Первая порция отзывов от Бульдозера:))
================================
Бульдозер 1
Всем приятного вечера!
Рассказы прочитаны, отозваны, начинаем с последних, идём к первым.
Следующая станция неизвестна
Мистика про ликёр из супермаркета – уже неплохо. Могло получиться неожиданно и жутко, или забористо и трешово. Однако получилось невнятно, этакая мягкая версия «Кэрри» или подростковых поучительных произведений на тему «буллинг это плохо, потому что вдруг жертва отомстит». Самое забористое здесь, пожалуй, название супермаркета «Лилипут».
Издевательства «золотой молодёжи» над ровесницей-уборщицей показаны, ну, относительно реалистично и во всей своей отвратности. Мне, правда, казалось, что к окончанию школы все эти подростковые комплексы у людей уже изжиты или, по крайней мере, хорошо замаскированы. В детстве можно веселиться, показывая дурачку пальчик, в «переходном» возрасте – унижая других по «социальному признаку», но в двадцать лет? Мне в двадцать лет интереснее было про свою работу и жильё думать... а уж гражданам с папиным денежками, по ночным клубам гуляючи и по заграницам летаючи... впрочем, может это со мной что-то не то. Или там подобрались полудурки.
Потом, сомнительный метод ведения дела – девушка даёт странные показания, но по глазам следователя понимает, что он может отправить её в психушку, после чего показания «гибко изменяет», и следователь «отпускает с миром»! Хотя четверо богатеньких детишек пропали, и их родители самого следователя с таким же миром не отпустили бы, да и подозреваемую ГГ.
Опять же, с ликёром так и осталась загадка. Откуда Агния узнала о его волшебной силе материализовывать желания? И почему не применила к себе пораньше, чтобы наколдовать деньги, машину, а то и свой особый мир, где всё было бы по её хотению и велению. Нет, ей надо было дождаться, когда гадская компашка начнёт издеваться, и вот тогда уж она им покажет.
Потом, в начале говорится:
--- Эту короткую газетную заметку трёхлетней давности я храню в самом дальнем ящике стола, стараясь, чтобы она никогда не попадалась на глаза. Но время от времени она попадается и приковывает мой взгляд к своим сухим строкам. ---
— а зачем же было хранить эту заметку. Да ещё – чтобы не попадалась на глаза.
Загадка и интрига в рассказе есть, разгадка бредовая. Вопрос «каким образом ГГ всё рассказывает, если сама пропала неведомо куда», хоть и напрашивается, но для ужастиков не слишком остро стоит. Атмосфера, что интересно, имеется. А вот тексты в отборе есть куда более сильные.
Слёзы небес
О том, что рассказ про посмертие, догадаться можно довольно быстро – точнее, предположить, сразу в момент аварии. Но потом, признаюсь, автор меня запутал этим маньяком-неманьяком, и ещё какое-то время ушло на раздражение по поводу того, что ни ГГ, ни Степаныч не обсуждают случившееся напрямую, а только «где Ксюша?» и «сразу всё равно не поверишь». Ну показал бы на эту пробитую грудь – наверное, поверила бы? Или нельзя так, как и нельзя трогать игрушку? Но уж об игрушке-то точно невозможно было знать заранее, а он всё равно не объясняет.
Короче говоря, довольно умело и с определённой логикой написано, хотя в таком виде напоминает кучу фильмов на такую же тему. А ведь текст мог бы их и превзойти в чём-то. Финал пробирает.
Слухи об ангелах
Фантастика для музыкантов – я, во всяком случае, все эти коллиматоры, ритм-секции и флажолетные кружки не знаю даже как выглядят, а текст песни напомнил о группе «Ария». Вдобавок ГГ вот-вот улетает «в другой мир», а мысли заняты репетициями и концертами. Его страсти к музыке можно порадоваться, но проникнуться не вышло.
