lt Часть 3 Л О gt Отзывы


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «technocrator» > <Часть 3. Л-О> Отзывы на рассказы отбора в «Зеркальную волну — 2»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

<Часть 3. Л-О> Отзывы на рассказы отбора в «Зеркальную волну — 2»

Статья написана 4 апреля 2020 г. 14:54

Хорошо, что сидя дома во время пандемии, можно отвлечься чтением фантастики...




Лесные

Полуюмористический трэшовый хоррор с достаточно самобытной задумкой. Незадавшийся поход с целью отлова монстров для обленившихся киноделов в жуткий Лес, располагающийся в собственном измерении. А ведь поговаривали же, что кроме «обычных» его обитателей можно и на «нездешних» наткнуться... По прочтении сразу приходит на ум знаменитая «Песня о нечисти» Высоцкого (любопытно, не ей ли была навеяна идея).

Рассказик развлёк, концовка неплоха. Возможно, стоило чуть развернуть сюжет и/или добавить ещё живых деталей «охотничьего быта», описаний монстров и функционирования заЭкранья.

7 из 10




Ловушка для спящей бабочки

Видимо, от автора Закона Химеры? «Те же яйца, только в профиль»: бессмертие, «достойные», кучка обладателей технологии, сосредоточивших власть, на этот раз тайно... Очень, очень простенько и неоригинально.

5 из 10




Лосепёс

О том, как одноногая бездомная собачка-дух прибилась к людям. В принципе, вроде как и неплохо, но не совсем в моём вкусе.

Плюс: очерчены своеобразные иерархия и правила хранителей и «других» мистических сущностей. Минусы: не очень понятно, как появился сам Лосепёс, что собой представлял? призрак? андед? самозародившаяся анималистическая сущность? как получил статус хранителя? почему только он имеет материальное воплощение? Не до конца обозначенный финал: отменилась ли всё-таки линия судьбы с гибелью компании в поезде, и почему?

6 из 10




Лучшие из лучших

Сюжетно – история одного конкурса джазового исполнения. Содержательно – о музыке и вхождении роботов в человеческое общество. Любопытные, часто спорные, разносторонние мысли и высказывания персонажей на эти темы. Тут очень противоречиво: с частью хочется согласиться, с частью – наоборот. Некоторые моменты кажутся странноватыми. Если подробно по пунктам расписывать, то очень долго формулировать придётся. Мнение в целом – как полемическая вещь, рассказ имеет право на существование.

Ладно, один характерный момент отмечу. С одной стороны, очень правильно напоминается, что говорить о жёстком противостоянии и соперничестве людей и машин не совсем корректно, так как мышление ИИ – детище людей-программистов. С другой стороны, удивляет самомнение и гонор персонажей-музыкантов, гордящихся своим творческим мастерством в исполнении, и ни разу не вспоминающих о композиторах – создателях музыки...

7 из 10




Люди в стеклянном замке

Околокиберпанковский рассказ с корпорациями, похищениями, хакерами и роботом. Язык неплох, действие связное, но перенасыщенное, поэтому воспринимается с трудом. Интриги и сюжетные ходы типичны для жанра, каких-то свежих идей нет.

6 из 10




Мальчик из лабиринта

Магреализм а-ля Фрай (сновидения, несбывшееся и сплетения судеб), правда в более простоватом стиле. Очень интересная и перспективная завязка, с пугающим деревянным лабиринтом, построенным для детей отцом. Реализация развития сюжета, имхо, всё-таки тоже несколько простовата.

7 из 10




Марсиане

Мутный тоскливый демотивационный психохоррор. Своего рода деконструкция произведений про выживание изолированной группы людей, вот только чудовищно неубедительная. Допустим, даже, нашёлся один индвидуум с поехавшей крышей, но поведение других, сразу сдувшихся... а ведь, это, на минуточку, опытные полярники плюс парочка прошедших какой-то специальный психологический отбор.

В общем, лучше, к примеру, книги Владимира Санина о высоких широтах и о людях суровых профессий перечитать.

5 из 10




Математика выживания

Необычная апокалиптическая картина. Попытки выживших приспособиться к ситуации, когда базовые социальные побуждения оказываются губительными. Взгляд со стороны отдельного обычного человека со своими недостатками. Оригинальная фантастическая идея и грамотное её развитие.

