Решил написать несколько статей о восточноевропейских комиксистах. Для начала статья об одном из самых уважаемых современных художников Болгарии Петре Станимирове. Большинство иллюстраций кликабельны.
До Второй мировой комиксы были довольно популярны в Болгарии, но после установления социалистического строя, они, как и некоторые другие «буржуазные заимствования»,
Возрождение болгарского комикса началось в конце 50-х — 60-х гг.: «Туманность Андромеды» Лыкатника, Гонгалова, Искреновой; в журнале «Космос» опубликованы «Гриада» Димитра Пеева и Ивана Гонгалова (по книге Александра Колпакова), «Вeликий мaрcиaнин» возвращается» Светослава Славчева и Лиляны Ангеловой. Но коренным образом всё изменилось после выхода первого номера журнала «Дъга» («Радуга», для того времени вполне невинное название), почти полностью посвящённого комиксам. Журнал начал выходить в конце 1979 года и был приурочен к Международному году детей. Каждый год выходило несколько цветных номеров альбомного формата. По легенде «Дъга» появилась на свет благодаря Людмиле Живковой, дочери руководителя страны, Тодора Живкова, которая была в Болгарии куратором культуры и искусства. «Дъга» публиковалась с подзаголовком «рассказы в картинках» (буржуазное слово «комикс» в названии решили не употреблять). В каждом номере появлялось с десяток эпизодов разных сериалов от разных болгарских художников и сценаристов. Основой комиксов служили как оригинальные сюжеты, так и адаптации литературных произведений — «Томек на тропе войны» Шклярского, «Девочка с Земли» Булычёва, «Моя жизнь среди индейцев» Шульца, «Ян Бибиян» Елина Пелина...
Парой комиксов отметился советский художник и режиссёр-мультипликатор Вячеслав Котёночкин.
В лучшие годы тираж «Радуги» доходил до 180000 экземпляров (огромная цифра для небольшой страны), но в 1992 году журнал постигла печальная участь — из-за отсутствия финансирования и конкуренции со стороны хлынувших в Болгарию западных комиксов он закрылся. Всего вышло 42 номера. Для многих болгар, выросших в 80-е — 90-е «Дъга» до сих пор является предметом культа и коллекционирования. Одним из тех, кто создавал культовый журнал, был художник и сценарист Пётр (Петър) Станимиров (1952 г.р.). В 12 лет он нарисовал комикс об индейцах, ещё через несколько лет вместе с приятелем — комикс о вымышленном концерте «Битлз» на софийском стадионе «Васил Левски». В «Радуге» Станимиров начал публиковаться с 1982 года. Первой работой стал сериал «Двубой с Касандра» по сценарию известного болгарского фантаста Светослава Славчева , основой для сценария в свою очередь послужила одноимённая повесть Славчева из цикла об астронавигаторе Ферне. Правда, имя героя почему-то изменили с Ферн на Янтар. История понравилась читателям и Станимиров нарисовал по сценариям Славчева ещё два небольших (по 2 эпизода) комикса о Янтаре для «Радуги», опубликованных в 1983-1984 гг., А также ещё один комикс по сценарию Славчева — «Крепостта на безсмъртните» (1984-87).
Также в «Радуге» был опубликован юмористический фантастический комикс «Карамела Му, Пуки и галактическите пирати» (сценарий М. Чолаковой), в котором Станимиров отказался от своего реалистического детализированного стиля рисунка в пользу более карикатурного.
И, конечно, интересна оставшаяся неоконченной адаптации стивенсоновского «Острова сокровищ», 9-й эпизод был опубликован в 1990 году, а последний так и не напечатали, а потом он был утерян.
С 1980 года в Болгарии начал выходить ещё один комикс-журнал «Чуден свят», в котором помимо комиксов публиковались фантастические и детективные рассказы. Из-за меньшего формата и плохой бумаги он не приобрёл такого культового статуса, как «Радуга», но в 80-х тоже был популярен.
Для журнала «Чуден свят» Станимиров совместно с Евгени Йордановым (и тот и другой выступали в качестве художников и сценаристов) подготовил комикс, который считается лучшим в истории журнала — «Радул», приключенческий комикс с патриотическим содержанием. Действие происходит в первой четверти 19 века, болгарский гайдук Радул сражается с турками, участвует в греческом восстании. Комикс очень динамичный, со множеством драк. Первый эпизод вышел в 1983 году.
В этом же журнале появился двухсерийный фантастический «рассказ в картинках» «Бор», написанный (совместно с Л. Петровым) и нарисованный Станимировым.
В конце 80-х «Чуден свят» приказал долго жить. Ему на смену пришла комикс-газета «Разкази в картини». Времена уже были другими, стали доступны западные образцы комиксов, начали меняться и болгарские комиксы.
В газете «Разкази в картини» был размещены комиксы Станимирова по сценарию Ивана Мариновски. «Пулси» и «Неотера». «Неотера» — крутой планетарный боевик «в традициях Э Р. Берроуза», два героя из местного племени совершают путешествие по наполненной всевозможными чудовищами планете.
С начала 90-х Станимиров больше сконцентрировался на книжной иллюстрации (но комиксы не забросил) и добился здесь больших успехов. Он иллюстрировал фантастику, детские книги, классику, ужасы, первые болгарские издания Стивена Кинга и Дина Кунца, и в 2009 году его работы были включены в американский альбом лучших иллюстраторов Кинга Knowing Darkness: Artists Inspired by Stephen King. В 1998 году Станимиров получил высшую болгарскую фантастическую награду «Гравитон» «за вклад в болгарскую фантастику», шесть раз номинировался на премию «Еврокон»; он лауреат «Премии Константина Константинова» (2012) за вклад в детское книгоиздание Болгарии, национальной премии «Александр Денков» за вклад в развитие комикса (2015). Станимиров работал в области компьютерных игр и возглавлял издательство, выпускавшее книги-игры. Почётный член общества болгарских писателей хоррора LAZARUS.
В 2011 году у художника вышел лимитированный (500 пронумерованных экземпляров, подписанных автором) альбом «Вдъхновен от Стивън Кинг».
Альбом довольно большой по формату (Муркок из ШФ для сравнения).
На счету Станимирова множество обложек и внутренних иллюстраций к изданиям мировой классики.
Среди наиболее важных комикс-проектов художника в 21 веке отмечу участие вместе с другими художниками из «Радуги» в антологиях «Над дъгата» :
НАД ДЪГАТА (2012) — с комиксом ДАМГА (сценарий Марин Трошанов и Евгени Пройков),
НАД ДЪГАТА2 — (2016) с комиксом ДАМГА II (сценарий Марин Трошанов и Евгени Пройков).
Выход графической новеллы «Пръстенът на нибелунга» (2018).
В прошлом году Станимиров опубликовал повесть «Денят, в който мама отиде на небето», «страшную сказку для взрослых в духе Геймана». До этого он уже пробовал силы в литературе, выпустив несколько детских сказок.
В число своих любимых комиксов Станимиров включал «Торгал», «Корто Мальтезе», «Тёмную башню»,