Прочее показалось странным. Тут и имена (или клички?): Гаврила, Ури, Амадей. Тут и совпадение: солёная вода в чайнике – и мир, где вся вода солёная, который покажет Этерна, если девушка будет плакать... Он что, уже улетел? Куда – даже не спрашиваю.
Короче говоря, рассказ сильно на любителя.
Смертник
Вот ещё один рассказ, который был бы короче, но реалистичнее, если бы знать о сути пораньше. Здесь интригу вообще держали до последних трёх абзацев. Причём по сюжету это ещё оправдано, но логика получается какая-то вывернутая. Почему-то корабль на антивеществе (или несёт его как заряд взрывчатки), но инопланетяне об этом не догадались, не взорвали именно этот корабль даже случайно; всю команду обескровили, а запалом должна была стать именно кровь, да не абы кого, а членов экипажа; а налить кровь в ёмкость, которая разобьётся при определённых обстоятельствах, постеснялись; а инопланетянам нужна именно кровавая жертва, да именно на борту захваченного корабля...
Короче, выглядит как пирамида случайностей, составленных одна на другую. Но всё равно, поздновато Иван вспомнил о хитром плане землян. Вспомнил бы раньше, порадовался бы дольше.
Сплошное трюкачество
Эх, где мои семнадцать лет, цирк, погони и преследования, магия, иллюзии, первая любовь... Или не первая? Признаться, удивило не то, что парень отказался жечь людей – со всяким может случиться, «конечно, Салли сделал выбор, на то она и голова», а папашка почему-то оставил свободу воли... может, магия иначе не действовала, или не хотел сыну мозги промывать... Да, так больше удивило, что гарем бросил. Неужели там не нашлась та, кто примирила бы с положением при дворе? Ну что ж, наверное, не нашлась.
Зато всё остальное захватывающе. Мир, где есть магия, а люди всё равно стараются быть лучше, умеют сострадать, поддерживать, признают своим того, кто в беде; да ещё обо всём этом грамотно рассказано, с акцентами в нужных местах – это всегда интересно. И загадка остаётся, кто же она, эта Мисти, с её даром иллюзий и, возможно, знакомая с ГГ. Как говорится, ждём продолжения? Впрочем, можно и без него, рассказ вполне завершённый.
Очень красивая деталь – что парень пошёл со своими способностями выступать в цирке. Хотел спрятаться, так сказать, на самом видном месте, рассчитывая на то, что никто не поверит. Расчёт не оправдался, но сама идея...
Потраченное на рассказ время стоило того.
Степашкин
Не самый весёлый и лишь едва занимательный текст о том, как заглавный Степашкин со своим роботом странствует по выставке достижений народного хозяйства (на самом деле электроники), обменивается рекламными буклетами, людей смотрит, себя показывает. В итоге – сюрприз: он на самом деле всем раздавал отличную идею, и в выигрыше будут те, кто прочтёт буклет и догадается идею применить. Есть и ещё сюрприз, со Степашкиным и его роботом – хоть и жутковатый, но улыбнул. Ну и общая мысль о том, как внедрять полезные новшества, остроумная, хотя подобное уже где-то встречалось.
Бросилось в глаза:
--- безнадёжно не стриженный ---
— двусмысленный оборот. Получается, что его стригли, но не так чтобы уж безнадёжно. А вот если бы было «безнадёжное нестриженный», то означало бы, что не стригся давно.
А так, симпатичное произведение.
Сыны Человеческие
Рассказ интересен расстановкой сил: постапокалипсис, остатки людей стараются выжить, а учёный выводит мутантов, которые приспособятся к новым условиям. И вот кому в итоге «всё достанется»? Обстоятельства сложились так, что достанется мутантам: их мало, и спасти прочих не сумеют; ну а прочие настаивают, чтобы их таки спасали, и настаивают так, что просто отказать не получится...