8 (с плюсом) из 10




Медитативные сны Мадонны

Лёгкая остросюжетка с элементами киберпанка. Читается ненапряжно, но основное фантдопущение странноватое и не до конца раскрыто. Так что это всё-таки было: сверхчитерская психологическая панацея (тогда как-то стоило обосновать причастность злодея к её созданию) или наркотик со скрытыми побочными эффектами для потребителя? Почему недостаточно просто один раз было записать эту сенсорную информацию из мозга младенца, чтоб воспроизводить?

Ляп: киборга-приспешника сначала зовут Алеком, потом Майком.

6 (с плюсом) из 10




Мы переживём потери

Тяжёлое мрачноватое этнофэнтези. Намешано всего в кучу: тут и урывки племенной истории c братоубийствами и тайными интригами; и шаманизм с андедами, сражениями божеств и ритуальным поеданием требухи; и болезни, почему-то одновременно поразившие и животных, и людей, и зерно... Воспринималось с трудом.

5 из 10




На войне как на войне

В психологическом плане можно отметить контрастный перенос «нормально-обыденного» угла зрения в декорации абсурдно-гротескной антиутопии. Но помимо этого каких-то свежих идей нет.

6 из 10




На два дыхания

Боевая космоопера с «девушкой из лагеря противника». Читабельно, но довольно шаблонно.

6 из 10




На своей земле

Фэнтези с шаблонным конфликтом: злодей-чернокнижник, коварно покушающийся на землю, которую порочный глупый князь готов отдать... Хэппи-энд на грани deus ex machina. Хотя магический поединок показан неплохо, и с парой остроумных ходов.

7 из 10




На сто восемьдесят

Кафкианский психотриллер с транформацией. Образно и депрессивно. Не очень уловил задумку с «двуликими» мёртвыми(?) девочками.

6 (с минусом) из 10




На том конце красной нити

Не особо свежий мотив – версия «проводника Отсюда». Реализация нормальная, есть неплохой ход с «взаимными проводниками», но слишком предсказуемый финал.

6 из 10




На три ладошки от печки

Ещё одно тяжёлое мрачноватое этнофэнтези с убийствами, ведовством, борьбой духов и неурожаем. Неприятное противопоставление мистики рациональному взгляду.

5 (с минусом) из 10




Наследство

«Уж коли зло пресечь, собрать кампутеры да сжечь!»(c) Незамутнённо-наивное стариковское бурчание.

5 из 10




Наша маленькая Украина

Странный бестолково-карикатурный социальный сюр. Хотя именно моменты с жизнью лилипутов в городе неплохи.

5 (с плюсом) из 10




Не смотри ей в лицо

Приключенческо-космооперная экзотика. Читабельно, живописно, но заслуживающих внимание идей и смысла не нашлось.

6 из 10




Ненастоящий дядя

Мучения человека, столкнувшегося со зловещими предсказаниями судьбы от странного полупризрака. Плюс зачем-то детали городских прогулок, сны, заброшенный дом, который как-то с этим должен быть связан...

Интригующая завязка, развитие которой, однако, вызвало недоумение и тоскливый тягостный осадок.

4 из 10




Непрерывность

Бессмысленный чернушный хоррор о том, как «пацан к успеху шёл». Мизантропия, сверхспособности, нелюди, какая-то «система»-«медуза», и прочий кровавый трэш.

3 из 10




Неуязвимый

Фэнтези с набившей оскомину темой моральных терзаний по поводу Бобра/Осла/Равновесия и неотзывчивыми богами, играющими в свои игры. Долгое затянутое нагнетание (с перерывом на постельные утехи) и открытый финал. Абсолютно не вписывающиеся в настрой пасхалочки. Единственный плюс – сам волшебный артефакт и мечта героя с помощью него «вернуть небо».

5 (с плюсом) из 10




Обломoff, Гугл и Мама

Незатейливая ироничная футуристическая агитка за свободу биотехнологий.

6 из 10




Огрызки на задворках Галактики

Очередная «мусорная сталкериана», с мотивом космопрогрессорства. Реализовано несколько простовато и наивно, но есть законченный сюжет. Для подростковой фантастики сносно. «Волчуны» и «медведники» даже понравились :)

6 из 10




Одор

«У каждого дела

Запах особый...» (с)

Детально разработанный мир, который можно было бы назвать полностью оригинальным, если б не напрашивающееся сразу сравнение с «Оттенками серого» Ффорде (в частности, важнейшая роль цветовосприятия). Впрочем, здесь красочные описания задействуют сразу три спектра – цветов, запахов и эмоций (а в концовке вовлекается ещё и «запах мысли»), что даёт возможность объёмно развернуться в нескольких ассоциативных измерениях.

Сюжетные цепочки, частично связанные друг с другом, тут очень простые. Может даже показаться, что нужны лишь для демонстрации сеттинга (в процессе мы поднимаемся вверх по «социально-хроматической» лестнице, рассматривая жизнь и возможности каст), и основная смысловая линия отсутствует.

Но, кажется, общий замысел усматривается. Можно заметить, что большинство историй заканчиваются в той или иной степени трагически для персонажей. Чему виной – система, основанная на «хроматико-одорическом» неравенстве и воздвижении барьеров между людьми разного происхождения, так скрупулезно продуманная. А остаются в моральном выигрыше те, кто стремится эти барьеры разрушить, причём не для личной корысти. Ну и младенец, с которым знакомимся в финале, становится символом надежды...

8 из 10




Отбор

Миниатюра о «невезучих». Курьёзно, но не совсем ново и слишком натянуто. Самое главное, так и не определились, к чему конкретно отбор-то? Если вариант на случай «конца света», то причём здесь «жажда власти»?

6 из 10




Отпуск

Просто хорошая смешная сказочная юмореска о карьерных проблемах рыцаря.

8 из 10




Охотники за надеждой

Вещь, знакомая по ФЛР. Смена названия, имхо, пошла на пользу. Действительно лучше в смысле позиционирования (наивно-романтическая приключенческая космофантастика, а не «твёрдая НФ»). Хотя остаются претензии к логичности и обоснованности, что для меня критично. Много сомнительных и натянутых деталей, включая формулировку гипотез. А самое главное – на произвол капитана отдаются решения в ситуациях, которые безоговорочно должны быть промоделированы и включены в план столь важнейшей экспедиции заранее. Снаряжая корабли с сотнями колонистов, включая космологические теории даже в школьную программу, умудриться даже не предвидеть возможность ситуации с «условно» пригодной планетой и не включить в план поиска, просчитав оптимальную стратегию + принимать решение наспех наобум из эмоциональных соображений, даже не попытавшись что-то прикинуть расчётами (в то время как ситуация сводится к классической оптимизационной задаче о проблеме остановки выбора)...

5 (с минусом) из 10




Продолжение следует...





274
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 апреля 2020 г. 17:04
Е-е-е, супер! Хоть какой-то плюс в этой всеобщей панике.

С нетерпением жду следующего блока! ОЧень надеюсь получить не меньше 7 из 10. Но если завалялась для меня восьмёрочка — будет вообще здорово!)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2020 г. 17:27
Надежда — глупое чувство (с) :-) спасибо


Ссылка на сообщение4 апреля 2020 г. 18:00
Хех, спасибо, я только до буквы Н дошёл.
По многим рассказам схожее мнение. Правда «Мы переживём потери» мне даже скооее понравился, что странно, так как рассказ действительно при этом остался не до конца понятым.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2020 г. 18:37
Ну вот начало там выглядело вполне сносным, а потом как пошло накручиваться...


Ссылка на сообщение4 апреля 2020 г. 18:16
цитата technocrator
не очень понятно, как появился сам Лосепёс, что собой представлял? призрак? андед? самозародившаяся анималистическая сущность? как получил статус хранителя? почему только он имеет материальное воплощение? Не до конца обозначенный финал: отменилась ли всё-таки линия судьбы с гибелью компании в поезде, и почему?
По-моему, обычная собака, живая. Просто либо появившиеся как один из эффектов катастрофы, либо всегда имевшиеся способности. Может даже, у всех собак имевшиеся и имеющиеся, а в рассказе не все собаки их решают использовать — в силу характера или личных причин.
Хочет прибиться к людям, как к своей стае. Защищает их. С зомбями общается? Ну так мы не знаем, может, собаки уже сейчас потенциально могут общаться с живыми трупами, а кошки видят призраков.
А с поездом... боюсь, что ничего не отменилось. Пёсель решил разделить судьбу своих людей. Потому что всё равно в том мире жизненно-карьерные устремления мало реализуемы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2020 г. 18:59
Ага, спасибо. Просто, если это живой пёсель, то как и зачем забрался в лес, если так одиноко без людей было...
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2020 г. 19:07
Там явно какая-то сложная обстановка, которая подразумевается, но не показана. Сначала ощущение, что людей мало, остатки населения группками скитаются по лесу и спасаются от зомби. И вдруг поезда, да ещё с расписанием. Может, они шли оттуда, где пусто, туда, где понаселённее? И пёс так же, в поисках людей шёл из пустых земель?
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2020 г. 20:26
Хм, у меня не было ощущения какой-то необычной обстановки. Андеды же вроде нематериальные, только пёс их видит. И туристы самые обычные... просто забрались далековато
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2020 г. 21:06
Ааа. А мне показалось, они реальные зомби. Без руки, гнилые, вонючие. Хотя не буду утверждать, по воспоминаниям текста — можно понимать и как нематериальных. Тогда всё ещё запутаннее.
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2020 г. 21:08
Ну или может полуматериальные. Тут не совсем ясно, да


Ссылка на сообщение4 апреля 2020 г. 22:57
В этот раз, увы, почти ничего общего.
Спорить не буду. Остановлюсь лишь на двух рассказах.

Краткий отзыв на Одор я разместил на странице рассказа. Здесь раскрою. О нудный счет до девяти я спотыкался постоянно, это жуть. Но это исправимо при редактировании. Говорить о ненаучности фантдопа, рассуждать об устройстве глаз, о химии и психике запахов нет смысла — перед нами явно фэнтези, а не НФ. Но зачем тогда писать про «различия на генетическом уровне»? Это как если бы Толкиен написал, скажем, о втором начале термодинамики. Режет слух. Но и это мелочь. И что сюжет пунктирный, с композицией беда какая-то — тоже мелочь. Главное ведь там — структура социума! Рассказ типа претендует на «социальную фантастику». Не так просто подобрать слово, чтобы охарактеризовать этот смысловой уровень, типа основной. «Лженаучный»? Но социология — не вполне наука по Попперу. Точнее всего, наверное, будет «вульгарный». До Громова, не говоря уж Сильвеберге или Ле Гуин — как до Пекина раком. А вообще, у меня сложилось впечатление, что это черновик экспозиции какого-то романа, вброшенный для тестирования. Как экспозиция, если отредактировать как следует — ну, наверное...

Ненастоящий дядя — безусловно, лучший рассказ из тех 90, что я прочел. Притом, что я не люблю хоррор, в котором работает Дмитрий Костюкевич. Я раньше, к стыду своему, не знал этого автора — теперь запомню! Две его книги уже в корзина на Литресе.
Заглотив рассказ залпом, забыв обо всем, нырнув в него полностью (стиль позволяет. он хорош и попросту красив), я потом полчаса приходил в себя... Рассказ — пожалуй, единственный их всех в выборке — пробил крышу гетто «жанровой прозы», вырвавшись на уровень Литературы. Я не понимаю, как это у автора получилось. Откуда человек, вроде бы еще совсем молодой, может ЭТО чувствовать? Как ему удалось донести это мучительное ощущение «вот, прожил. и зачем всё это было...»? Как его могло так рано коснуться дуновение Ничто? Последний раз я встретил подобное в «Сигналах» у Быкова. Но Быков гораздо старше... Но, собственно, в том и чудо, которое отличает серьезную («большую») литературу от развлекательной беллетристики: как-то так за сюжетом, над текстом вдруг возникает второй смысловой (точнее — экзистенциальный) слой. Такое получается у единиц. Онойко, Веркин... ну, он постарше...
Я редко ставлю десятки. Но тут — 10 из 10 однозначно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2020 г. 10:48
Большое спасибо за добрые слова.
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2020 г. 12:23
Тут действительно сложно спорить, когда речь заходит о предпочтениях...

Если кратко, от прочтения «Одора» я получил удовольствие (и даже заставило немного поразмышлять), от «дяди» – наоборот.

цитата anagor1
Не так просто подобрать слово, чтобы охарактеризовать этот смысловой уровень
цитата anagor1
Главное ведь там — структура социума!
Ну и сам сеттинг немного фэнтезийный/магреалистический, и часть социальных аспектов, имхо, можно рассматривать как аллюзии с оттенком притчевости.

Опять же имхо, действительно большая литература должна в первую очередь вдохновлять и/или пробуждать мысль.

Мне не нравятся описания бессмысленных мучений людей (тут опять же возникает аналогия с отвратительным «Vita nostra» Дяченок, где странные нелюди шантажировали персонажей жизнью близких), и талантливость и писательское мастерство в данном случае может всё только усугубить.

