Наша старая добрая


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AkihitoKonnichi» > "Наша старая добрая фантастика". Книга 4. Сборник "Иное небо" в серии "Мир фантастики. Коллекция делюкс"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Наша старая добрая фантастика». Книга 4. Сборник «Иное небо» в серии «Мир фантастики. Коллекция делюкс»

Статья написана 22 ноября 2019 г. 16:34


Для всех, кому хочется вырваться из-под низких сводов ноябрьского неба — окрыляющая и светлая новость: отправился в типографию четвёртый сборник цикла антологий отечественной фантастики «Наша старая добрая фантастика». Под одним «Иным небом» оказались представители так называемой «четвёртой волны» — молодые авторы, чьё творчество стало завоёвывать умы и сердца любителей НФ в период между восьмидесятыми и девяностыми.



Состав четвёртой части антологии был определён довольно давно, но выходит книга под Новый год, между 2019 и 2020 годами, что в определённом смысле весьма символично. Скоро мир вступит в третье десятилетие XXI столетия, и в двадцатых годах нынешнего века сам формат обычной книги может быть окончательно пересмотрен. Под одними небесами окажутся люди, по старинке предпочитающие бумажные книги, и поколение, получающее с первых лет жизни информацию только с электронных девайсов. Время между появлением новой информации и её доступностью для потребителя будет стремиться к бесконечно малым величинам. Пока эти иные времена не настали окончательно, порой хорошую книгу, как антологию «Иное небо», приходится ждать: согласование с правообладателями, работа над текстом и иллюстрациями, которые в случае недоработки или ошибки не исправишь в режиме реального времени, необходимые для печати тиража в типографии и для логистики сроки.


Иллюстрация с титула антологии «Иное небо» (автор — Владислав Шикин)


За то время, пока готовился к печати сборник «Иное небо», можно было несколько раз по отдельности прочитать тексты, вошедшие в состав антологии. Но это было бы чистым потребительством, поглощением информации. Как далёкий свет звезды, но не само светило. Весомость — как в физической массе, так и в значимости — книга по-прежнему имеет, если воспринимается одновременно как эмоциональный объект во времени и как материальный — в пространстве. Книгу приятно ожидать, приобретать, открывать, читать, откладывать, возвращаться к ней, ставить на полку, вдохновляться ей, обсуждать её, думать о прочитанном и так далее. Всё это — настоящие ощущения. И в полном наборе эти ощущения здесь и сейчас даёт книга напечатанная. В этом продолжает заключаться магический реализм чтения и значение книги. Как и состав четвёртой антологии «Наша старая добрая фантастика», так и сам том «Иное небо» — это водораздел между поколениями — отечественных фантастов, читателями, восприятием книжных текстов и самих книг.


Обложки первых трёх антологий «Наша старая добрая фантастика»


Одна из важных составляющих таких сборников, как том «Нашей старой доброй фантастики» — это ещё и «человеческий фактор», что в данном случае означает личность составителя. Четвёртый том, как и предыдущие, подготовил, лично отобрав каждое произведение, главный редактор издательства «Азбука» Александр Жикаренцев. Для таких книг важен не опыт издателя, а опыт читателя, сопричастность и эмоциональная вовлечённость. Важно то, как отозвался каждый из отобранных текстов в самом составителе — сначала как в читателе, а затем уже как в издателе. Потому «Наша старая добрая фантастика» — проект особенный. Редкая возможность отвлечься от обсуждения формата, толщины, бумаги, пропечатки иллюстраций, а вместо этого отправиться не просто в давно минувшую, но не исчезнувшую на карте памяти эпоху, а в «личную библиотеку» человека, кто за несколько минувших десятилетий так много сделал для российского НФ-фандома. Под отправляющей в старые добрые времена обложкой, когда книги издавались на совесть и надолго, — выстроенная в цепочку книжного ДНК эпоха как сочетание времени и людей, авторской фантазии и прожитых в реальности моментов.


Содержание антологии «Иное небо»


Аннотация:

В предыдущем томе антологии отечественной фантастики упоминалось, что книга эта «как бы водораздел между поколениями — поколением тех, кто начинал ещё при Ефремове, и поколением новой волны, молодых на ту пору авторов, вышедших из „шинели“ братьев Стругацких». Эту новую волну друзья и ценители фантастики между собой назвали «четвёртой».

