16 Про фэнтези


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «chert999» > 16. Про фэнтези
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

16. Про фэнтези

Статья написана 27 июля 2020 г. 16:12

Фейсбук напомнил, что год назад у меня в блоге в очередной раз произошёл жаркий спор про жанр «фэнтези» и про лучших его авторов. И вот один свой коммент из этого прошлогоднего спора я и хотел бы вынести сюда, в свою авторскую колонку на Фантлабе. Пущай побудет и здесь, авось это будет кому-то интересно.

* * *

Придется мне всё-таки объяснить свое отношение к фэнтези. Борис Натанович Стругацкий, мой учитель, не любил фэнтези, считая этот жанр оторванным от жизни и эскапистским, хотя, тем не менее, некоторые вещи в жанре фэнтези он довольно высоко оценивал по их литературному уровню. У меня же, помимо этого соображения, есть еще и своё собственное. Я очень не люблю феодализм: А) из-за заложенного в него институционального неравенства между людьми (дворянин уже по своему происхождению выше холопа и поэтому может безнаказанно над ним издеваться) и Б) из-за паразитизма феодалов (которые сами ничего не производят, а только жрут в три горла и дерутся между собой за лучшие куски собственности). А фэнтези — это ведь, по сути, самый феодальный жанр из всех литературных жанров, причем не только жанров фантастики. Все эти короли и принцы, графы и герцоги, мушкетеры и гвардейцы кардинала, попы и инквизиторы, жандармы и стражники, королевские колдуны и министры, ну и так далее — всё это мне просто противно — может, потому, что сам я происхожу, насколько я что-то знаю о своей генеалогии, из простых крестьян и казаков (по обеим родительским линиям), так что эта ненависть к феодалам, быть может, даже на генном уровне где-то. А фэнтези, как правило, описывает — причем в очень сильно приукрашенном виде описывает — именно это глубокое, мерзкое, вонючее прошлое, которое я ненавижу уже почти инстинктивно, а я хочу жить в будущем — пусть даже это будет и не коммунарский Полдень, а эдакое социально-капиталистическое будущее «хищных вещей века» — пусть, но феодальное прошлое очень цепко держит нас и не пускает в будущее, в том числе и через пресловутый жанр фэнтези. Надеюсь, объяснил?





246
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 июля 2020 г. 17:41
цитата chert999
Я очень не люблю феодализм: А) из-за заложенного в него институционального неравенства между людьми (дворянин уже по своему происхождению выше холопа и поэтому может безнаказанно над ним издеваться) и Б) из-за паразитизма феодалов (которые сами ничего не производят, а только жрут в три горла и дерутся между собой за лучшие куски собственности).
Феодализм намного посложней — потому-то и был столько времени столь жизнеспособен...

Основная же суть феодализма — собственность от Власти...

Многие шедевры фэнтези сие неплохо передают-используют...
цитата chert999
А фэнтези — это ведь, по сути, самый феодальный жанр из всех литературных жанров, причем не только жанров фантастики.
Сей тезис соотносим с классическим и героическим фэнтези, но не с фэнтези в целом, особенно, последнего времени...

Где «феодализм» в таких эталонных уже образчиках, как Дневной дозор или там Американские боги?

Фэнтези-то не стоит на месте — как типичный жанр коммерческой беллетристики вполне себе отслеживает эволюцию предпочтений своей аудитории...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 июля 2020 г. 19:46
Да, конечно, я имел в виду исключительно классическую фэнтези в стиле «Меч и магия»: Артуриана, Толкиен, Конан-варвар, Джордан, приключения разных принцев и принцесс, славянская фэнтези а-ля Волкодав — вот это всё, конечно, архаичный феодальный мир. Более же современные формы фэнтези — «городская фэнтези», юмористическая фэнтези, литературная фантастика, Гейман, Пратчетт и так далее — нам в 90-е годы даже и известны не были, ибо проникновение этих поджанров на наш книжный рынок тогда только начиналось.

Кстати, Лена, тут некоторые мои старые друзья из «люденов», изучающие материалы из старой прессы и фэнзинов, весьма заинтересовались вашим сообщением о «наследии некоего фэна», которое попало к Вам в руки. Они хотели бы изучить и отсканить это наследие (разумеется, с возвратом). Но связаться с Вами им не удалось — указанные у Вас в профиле адреса, увы, не работают.
 