цитата anagor1
ощущение «вот, прожил. и зачем всё это было...»
Если обратиться к классике — возможно, не совсем то, но близкое удалось Платонову в сказке «Разноцветная бабочка», гораздо короче и с действительно сильным эффектом, любопытно, как она вам?
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2020 г. 15:32
В литературе всегда есть нечто «вечное», наряду с разумным и добрым. Эти она и отличается. И Платонов — великий писатель. У него «вечного», конечно, больше. И точнее...
Умом я понимаю, что «Дядя», возможно, не для сборника. Но организаторы четко сказали: всяк оценивает по собственным критериям... И да, я смешал критерии. Жанровую прозу некорректно сравнивать с литературой. Разные аудитории... даже не аудитории, разные продукты, удовлетворяющие разные потребности. Развлечение и искусство — вещи на самом деле несравнимые. И непротиворечивые, не мешающие друг другу. Как бы объяснить... Ну вот взять рок-н-рол — и Баха: я люблю и то, и другое. Или, скажем, блокбастеры — и Тарковский... хотя, пожалуй, тут не совсем точно... Лучше так: компьютерные игры — и Третьяковка. Ничто не мешает постоять в тишине, полюбоваться картинами, а потом прийти домой, сесть за комп и погонять танчики. Здесь нет антагонизма, просто разные сферы бытия.
Так вот, от Дяди я получил другое удовольствие. (Так иногда бывает: автор вроде как создает развлечение, но каким-то чудом, можем, сам того не желая, касается искусства... Вот Меркьюри — это рок-н-ролл?)
А от «Одора» не получил никакого. Увидел разве что попытку задать сеттинг. (Понятие, кстати, чисто из сферы развлечений. В искусстве сеттинга не бывает, само понятие некорректно.)
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2020 г. 16:16
Про вечное vs. разумное и доброе это надо запомнить :)

Ну, моделирование собственных миров и вселенных (если не нравится общий термин «сеттинг»), имхо, очень достойная задача фантастики как авангарда литературы (в частности, и возможность посмотреть под другим углом на свой собственный мир)

Да, это хорошо, что разные читатели оценивают по-своему. Тем интереснее посмотреть, что в итоге пройдёт.
По опыту чтения нескольких ФЛР — у меня иногда довольно точно получалось предсказать фаворитов, а иногда сильно промахивался.
 


Ссылка на сообщение6 апреля 2020 г. 08:26
Предсказать фаворитов — совсем другая задача. Для ее решения необходимо понимать, а судьи кто.
Более того, если бы задача ставилась как «отобрать для сборника» — это тоже другое. Тогда нужны вводные: каким мы хотим видеть сборник, для какой ЦА, с какой стержневой тематикой, и т.п.
Однако, согласно правилам отбора, п.6, абз 2: «Читатели оценивают тексты по любым собственным критериям». Для меня критерий всегда один: личное впечатление. Попытка его обосновать — это лишь техника критического дискурса, копаешься скорее в себе, в своем нарративе, а не в тексте.
 


Ссылка на сообщение6 апреля 2020 г. 08:46
Что касается «вечного», то с ним все просто. Вечных тем считанное число. Правда, считанное всеми по-разному. Я выделяю два основных «разреза»:
1. «Ракурс Губермана»: «В любви и смерти находя неисчерпаемую тему...» Два основных инстинкта: размножения и самосохранения. Две базовых психических энергии: либидо и мортидо. (Именно они должны питать творчество, а не рацио и не тщеславие. Причем для некоторых авторов можно довольно четко указать, какая из них превалирует. Скажем, Пушкин — либидо, Лермонтов — мортидо. ФМД — чистое мортидо, посему и не воспринимается многими.)
2. «Структура Франкла»: «Доктор, я буду жить?» — «А смысл?». Занимаясь проблемами суицида, Франкл выделил три осмысливающих фактора: Долг, Творчество и Вера/Любовь. (Любовь здесь несколько в ином смысле, не в эстетическом, а как бы в религиозном — как «внутренний свет».)
Собственно, и всё.
В «Дяде» мне увиделся Долг в мортидном ракурсе.


Ссылка на сообщение8 апреля 2020 г. 21:58
Костюкевич крут. В прошлой «Зеркальной волне» его рассказ был украшением. Очень надеюсь, и в этот пройдёт.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2020 г. 22:12
Возможно, гляну потом тот рассказ. Но пока что из пары прочитанных рассказов автора оба, к сожалению, не зашли, оставив мутно-неприятное чувство :(


⇑ Наверх