Поначалу не всё было понятно, но чувствовалось, что объяснится само собой. И сделано это было для своеобразного перескока эмпатии: сначала хочется сочувствовать главным героям, потом выясняется, что они не совсем люди, а люди здесь тоже есть и им тяжело приходится – но в итоге получается, что критерии человечности не всегда определяются ДНК...
Крепкий текст с приятной неоднозначностью и, как мне показалось, всё равно не до конца решёнными этическими вопросами. Тем и хорош.
Тайна сбежавшего жениха
(Именно такое название в тексте)
Альтернативная реальность. Холмс и Ватсон летают на дирижабле, девушки предпочитают светскую регистрацию брака, дальше больше – парокэбы, коммунисты и фашисты, ликантропы, и так пока в глазах не потемнеет. Сплошная синема. То, что жених оборотень, ясно сразу.
Рассказ был бы очень хорош, кабы не самоироничный тон «да мы тут играемся». Играйтесь, конечно, вреда от этого не будет.
Тёмные воды
С одной стороны, очень научно.
--- Вода океана Европы имела температуру около минус десять градусов. Вот только точка замерзания и была сдвинута из-за высокого содержания солей и вода под хрустальными небесами была полузамерзшей, вроде пунша или густой смазки. Правда, местами вертикальные токи,как в этом месте например от гидротермальных источников доносили стравнительно теплую воду до ледяной коры. ---
— как если бы автор был астроном, или как эта специализация называется.
С другой стороны, интрига со спецзаданием.
Показалось, что у двух направлений немного разные ЦА. Они могут пересекаться, но также могут и не любить посторонний жанр. Но шаг определённо смелый.
Интрига же решается близко к классическому «Зелёный сойлент это люди!» вкупе с зарождением новой расы (или это всё-таки вид?). Валлийские мифы и сектанты – в нагрузку. По итогам осталось непонятно, почему при инструктаже нельзя было сказать чуть яснее, а понадобилось посылать принести то не знаю что.
Обычно не обращаю внимание, если запятые поставлены как-то своеобразно, предполагаю опечатки, но тут это носит системный характер.
--- Пучки лука порея торчали из каждой щели облицовочных панелей и, как везде тут стоял, хоть и слабый, но все еще тошнотворно дурманящий запах нарцисса. ---
--- От наваленных горой матрасов ударил острый запах йода перемешанный с приторной сыростью. ---
--- Она вспомнила свой старый, покрытый саванном царапин шлем, на старом скафандре сгинувшем на Палладе. ---
— саванном? Или это специальный термин?
А вот это заставило призадуматься:
--- Их мир погиб. Насколько жив человек, если все его окружающее умерло!? ---
Придумка старательная, с серьёзными научными обоснованиями, с политическим противостоянием и сбором информации – словом, много достоинств, но общая депрессивность и ничем не поражающая концовка не дают оценить высоко.
Тонкости геологоразведки
Баба Яга говорит о подсознании, анализирует сон и так далее, с сохранением сказочного антуража. Она что, психоаналитик? Да нет, исследовательница! Оригинально (хотя как знать, может быть, будь она только психоаналитик, но местный – может, получилось бы не менее интересно). С юмором. С привычно, но достойно обыгранной идеей «продвинутая техника неотличима от волшебства». Впрочем, волшебство здесь не особо задействовано: всякими прибамбасами больше пользуются земляне, а своей, местной, магии не имеется.
История коротенькая, простенькая: пошёл Иван-дурак за девицей, вместо девицы нашёл волчонка, зато девица жила по соседству. А что, бывает и так.
Читается приятно, и ещё приятнее, что рассказано компактно и без рассусоливаний. По делу.
Травник
Биотехнопанк, травничество-ведунство, ну и как водится экшен: драки, прятки, разборки, хитрые ходы, которые никто не предвидел, клоны – ну или големы в данной ситуации. Когда хорошо написано, то и говорить вроде не о чем: текст яркий, полно деталей (не люблю слово «вкусных», но тут оно подходит), интересные характеры, и главное – надежда на то, что всегда будут хорошие люди, которым важна справедливость и которые при этом достаточно сильны, чтобы за эту справедливость побороться. И способны к сопереживанию.