По преимуществу это авторы на ту пору (начало 1980-х — начало 1990-х) относительно молодые, возраст большинства едва перевалил тридцатилетний рубеж, а некоторые были ещё моложе. Это были люди амбициозные, верили в свою литературную правоту, остро воспринимали переменчивую действительность и откликались на перемены оперативно. Киевлянин Борис Штерн, волгоградцы Евгений и Любовь Лукины, петербуржцы Вячеслав Рыбаков и Андрей Столяров, москвич Владимир Покровский, красноярцы Андрей Лазарчук и Михаил Успенский, начинавший в те годы молодой писатель-алмаатинец Сергей Лукьяненко... Мы видим: география охватывает почти всю страну, тогда ещё цельную. Ныне имена эти прочно закрепились на литературной карте фантастики, и мы рады вам представить в нынешнем томе выборку из их лучших произведений той эпохи бури и натиска.


О каждом произведении отдельно и в общем — на фоне эпохи — во вступительной статье поразмышлял Вячеслав Рыбаков.


Оформление обложки и иллюстрация на обложке Сергея Шикина

Иллюстрации Владислава Шикина

Составитель Александр Жикаренцев

От издательства

К сожалению, несмотря на долгие поиски, мы так и не смогли разыскать наследников писателя Виктора Жилина. Поэтому извещаем: если кому либо из читателей известны место их проживания или какие-нибудь контакты с ними, пожалуйста, сообщите нам по электронной почте (avtoram@azbooka.spb.ru) или по телефону (8 812 327 0455).


Примеры внутренних иллюстраций Владислава Шикина в книге


ISBN 978-5-389-14930-4

1280 страниц


Ознакомительный фрагмент — во вложении






5013
просмотры





  Комментарии
Страницы: 123


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 17:05
Прекрасный состав! Разве что Лукьяненко тут лишний, точнее вещь у него ученическая и проходная. Хотя нечастая, ну и для продаж имя полезное :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 17:34
Культовая вещь, так же, как остальные в этом томе. Совершенно не ученическая, Лукьяненко до конца прошлого века так писал.
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 18:00
Мало что читал хуже этой книги Лукьяненко. Теперь страшно за другие его книги браться. А в подростковом ведь многие его книг любил. То ли так вкус у меня поменялся за годы и сплошную неправдоподобность с банальщиной уже не могу воспринимать в книгах, то ли это действительно его самая слабая вещь (из ранне-среднего).
И теперь даже не знаю, брать эту книгу или нет. Остальное не читал, интересно было бы познакомиться, но это произведение Луньяненко вызывает только негативные эмоции.
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 19:41
цитата Infinita_first
И теперь даже не знаю, брать эту книгу или нет. Остальное не читал, интересно было бы познакомиться, но это произведение Луньяненко вызывает только негативные эмоции.
в сборнике 14 произведений. вы читали одно, конечно не брать. само собой роман который вам не понравился испортил весь том.
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 20:56
Вы в 81-ом году родились, увлекаетесь фантастикой и не читали НИ ОДНОГО произведения из этой книги:-)))?
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 18:01
У кого культовая? :)))
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 20:56
Точно не у вас.
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 21:11
это как бы очевидно
очевидно и то, что вы вкладываете какой-то свой смысл в понятие «культовая».
я, например, уверен, что устрой я в магазине опрос у полок с Лукьяненко, какой роман нравится больше всего, про Рыцарей даже не вспомнят
ну и ладно, не слишком интересно
культовый и культовый, мне не жалко
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 21:43
Я не хотел вас обидеть, просто неправильно выразился.
 


Ссылка на сообщение23 ноября 2019 г. 14:56
Ну а почему бы не считать роман, который издан тиражом более 240 тыс и являющимся открытием Сергея Васильевича для массового читателя культовым?
 


Ссылка на сообщение23 ноября 2019 г. 15:04
цитата Shaser
для массового читателя культовым?

на здоровье — считайте, не вижу проблем
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 22:18
у игроков в Хирос 3
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 23:12
Сарказм уровня «дно».
 


Ссылка на сообщение23 ноября 2019 г. 11:28
ээээ, что.... вообще-то это практически «официальный» ответ


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 17:06
Знатный талмуд, но как раз очень важный, фантастику 80-90-х у нас постоянно грязью поливают.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 17:07
мне кажется, что её как раз и не поливают, поливают современную
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 17:34
С современной понятно, а четвертую волну обычно рассматривают в разрезе эпохи, где была только разруха. На самом деле это, конечно, не так. Тем более большинство известных современных авторов лучшие свои произведения писали как раз в 90-е. Столяров, Логинов, Лазарчук, Лукьяненко и многие другие.
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 18:34
Столяров и Лазарчук — в 1980-е скорее.
 


Ссылка на сообщение23 ноября 2019 г. 13:21
Публиковали в 90-е, а вот писали, кмк, все же в 80-е


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 17:29
Вот это подарок! Обязательно возьму


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 17:42
Отлично! Молодцы что «День свершений» Жилина вошёл!


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 18:00
Позволю себе несколько комментариев для, так сказать, неофитов. Для тех, кто ничего этого не читал. На мой вкус — томик шикарный, ЗНАКОВЫЙ. Из тех, что подводят итоги. (Без спойлеров)
Алан Кубатиев. ВЕТЕР И СМЕРТЬ. Рассказ
Шикарный рассказ, одна из визитных карточек Солнцеликого. Он необычный, и в своей необычности как раз характерный желанием примирить остросюжетность и литературность. С полутонами и аллюзиями
Эдуард Геворкян. ПРАВИЛА ИГРЫ БЕЗ ПРАВИЛ. Повесть
Знаковая повесть. По хорошему остросюжетная и щедрая потенциалом. Сейчас бы из этой повестушки выросла какая-нибудь З.О.Н.А.
Святослав Логинов. ЦИРЮЛЬНИК. Рассказ
Еще одна визитка. Логинов прогремел Стражем перевала, было это слабым подражанием Желязны, но по тем временам круто до небес. А Цирюльник — это уже самобытный Логинов во всей своей красе.
Вячеслав Рыбаков. ДОВЕРИЕ. Повесть
У этой повести два варианта — оба хорошие, но достаточно разные. Я не знаю какой из них вошел в том. Первый, пожалуй, берёт своей эмоциональностью, второй профессиональней, но ИМХО суше. Рыбаков в расцвете своих литературных сил.
Виктор Жилин. ДЕНЬ СВЕРШЕНИЙ. Повесть
Культовая повесть очень мощного автора, к сожалению, рано ушедшего. Этакий постапок от четвертой (условной) волны. Почитайте и почувствуйте разницу. :)
Александр Щёголев. ДВОЕ НА ДОРОГЕ. Повесть
Ну, очарование этой повести от меня всегда ускользало. Есть у Щеголева вещи и покруче, чего уж там. Опять таки — как помирить литературность с приключениями. Истории из жизни двух друзей. С моралью!
Андрей Столяров. ТЕЛЕФОН ДЛЯ ГЛУХИХ. Повесть
Великолепная работа. Сборник Столярова «Изгнание беса» на мой взгляд до сих пор остается блестящей работой. Сейчас Столяров стал и профессиональнее, и мудрее, но вещи 4 волны имеют странное очарование — в них эмоциональный посыл всегда борется с профессиональным, делая их в прекрасном смысле слегка любительскими.
Любовь Лукина, Евгений Лукин. МИССИОНЕРЫ. Повесть
Ничего не буду говорить. Для меня — на века.
Владимир Покровский. ТАНЦЫ МУЖЧИН. Повесть
Покровский... Мощный автор, к сожалению, так и не нашедший своего места в нашей фантастике. Танцы мужчин — вещь культовая, из эпохи, когда фантасты не чурались накручивать в хорошем смысле сюжеты. Плюс лично мне всегда безумно нравится стиль Покровского. Танцы, Парикмахерские ребята, Тысяча тяжких. Из времён, когда язык был полноценным героем произведения
Борис Штерн. ЗАПИСКИ ДИНОЗАВРА. Повесть
Одна из вершин великого Бори Штерна, для меня любимейшая, лиричная, тонкая и очень добросмешная повесть. Изюм вперемешку с бриллиантами.
Сергей Лукьяненко. РЫЦАРИ СОРОКА ОСТРОВОВ. Роман
На мой взгляд в ряду произведений сборника довольно проходная вещь. Слава Лукьяненко была еще впереди, а Рыцари запомнились неявной и явной полемикой с Крапивиным. Хотя именно этой вещью в серии Кольцо Мариколя и началось восхождение С.Л.
Андрей Лазарчук. ИНОЕ НЕБО. Роман
Отличный роман. Прекрасная и дивно сделанная альтернативка, наш ответ Высокому замку. Лазарчук говорил, что этот ранний вариант более публиковаться не будет. Рад, что его переубедили. Знаковая вещь для 90х
Сергей Казменко. ЗНАК ДРАКОНА. Повесть
Визитка самобытнейшего автора с трудной судьбой. Мне всегда казалось, что эту повесть можно сделать лучше, ещё сильней, но, к сожалению, такой возможности у Сергея не оказалось. Повествование непростое и слегка тяжеловесное. Не знаю, насколько оно проймёт современного читателя. Мне кажется, что с годами Казменко стал бы очень сильным автором. Жаль, не случилось
Михаил Успенский. ДОРОГОЙ ТОВАРИЩ КОРОЛЬ. Роман
Что тут сказать? Успенский, в красе и расцвете. Едкий, сатиричный, желчный. Роман снова становится актуальным :)

Вообще, совершенно шикарный сборник. И состав прекрасный, Жикаренцеву мой традиционный респект и уважуха.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 21:47
цитата Karavaev
расцвете своих литературных сил.
Виктор Жилин. ДЕНЬ СВЕРШЕНИЙ. Повесть
Культовая повесть очень мощного автора (условной
Вот видите, для каждого понятие «знаковый» разное. Никогда восторгов не понимал по поводу этой повести. А для вас она культовая.
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 23:02
цитата montakvir7511
культовая.

видите ли, вы трактуете предмет субъективно, по принципу «нравится-не нравится»
а статус культовой подразумевает прежде всего резонанс, у Дня он был широчайший всесоюзный резонанс, его обсуждали, повесть искали и т.д.
никто не обсуждал Рыцарей, немножко покипешили крапивинцы и про повесть все забыли
к моим или вашим вкусовым предпочтениям эти процессы никакого отношения не имеют, это информационные процессы, делающие книгу частью общего литературного пространства
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 23:16
цитата Karavaev
устрой я в магазине опрос у полок с Лукьяненко, какой роман
меняем фамилии и понимаем, что про случайную хорошую повесть совершенно неизвестного большинству ваших покупателей писателя не знает вообще никто. В отличии от Лукьяненко, у которого даже молодежь, пусть и один из пяти, назовет «Рыцарей».
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 23:27
это потому что информационное пространство МЕНЯЕТСЯ
и нынешний том — это как раз путешествие в прошлое
и нет — и один из пяти не назовёт Рыцарей, я полтора десятка лет торгую книгами Лукьяненко, по сравнению с основным корпусом его текстов — это настолько «захолустное» произведение, что даже и поговорить не о чем
у меня нет никакого предубеждения против Рыцарей, я смотрю на это исключительно из текущих реалий
День свершений сейчас мало кто назовёт, но в 80-е их знал фактически каждый, а Лукьяненко СЕЙЧАС каждый знает, но Рыцари, это примерно как сборник его первый «Отложенное возмездие», был, ну и ладно. Рыцарей у меня даже в продаже сейчас нет и последний раз «культовая» вещь эта издавалась лет пять назад.
 


Ссылка на сообщение23 ноября 2019 г. 13:42
Я согласен, что «Рыцари» выглядят послабее на фоне прочих, но Лукьяненко — таки явление, причем, случившееся как раз на рубеже 80-90-х. Включить его в сборник — правильно. И вообще
цитата Karavaev
и один из пяти не назовёт Рыцарей

так нынешний том — это как раз путешествие в прошлое
цитата Karavaev
День свершений сейчас мало кто назовёт, но в 80-е их знал фактически каждый

Нет. Узок был круг этих фэнов, страшно далеки они от народа.
цитата Karavaev
и последний раз «культовая» вещь эта издавалась лет пять назад

Четыре. И стабильно переиздается раз в 2-4 года.
 


Ссылка на сообщение23 ноября 2019 г. 13:49
цитата Siroga
Нет. Узок был круг этих фэнов, страшно далеки они от народа

Вам виднее

цитата Siroga
Четыре. И стабильно переиздается раз в 2-4 года.

это всё меняет, совершенно всё
особенно на фоне других книг Лукьяненко, не таких культовых, всяких там Дозоров и прочих
очень забавная дискуссия
 


Ссылка на сообщение23 ноября 2019 г. 14:15
цитата Karavaev
особенно на фоне других книг Лукьяненко

Зачем Лукьяненко сравнивать с Лукьяненко, если речь идет о сборнике «Иное небо». Сколько раз с 1987 издавалась книгой культовая повесть Жилина? Один. А если учесть периодику? Три. Причем, последний раз в 1989. Конечно, она на голову выше «Рыцарей», но факты — вещь такая... эдакая.
Ну всунули в элитарный сборник просто популярное произведение. Оно не отражает тенденции фантастики начала 90-х? Отражает. Оно было известно? Да. Более того, оно не плохое и привлечет к книге внимание части аудитории, которая без этого прошла бы мимо. А «Дозор» — это уже 1998, не попадает в рамки.
Я не стремлюсь любой ценой защитить «Рыцарей» (более того, от Лукьяненко я предпочел бы в сборнике видеть рассказы года этак до 93), но ваша аргументация за и против хлипковата.
цитата Karavaev
очень забавная дискуссия

+1
 


Ссылка на сообщение23 ноября 2019 г. 14:51
Покровский издавался еще меньше.
цитата Siroga
Оно не отражает тенденции фантастики начала 90-х? Отражает.

