Увы, для каждого из жанров уходящий год выдался неурожайным на достойные книги, поэтому в моем списке смешались в кучу кони, люди романы, авторские сборники и антологии — как отечественные, так и зарубежные.
1. Алан Мур, Дэйв Гиббонс. Хранители — из литературы, изданной на русском языке в 2009 году и прочитанной мной, только этот графический роман я могу назвать шедевром, не покривив душой... и затаив дыхание. Нечасто бывает, чтобы литературная основа полностью перебила эффект от удачной экранизации. Фильм Зака Снайдера неплох и в целом верен сюжету Мура, но все же остается в рамках массового искусства, в то время как творение Мура и Гиббонса в равной степени пригодно для восторженного чтения — и изучения в университетах на курсах современной литературы. И благодарен я этой книге не только за то, что обрел в ней источник интеллектуального, эмоционального и эстетического удовольствия, но и за то, что она изменила мое отношение к комиксам — и я открыл для себя обширную область искусства, от которой прежде открещивался. Трудно в это поверить, но картинкам не обязательно быть веселыми... Подробнее в моем отзыве.
2. Йон Айвиде Линдквист. Впусти меня. А вот здесь я откровенно кривлю душой, потому что иду против собственных ощущений, которые подсказывают мне, что у этого шведского романа масса недостатков — сюжетных, идейных, стилистических... Но что поделаешь — я до сих пор ослеплен удивительным фильмом, который поставил по книге Линдквиста его соотечественник Томас Альфредссон. Фильмом, исполненным какой-то неисповедимой красоты, проникнутым, несмотря на скандинавский холод, скрытым теплом и вполне человеческой горечью... Но как бы ни разнились между собой дерево и семя, одно могу сказать с уверенностью: человечество стало богаче еще на одну вечную историю, и за это я Линдквисту благодарен — как и за то, что в поток сопливой вампирятины, заполонившей российский рынок в уходящем году, «Впусти меня» внес нотку подлинного психологического хоррора. Более подробную рецензию на роман вы можете прочесть в новом выпуске журнала «Тьма», который не далее как сегодня будет доступен для скачивания.
3. Нежить: Антология. Первоначальный восторг от антологий Стивена Джонса, вызванный затянувшимся литературным голодом, начинает понемногу спадать, и все очевидней становится, что в подходе прославленного британца к составительскому искусству немало изъянов. Слишком много кумовства, слишком мало хоррора... С изданием «Нежити» Джона Джозефа Адамса монополия Джонса закончилась... и слава Азатоту, потому что по общему впечатлению к этой зомби-антологии подбираются разве что «Вампиры». Зомби страшные и смешные, трогательные и отвратительные, зомби-манекенщицы и зомби-дирижеры... В такой компании не заскучаешь... и это прекрасно, потому скука усыпляет бдительность, а в наше нелегкое время без нее никуда — особенно если чьи-то гнилые зубы жаждут вашей плоти. Подробнее см. в моей рецензии и обзоре, охватывающем первую половину рассказов.
4. Мария Галина. Малая Глуша. Не роман, а чудовище о двух спинах. Слева — зверь неопределенного пола, желающий быть одновременно «Вендиго», «Ночным дозором» и «Понедельником», начинается который в субботу. Справа — философское путешествие в глубины человеческой психики, загробной жизни и Йог-Соттот еще знает каких чудовищных далей. Атмосфера в книге Галиной не просто завораживает — нет, текст обволакивает читателя клейким удушающим коконом, как паук муху, и вырываться не хочется — хочется вдыхать галлюциногенный яд этих видений еще глубже, заполнять легкие до отказа... чтобы в финале распахнуть глаза и глотнуть воздуха жестокой реальности. В умении создать такой одуряющий эффект Галина может сравниться лишь с Анной Старобинец, и если «Убежище 3/9» в моем рейтинге стоит выше, то это вопрос исключительно личных предпочтений... и дозы, ведь роман бьет сильнее повести. Подробнее см. в моей рецензии.
5. Джон Маркс. Страна клыков и когтей. Книга осталась у нас незамеченной (думаю, во многом благодаря бездарной и неверной аннотации) — и очень жаль, потому что в кои-то веки в одном романе встретились а) сильное смысловое наполнение и актуальная тематика (фактически перед нами скрытая сатира); б) пригоршня по-настоящему жутких (и волнующе эротических) эпизодов; в) нетривиальный взгляд на проблему вампиризма и вообще природу зла. Отдаленно схожие по сюжету «Дети ночи» Симмонса нервно покусывают запястья... Мотивы «Дракулы» используются здесь настолько умело, так радикально переосмысливаются, что разглядеть их в сюжете не так-то просто.Несмотря на странноватый финал и слабый перевод А. Комаринец, впечатления от «Страны клыков и когтей» остаются яркие: хотя я читал книгу весной, практически все ключевые сцены и сейчас стоят перед глазами — а для меня это верный признак хорошей литературы.
6. Андрей Хуснутдинов. Столовая гора. Для многих этот роман обернулся разочарованием, и я могу понять таких людей: Хуснутдинов написал крайне специфическую книгу, с которой нужно оказаться на одной волне — или вояж закончится морской болезнью и неразборчивой бранью. Чтобы получить от «Столовой горы» наслаждение, необходимо а) создать в себе настрой, с каким принято смотреть фильмы Дэвида Линча (то есть отключить по возможности сознательную часть психики и приготовиться к продолжительному сновидению); б) отказаться от традиционного отношения к героям — сочувствия, ненависти и прочего; в) дать волю фантазии; г) перечитать роман по меньшей мере один раз и уж тогда поразмыслить как следует. И если столь жесткий набор ограничений говорит не в пользу шедевральности «Столовой горы» (а это, конечно же, не шедевр), то отказать книге Хуснутдинова в литературном качестве я не могу, не в последнюю очередь из-за великолепного стиля, привлекательного именно своей простотой и отсутствием видимой иронии. 7. Место вакантно — здесь мог бы красоваться и Брайан Ламли с его экскурсией по лавкрафтовским местам («Мифы Ктулху»), и классик У. Х. Ходжсон со спорным циклом о Карнакки (в новом выпуске «Тьмы» читайте мою рецензию), и Джонатан Барнс с издевательски-викторианским романом «Сомнамбулист». Но, к сожалению, каждую из этих книг можно назвать скорее неплохой, чем хорошей.
Если говорить о литературе НЕфантастической, то здесь лучшей книгой 2009 года для меня был и остается роман «Старикам тут не место» Кормака Маккарти, который рекомендую всем и вся без разбору. Подробнее в моем отзыве.
Ребёнку — одно, взрослому дяде — другое :-) Топ любопытный, большая часть стоит в планах на чтение, но всё это будет уже в следующем году... С праздником, с Нью Годом, Влад!
Но будь осторожен, это действительно литература не для всех. У меня самого после чтения были смешанные чувства, но все-таки приятное послевкусие перевесило и осталось на весь год.
цитата kkk72
Из непрочитанного пока тобой советую Уилсона, Колодана/Шаинян и Лукина.
Хе, кажется я единственный из читателей Галиной которому первая часть понравилась больше, чем «идущий рядом он едет Адом, Аид спускающийся в Аид». «Хранители», Линдквист и Маккарти — да, сильнейшие книги.
Странно, что Мьевиль с Ивановым были открыты так поздно. )
Хе, кажется я единственный из читателей Галиной которому первая часть понравилась больше чем «идущий рядом он едет Адом, Аид спускающийся в Аид».
Дело в том, что первая часть тоже заезжена, но на свой лад)
цитата Грешник
Странно, что Мьевиль с Ивановым были открыты так поздно. )
Да чего же странного! Хороших писателей, слава Азатоту, немало, всех не освоишь. Я, к примеру, до сих пор Филипа Дика не читал, и не стыжусь, ведь все впереди)
Я, кстати, благодаря «Хранителям» (книге, фильм не смотрел -- жду наиболее полной версии :) скупил все графические романы, выходившие на русском, вплоть до «Особо опасен». «Вендетту» и «Легенды наших дней» Билала еще не прочитал, планирую на праздниках взяться.
То же самое, только Билала я пока скачал, а не купил — но исправлюсь. Очень интересное направление. Кстати, ознакомился в оригинале с граф. романом Джо Хилла «Locke & Key». Лучше «Коробки в форме сердца»
Совпадение по пунктам 2, 4 и 6 Не согласен, что первая часть Галиной ужасна. Она похуже, но дух советского времени, на мой взгляд, передаёт очень точно. Отдельное спасибо за включение Хуснутдинова. Пустое или не пустое, судить не берусь, но совершенно не разделяю точку зрения, что книга в обязательном порядке должна чему-то учить, содержать сверхидею. Чтение «Столовой горы» — это как прослушивание хорошей атмосферной психоделичной музыки, когда получаешь истинное удовольствие от самого процесса, что само по себе уже не мало.
Я просто не стал распространяться в ответе PetrOFF. Разумеется, сильные стороны есть и у СЭС-2, но без второй части она быстро изгладилась бы из людской памяти.
цитата Senna
Чтение «Столовой горы» — это как прослушивание хорошей атмосферной психоделичной музыки, когда получаешь истинное удовольствие от самого процесса, что само по себе уже не мало.
Согласен. И опять-таки, устроенный Хуснутдиновым аттракцион не обедняет, скорее наоборот. Если мозг после чтения работает на полную катушку — значит, брался за книгу не зря.
И... с наступившим! Счастья, здоровья и времени на чтение книг!
Я то же у Иванова прочитала сначала «Географа», но меня больше впечатлило «Сердце пармы» и особенно «Золото бунта». Хотя я все его романы прочитала с удовольствием.
О! Значит тебе понравилось! А я, почитавши отзывы единомышленников, решил отказаться от знакомства с книгой. Теперь может и попробую...
цитата Pickman
Джон Маркс. Страна клыков и когтей
Купил в стоке осенью вроде, понятия не имея что это. Потом на форуме проскользнули мнения, что книга хорошая. До сих пор в очереди.
цитата Pickman
«Старикам тут не место» Кормака Маккарти
Фильм резко не понравился, роман решил не брать. Подожду «Дорогу», если понравится, возьму и это.
цитата Pickman
Алан Мур, Дэйв Гиббонс. Хранители
Фильм не понравился, но желание ознакомиться с первоисточником появилось. Но цена... Я все понимаю, качество издания, объем, для фанатов, все дела. Наверняка «Хранители» стоят своих денег, но потратить такие я пока не готов. Скряга я.