Люблю такое. Люблю и хэппи-энды, пусть с некоторыми досадными, но обратимыми потерями.
Транжира
Вселенская тоска затопила мир и поглотила людей. Ещё немного, и всё закончится, и все закончатся. Впечатления утрачивают свою новизну и яркость после нескольких проживаний, а смысл искусства потерян. Ну, может, у некоторых чувства (чутьё?) поострее, но они сами не осознают этого. Да и к лучшему ли их восприимчивость? Чем это помогает в беспросветности существования?
Нам не объясняют причины и механику произошедшего в мире и в жизни ГГ. Просто: краски когда-то были ярче, слова свежи, а у Мары имелись хорошие вещи. Теперь она несчастная бродяжка, не способная даже толком распорядиться чудесной находкой. Так почему же к ней такая симпатия? Не потому ли, что все мы в своей жизни бывали такими транжирами и растяпами, и для всех нас краски меркли? Но ведь у нас как-то наладилось, а значит, и для Мары есть надежда...
ТРУБКА СТАЛИНА
С юмором, с узнаваемым типажом ГГ, с интересной мистической альтернативно-исторической концовкой. О том, как людям из разных времён видится жизнь и быт друг друга, тоже забавно и ненавязчиво написано.
Правда, юмор увиделся и там, где автор мог его не закладывать:
--- Главным образом — личные вещи знаменитых людей. Например, у него в коллекции уже была кроличья шуба, в которой Наполеон бежал из России в 1812-м году, и еще пуля, вынутая из живота смертельно раненого Александра Сергеича. ---
— тут грешным делом вспомнилось «исподнее Юры Гагарина, в котором он летал в космос. Ис-под-не-е».
--- он приобрел рубиновое ожерелье, которое было на шее у несчастной Анны Карениной, когда та бросилась под поезд. ---
— а бубен Страдивари смог укупить?
Ещё по тексту:
--- сменил стареющую жену на юную любовницу (разумеется, обеспечив ее и детей по полной) ---
— из написанного получается, что любовницу обеспечил, хотя явно подразумевалось, что жену.
А так, коротко, ненавязчиво, улыбку вызывает. Симпатишно – при том что я все эти социалки обычно не жалую.
Ты не человек
В таких рассказах ждёшь перевёртыша, здесь он как раз имеется. И не сказать, что касается того, кто же там экспериментальный биоробот – в этом смысле итог предсказуем после прочтения хотя бы полдюжины подобных рассказов. А вот имена (фамилии? Конспиративные прозвища?) внесли дополнительную путаницу: Крыс, Барс, Крот – так и ждёшь, что там кто-то и правда грызун или носитель похожих генов... А автор взял и обманул. Ну и правильно, как раз для таких случаев ход.
А написано нормально.
Уделите мне немного времени?
Отлично обыграна фраза про уделение времени. Сама идея хронофагии нормальная, хоть и не новая. Но в остальном ничего захватывающего: ГГ пил-пил чьё-то время, делал всё осторожненько, а потом наступили карантины и самоизоляции, и пришлось изобретать всякие обходные пути. «Ваш форум» поначалу смутил, вкупе с упоминанием призывов к суициду – там желающие умереть, что ли, собираются? Ну, допустим, что так. И «мамой» теперь не побрезговал...
Жалко, что многообещающий замысел потрачен на 1) «социалку», 2) быстро теряющую остроту, 3) с мелким человечишкой ГГ. Последний пункт – чистейшая вкусовщина, автор сам выбирает, о ком писать, и высказывать по этому поводу претензии нет смысла. Но всё же паскудник, всю свою жизнь обиравший девок и тёток, лично мне не особо интересен. Попросил бы, что ли, какого-нибудь наркоторговца или мэра-коррупционера, чтоб ему время уделили.
Утопия драконов
Опять верный автобус... тема, что ли, такая была? Если да, то два рассказа, попавшиеся в этом отборе, ей соответствуют, и оба классные.
Тут этакая городская легенда или городское фэнтези, философическое и атмосферное. Напомнило «Чайку Джонатана Ливингстона». События настолько странны, что в них веришь.
От последних двух абзацев пробирает дрожь. Мальчик с вечной ночью в глазах – это сильно.
Завидую и восхищаюсь.
Ушша
Нестандартный рассказ. Хоррор не хоррор, мистика не мистика, фэнтези не фэнтези – всего понемногу. Девочка отвратная. Из тех, что и поиздеваются, и родителям попросят не говорить, и старшим не хотят попасться, и недовольны, что кто-то сдаст... Понимаю, что ребёнок, ну так все детьми были, но не все – такими поганцами. Так и хотелось, чтобы она в лесу получила по полной. Почти так и вышло, но, к сожалению, самая маленькая девочка погибла... Впрочем, для такого сюжета не удивительно.
А в рассказе видится глубинный смысл, хотя, возможно, автор его и не закладывал. Семья и отношения братьев и сестёр – они как тот лес, полны опасностей, а то и чудовищ. И родители, бросая одних детей на присмотр других, могут однажды кого-то и не досчитаться, пусть даже не в прямом смысле...
Ферн и Мосс
Начиналось очень хорошо, пусть даже с первых страниц – куча знакомых черт персонажей и поворотов. Юноша, который хочет узнать все секреты профессии, скептически настроенный учитель, загадочное снадобье, дающее силы и здоровье, встреченная в дальних краях девушка, затерянное селение... Всё равно интересно было, детальки такие занятные. Но чем дальше, тем сильнее знакомые моменты мешались с нелогичностью поступков. Парень попал в незнакомое место, девушка зовёт его уходить оттуда, а ему, видите ли, поспать охота, а не идти по холодному лесу... Зачем-то альруна выкладывает ему важные сведения. А парень в девушке разочарован: не всё рассказала! Потом опомнился и вернулся, а она «уже не она», и тут альруна вообще всё рассказывает, даже Тайну, которую никогда не говорили чужакам. А Тайна, как водится, ужжжжассссна.
В этом же отборе есть рассказ про хищных невест, они даже рядом в алфавитном порядке – видимо, тексты с одного конкурса, и ход мыслей авторов схож. А говорят же всегда: не используйте первые приходящие в голову идеи! При том, что сами рассказы проработаны со всем старанием.
Здесь порадовал условный хэппи-энд. Понравился момент, когда ГГ встречает девушку в перепачканной одежде и думает, что в её деревне живут чуть ли не дикари. Приходят – а там нормально одетые люди, а девушка просто две недели моталась в лесу.
К вышеизложенному могу добавить только одно замечание:
--- начала преспокойно долбить камнем по-другому, помельче ---
— камнем по другому. Может, автозамена виновата.
Хищные невесты
Отлично написанная, с такими подробностями, что руками можно потрогать, история, и экшен тебе, и доля философии, и этические вопросы затронуты – ну всем хорош текст, кроме одного. 99% историй про то, как любопытные чужаки идут посмотреть на обычаи аборигенов, заканчиваются тем, что чужаки выступают объектами этих самых обычаев. Которые не особо красивы и совсем не милосердны. Поэтому финал опечалил отсутствием любых сюрпризов. Само собой, чужаку, не знающему местность, спастись не удастся, алчный проводник получит выгоду, племя продолжит свою дикую жизнь. Жаль, что все эти путешественники мало читали, а то бы наткнулись на похожую историю и, глядишь, передумали переться с незнакомцем непонятно куда...
Ещё предсказуемым оказался момент с адом – чтобы такое ружьё, да не выстрелило! – и бросились в глаза повторы про спину, на которой можно танцевать джигу. Один раз в начале, один в финале, наверное, было бы достаточно. Зато перекличка «Что ей делать в городе?» – «Что тебе делать в Верхнем мире?» очень к месту.
