
93. Роберт Шекли “Раздвоение личности”.
94. Роберт Шекли “Рейс молочного фургона”.
95. Роберт Шекли “Специалист”.
96. Роберт Шекли “Страж-птица”.
97. Роберт Шекли “Травмированный”.
98. Роберт Шекли “Форма”.
99. Роберт Шекли “Человекоминимум”.
100. Джеймс Шмиц “Дедушка”.
1. Алгис Будрис “Nobody bothers gus”.
2. Алгис Будрис “Silent brother”.
3. Алгис Будрис “The edge of the sea”.
4. Алгис Будрис “The end of summer”.
5. Ричард Маккенна “Mine own ways”.
6. Кэтрин Маклин “The snowball effect”.
7. Уолтер Миллер-мл. “Anybody else like me”.
8. Теодор Старджон “Twink”.
9. Теодор Старджон “Who”.
10. Питер Филлипс “Lost memory”.