Фрэнк Герберт


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» > Фрэнк Герберт "Дюна"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фрэнк Герберт «Дюна»

Статья написана 24 августа 2019 г. 14:44
Фрэнк Герберт «Дюна»
Фрэнк Герберт «Дюна»
Фрэнк Герберт «Дюна»

«Дюна» Ф. Герберта – это один из признанных шедевров мировой фантастики, написанный аж в 1965 году. Действие романа разворачивается в далеком будущем, когда «космические корабли бороздят просторы Вселенной». В центре событий – противостояние между Атрейдесами и Харконеннами, двумя Великими Домами, чья вражда длится уже не одно столетие. И теперь дому Атрейдесов пожалована во владение пустынная планета Арракис – единственный во Вселенной источник Пряности (особого наркотического вещества).

Собственно, Пряность – это основа основ Дюны, практически все завязано именно на ней. Пряность – вещество, которое невозможно синтезировать, она дарует способность предвидения, открывает «пространство и время», имеет гериатрические свойства. Специалисты Космогильдии употребляют ее, чтобы «предвидеть» безопасный маршрут для космических кораблей меж планет и звезд. Кроме того, Пряность используется в различных обрядах, например, сестер Бене Гессерит.

Перед написанием данной рецензии я прочел множество негативных отзывов о «Дюне», негативных именно из-за того, что в центре сюжета – наркотик. Наиболее критично настроенные читатели могут увидеть здесь злой умысел, однако большинство из них почему-то упускают из вида, когда именно был написан этот роман. Достаточно вспомнить, например, о ЛСД, который в 50-60 года прошлого века использовался в официальной медицине, в частности в психоделической психотерапии (которая была легальна в прошлом, а на данный момент запрещена). Данное вещество активно использовалось психиатрами того времени. Кроме того, его употребление в молодежной среде приобрело тогда очень большой размах. Общеизвестен «девиз» сторонников употребления психоделиков: «Включись, настройся, выпадай». Этот препарат был запрещен всего лишь через год после написания романа – в 1966.
Стоит ли удивляться, что для современников романа употребление наркотика, «расширяющего сознание», не было чем-то из ряда вон выходящим?
Оговорюсь сразу, я ни в коем случае не оправдываю употребление наркотических веществ в любой их форме. Меня всего лишь удивляет, что среди всех недостатков романа (а их немало), большинство критиков увидели лишь это. Меня, например, несколько покоробили селективно-генетические программы Бене Гессерит – скрещивание «лучших из лучших» для получения сверхчеловека «Квисатц Хадераха».
В целом роман произвел на меня положительное впечатление, во время прочтения первых двух частей я буквально не мог оторваться от страниц. Если уж сейчас он настолько мне интересен, то могу представить, какой был фурор сразу после его выхода в свет! Нельзя, однако, не отметить отдельных недостатков романа, которые несколько подпортили «послевкусие».
Основные недостатки романа

«Спойлеры» от принцессы Ирулан. Каждая «глава» начинается с некой выдержки из той или иной книги, написанной этой самой Ирулан. То есть, мы узнаем о некоторых деталях сюжета, еще до того, как все произойдет. Например, благодаря этим «спойлерам», мы уже сразу знаем, что Пауль останется жив и здоров, как и его сестра. Согласитесь, это несколько снижает «накал страстей», и уже не так интересно. Раз главный герой в конце остается невредим, то зачем зря волноваться?


Ужасный «Мартисьюизм» главного героя (и его сестры) также стал для меня неприятным сюрпризом. То, что Пауль Атрейдес – тот самый Избранный «Квисатц Хадерах», мы узнаем буквально с первых страниц. На первых же страницах он проходит испытание Гом Джабаром, и боль, которую он при этом испытывает, разумеется, никто до него не выдерживал. Помимо всего этого, он еще и сын герцога, умен, хорош собой, обучен практикам Бене Гессерит, владеет искусством боя, наделен даром предвидения, мгновенно приспосабливается к жизни в пустыне, уже сразу умеет надевать дистикомб, который он никогда не носил… Этот список я могу продолжить, но стоит ли? То, что Пауль изначально на голову выше остальных, несколько обесценивает его достижения. В самом деле, разве можно ожидать от Избранного чего-то другого, кроме победы?


Исключительно «черно-белое» видение героев романа. