В январе в серии «Fantasy World. Лучшая современная фэнтези» мы выпустим роман Джона М. Форда «Дракон не дремлет». Книга написана на стыке альтернативной истории и фэнтези, и в 1983 году удостоилась «Всемирной премии фэнтези». Перевела роман Екатерина Доброхотова-Майкова.
Аннотация:
Война Алой и Белой розы возводит на английский трон Эдуарда IV. Блистает двор Лоренцо Медичи Великолепного. В Милане строит заговоры герцог Галеаццо Мария Сфорца. Но всё это — альтернативный мир без доминирования христианства и ислама, в котором средневековой Европе угрожает Византийская империя. Сфорца, герцог-вампир, собирает свои силы для давно запланированного нападения на Флоренцию, но и Византия не дремлет. Изгнанный наследник престола, ставший наемником, молодая женщина-врач, вынужденная бежать из Флоренции, и валлийский волшебник на первый взгляд, не имеют общих целей, но вместе они плетут заговор против могущества Византии, стремясь передать английский трон Ричарду, герцогу Глостеру, и сделать его королем Ричардом III.
Об авторе, исчезновении его книг с полок магазинов и возвращении к читателям:
Джон Мило «Майк» Форд родился в 1957 году в Индиане в семье фармацевтов. С детства он обожал читать, и когда учился в университете, то умудрился накопить библиотечных долгов на 3000 долларов. Даже повзрослев, Форд так и не научился ответственно относиться к деньгам, что, учитывая слабое здоровье автора, грозило оставить его на мели. Избежать этой незавидной участи ему помогали друзья из литературного мира — например, Роберт Джордан, который называл Форда лучшим американским писателем и, работая над «Колесом времени», нанял его в качестве консультанта. Кстати, именно Форд нарисовал первую карту мира Джордана.
Еще во время учебы в Университете Индианы, который он бросил после двух лет, Форд начал писать рассказы. Первой его опубликованной работой стал рассказ This, Too, We Reconcile, вышедший в 1976 году на страницах журнала Analog. Учебу Форд бросил ради того, чтобы перебраться в Нью-Йорк и работать в журнале Isaac Asimov's Science Fiction Magazine. Форд писал для него рецензии на игры, стихи, аналитические статьи, рассказы и стал одним из его самых плодовитых авторов издания.
Одной из главных отличительных черт творчества Джона М. Форда было его невероятное разнообразие. Первый роман автора, называвшийся Web of Angels, который был предтечей киберпанка. За ним последовала космическая опера The Princes of the Air, после чего Форд написал сплав альтернативной истории и фэнтези «Дракон не дремлет». Впоследствии из-под пера автора вышли романы по «Звездному пути», технотриллер, городское фэнтези, роман взросления в декорациях колонизированной Луны, триллер о поисках потерянной пьесы Кристофера Марло на фоне Холодной войны...
Форд ушел из жизни в 2006 году, не оставив завещания. К тому времени он отдалился от своих родственников, а новой семьей для него стали друзья из литературного мира. Со своей возлюбленной, писательницей Элиз Маттезен, Форд «оформил отношения» только на «клингонской церемонии» во время одного из конвентов. И, хотя по воспоминаниям Маттезен, писатель не хотел, чтобы его работами распоряжались его кровные родственники, но именно они унаследовали права на произведения Форда, в том числе неопубликованный фэнтезийный роман Aspects, над которым он работал в последние годы жизни.
Наследники Форда были далеки от литературного мира, и, судя по всему, не были заинтересованы в работе с творческим наследием писателя. В 2007 году Нил Гейман и Роберт Джордан попытались выкупить права на книги Форда, но это начинание не увенчалось успехом. В результате постепенно, по мере истечения прав на произведения, они пропали с прилавков книжных магазинов.
В 2018 году роман «Дракон не дремлет» попал в руки журналисту Исааку Батлеру. Тот остался в восторге от книги, заинтересовался автором и с удивлением обнаружил, что его книг уже практически нет в продаже. Батлер решил разобраться в ситуации, сумел отыскать родственников Форда и помог издательству Tor Books договориться с ними о переиздании книг автора, начиная с «Дракон не дремлет».
Из отзывов на роман:
Нил Гейман: «Если бы Форд взял «Дракона» и написал пять таких же мощных романов-продолжений, то стал бы Джорджем Р.Р. Мартином».
Роджер Желязны: «Книга как удар грома. Шедевр крови и магии».
Джин Вулф: «Лучшая смесь истории и магии, которую я когда либо видел».