не особо, но пускай
проблема в том, что она для сборника анахронизм
Лукьяненко никогда не был четвертой волной и пришел позже
цитата Siroga
Более того, оно не плохое и привлечет к книге внимание части аудитории, которая без этого прошла бы мимо.

Я про это ещё в первом своем посте написал

цитата Siroga
но ваша аргументация за и против хлипковата

какая аргументация? я не говорил, что Рыцарей надо убрать или что они сборник портят
мы, собственно, до того, как вы пришли, обсуждали насколько она культовая
вы, собственно, с коллегой пытаетесь мне доказать, что Жилин — так, малоизвестная в те годы личность, чуть ли не местечковый автор
это, мягко говоря, не так
 


Ссылка на сообщение23 ноября 2019 г. 23:27
цитата Siroga
Я согласен, что «Рыцари» выглядят послабее на фоне прочих, но Лукьяненко — таки явление, причем, случившееся как раз на рубеже 80-90-х. Включить его в сборник — правильно.

Ну так включили бы рассказ (вон Логинов довольствуется «Цирюльником» ), к примеру «Вечерняя беседа с господином особым послом» — аж в «Книжном обозрении«напечатал и, уникальный случай, культовая вещь! :-)))
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2019 г. 00:32
Да
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2019 г. 20:18
>Четыре. И стабильно переиздается раз в 2-4 года.

Не совсем так. Вы не учитываете доп. тиражи.
2016 г. — доп. тираж 2000 экз. (подписано в печать 26.01.2016)
2017 г. — доп. тираж 2000 экз. (подписано в печать 11.11.2016)
2019 г. — доп. тираж 2000 экз. (подписано в печать 15.01.2019)
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2019 г. 20:24
О как! Так еще и года не прошло, как «Рыцари» выходили.
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2019 г. 20:27
Да, но культовость не измеряется тиражами. Лукьяненко никогда не был культовым писателем. Это высший пилотаж попсового автора.
Вот Хаецкая — культовый автор.
Жилин тоже культовый автор в узком кругу любителей.
Вообще, сборник достойный.
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2019 г. 20:38
Не, я не о культовости. Просто тут говорилось, что последний раз лет пять назад роман издавался. Вообще, что касается «Рыцарей» — конечно, это не культовая книжка, но вот автор... Лукьяненко умудрился стать дважды культовым — сначала у него появилась церковь ярых приверженцев, а потом — таких же ярых этих... отверженцев.

ЗЫ Хаецкую о-бо-жа-ю
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2019 г. 20:47
Мне нравятся многие произведения и Хаецкой, и Лукьяненко. И Лукьяненко — это, безусловно, самый популярный современный отечественный русский писатель-фантаст. Хаецкая использует в своей прозе приемы большой литературы, что недопустимо для современной массовой фантастики. Когда завершится интеграция классики фантастики (где как раз и прибегали к приемам большой литературы!) в общекультурный контекст, Хаецкая получит шанс продаваться по-настоящему большими тиражами. У нее есть все шансы. Другое дело, что интеграция, которая уже началась, займет немало лет. В лучшем случае — 10. Впрочем, это всё уже к данной антологии не относится...
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2019 г. 21:50
Не слышно ли про 3 том совместного проекта её и Мартьянова на немецкую тему? Два тома вышли давно.
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2019 г. 23:28
Понятия не имею.
 


Ссылка на сообщение23 ноября 2019 г. 01:19
цитата Karavaev
Еще одна визитка. Логинов прогремел Стражем перевала, было это слабым подражанием Желязны, но по тем временам круто до небес. А Цирюльник — это уже самобытный Логинов во всей своей красе.
Да, только «Цирюльник» был раньше на пять лет.
 


Ссылка на сообщение23 ноября 2019 г. 08:18
И что? Где написано, что Цирюльник был позже, раньше, за сто лет до?


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 18:37
А что, в это время был дефицит с хорошими рассказами?


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 18:37
Спасибо за обзор.
Отличный том получился!


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 19:47
Буду брать! Спасибо издательству и всем, кто работал над томом! ^_^:beer:


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 19:58
Офигительный сборник получился!!!


Ссылка на сообщение22 ноября 2019 г. 21:00
Сборник — хорошая ретроспектива, но, по мне, нескольких имен не хватает (Громова, например, или Пелевина). Ну и по произведениям... У каждого свои любимые вещи у Столярова, Рыбакова, Лазарчука, Казменко, и наверное можно составить второй такой же и не хуже... Надо надеяться, что продажи позволят продолжить.:-)
Страницы: 123

⇑ Наверх