Предположу, что войдёт в сборник.
Хорошо воспитанный робот
Робопсихология как она есть – или, как поясняется, психология тех, кто программировал робота. На 22 страницы. Много рассуждений, объяснений, диалогов, психологических умозаключений, но ничего, что цепляло бы. Спроси меня через пару дней, в чём там суть да дело – вряд ли вспомню.
Робот-нарцисс из цикла про Гэллегера – вот там есть на что поглядеть, и повод улыбнуться, восхититься фантазией автора, даже посочувствовать в итоге роботу, когда человек его одолел. Здесь думаешь о том, как бы не потонуть в словесах.
Человеческий фактор
Ах, какой ностальжи-панк, прямо заглядение! Космический корабль, на котором нельзя курить, потому что капитан запрещает – боится пожара. Задания рассылаются в конвертах, доставляют их курьеры. А задание – протестировать робота, который может заменить весь «коллектив», то бишь команду, космического корабля. Вместо глаз у робота – то ли камеры, то ли лазеры. Говорит как пишет. И так далее...
Собственно, история в том же ностальгическом духе. Робот понимает людей лучше, чем они сами, приходит к выводу, что человечество не готово к появлению «более совершенных существ», и уходит в закат, точнее, улетает... кажется, не очень далеко. Грустно. И ничего не поделать.
Я понимаю, что всё смотрится органично именно благодаря таким тёплым ламповым героям и миру, где погрузчики работают на спиртовых двигателях. Но ведь в этом-то и достоинство текста: нигде не хочется сказать, мол, клюква и анахронизм. Всё одно к одному. Браво!
Чудеса позади
Русалка попала в наш мир из сказки. Читатели, правда, не сразу об этом узнают, поначалу всё довольно прозаично. ГГ живёт обычной человеческой жизнью: офис, годовщина совместной жизни, ресторан по совету шефа, стрижка, курение, собачка... И в центре всех событий – любовь, которая помогла ГГ и мужу не потеряться в этом мире, и которая – сейчас буду говорить красиво – и есть подлинное чудо, хотя героям и кажется, что чудеса позади.
И чем сильнее были непонятки во время чтения первых страниц: где тут фантастика, в том, что тётка курит в ванне? «Этот мир», что за этот мир? – тем острее ощущения в финале, когда детальки складываются.
Классная история.
Щенок Дикой охоты
Отлично написано. Главная удача текста – то, что до финала непонятно, подменыш ли Мартин, точнее, на 90% веришь, что подменыш. Потом, в сцене пыток, веришь уже на 10%, и кажется, что перед нами рассказ об ужасах предрассудков и тупой деревенщине. Но всё опять не так просто: история-то о реальности Добрых соседей, о дружбе и верности, о силах, с которыми не следует шутить. Невесёлая, с пугающей победой справедливости, с вывернутым хэппи-эндом: ну правда, быть счастливым и быть собакой фэйри – не совсем тождественные вещи. Впрочем, если Мартина всё устраивало, так тому и быть.
Очень хочу видеть в сборнике.
Эмпат
В принципе, название всё раскрывает. Космическая экспедиция, в составе которой эмпат, и нам подробно излагаются методы его работы: как он чувствует эмоции наподобие запахов, как его самого можно распознать эмпат-детектором, и какая эмоция чем пахнет... И только на второй половине текста выясняется, что межзвёздный полёт проходит на эмпат-тяге! Мощно. Топить эмоциями космический двигатель – почти так же впечатляюще, как живые батарейки из людей для захвативших мир машин. Да разве энергии хватит? Ещё как хватит, а уроки физики – так это машины придумали изящную ложь.
Тут, конечно, проделана большая работа и не удивлюсь, если проштудирована куча серьёзных работ по психологии. Просто меня такие штуки не цепляют. Если бы ещё покороче... раза в три...