Ссылка на сообщение28 июля 2020 г. 20:11
цитата chert999
Да, конечно, я имел в виду исключительно классическую фэнтези в стиле «Меч и магия»: Артуриана, Толкиен, Конан-варвар, Джордан, приключения разных принцев и принцесс, славянская фэнтези а-ля Волкодав — вот это всё, конечно, архаичный феодальный мир. Более же современные формы фэнтези — «городская фэнтези», юмористическая фэнтези, литературная фантастика, Гейман, Пратчетт и так далее — нам в 90-е годы даже и известны не были, ибо проникновение этих поджанров на наш книжный рынок тогда только начиналось.
Приходилось слышать, что эти были славные незамутнённые времена Водоканала, Полариса, Гаррета, Дэйва Дункана...

Многие вспоминают о них с непреходящей ностальгией... :-)
 


Ссылка на сообщение29 июля 2020 г. 14:54
Ну, я участвовал косвенно в издании всех этих книг и циклов в серии «Век Дракона», но только как технический работник, в основном. Реально плотно я жанром фэнтези не занимался, не читал его и не изучал. Мне хватало хлопот с НФ и с киберпанком, а также с «Временами учеников».
 


Ссылка на сообщение29 июля 2020 г. 16:55
Ну Вы, как я понимаю, имели отношение и к Двести...

Гляжу сейчас выпуск B (январь 1995), а там:

Беседы при свечах
Диалог Андрея Черткова с Вячеславом Рыбаковым


25 лет прошло, но и сегодня мне сие читается с превеликим интересом... :-)

Вообще, множество интересных материалов именно что о фантастике — сейчас, увы, такой периодики просто нет...
 


Ссылка на сообщение29 июля 2020 г. 20:07
Я уже отвечал здесь кому-то на этот вопрос — о том, что к «Двести» я имел отношение очень косвенное. Во-первых, я время от времени давал ребятам материалы из своего архива, которые я готовил для своих журналов, но так и не напечатал по какой-то причине, а иногда я и просто писал для них какой-то текст, о котором они меня просили. А во-вторых, «Двести» вырос из хулиганского фэнзина «Оберхам», который ведущий питерский фэнзинёр Андрей Николаев и мой постоянный севастопольский напарник Сергей Бережной, также переехавший в Питер, создали в 1992 году как пародию на мой фэнзин «Оверсан». Пару лет это был чисто хулиганский фэнзинчик типа «Страж-птицы», а потом — а именно в 1994 году, сразу после «странниковского» скандала на «Интерпрессконе» — ребята захотели превратить его в серьёзный журнал о фантастике (благо и «Оверсан», и «Интеркомъ» прекратили существование своё), ну и превратили — только название поменяли.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2020 г. 20:16
Я правильно понимаю — всего вышло пять выпусков Двести?

Номер Д (июль 1995) был последним?
 


Ссылка на сообщение29 июля 2020 г. 20:34
Я просто не помню. У меня, естественно, были все номера «Двестей», однако, уезжая из Питера, я всю свою коллекцию фэнзинов (крупнейшую, кстати, в стране) отдал в фонд «Интерпресскона».
 


Ссылка на сообщение29 июля 2020 г. 20:42
Ясно, спасибо...


Ссылка на сообщение19 апреля 11:51
цитата
Я очень не люблю феодализм: А) из-за заложенного в него институционального неравенства между людьми (дворянин уже по своему происхождению выше холопа и поэтому может безнаказанно над ним издеваться)
Так ведь в фантастике практически то же самое. Вот те же Стругацкие.Люди не равны! Вот жители Арканара. они происхождением не заслужили помощь.Если бы на Земле кто то голодал. Что бы зделал Румата? Накормил бы.Сразу! А на Арканаре что? Голод. Болезни войны..А люди не вмешиваются. Ибо  
цитата
Да, это мы тоже намеревались попробовать, подумал Румата. Массовая гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех экваториальных спутниках…

— Я мог бы сделать и это, — сказал он. — Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?
не цивилизация для человека а человек для цивилизации. Румата тут видит жителя Арканара не как ЧЕЛОВЕКА . В принципе. Неважно где он живет. В России . США. На Марсе. На Саракше. неважно. нет. Он видит АРКАНАРЦА. И думает о ИСТОРИИ АРКАНАРА. Зачем то.А самих арканарцев люди Мира Полдня спросили? Чтобы они выбрали то? Нужна ли ИМ своя исттория? Но нет. Не спросили! Потому что.. Потому что они не имеют права даже РЕШАТЬ за себя. В мире Полудня Стругацких общество гипер феодально. Это ФЕОДАЛЬНАЯ утопия. Добрая аристократия. которая ЛУЧШЕ ВСЕХ ЗНАЕТ. Что для народа хорошо. настолько хорошо что мнение самого народа не важно! А потом появляются людены...


⇑ Наверх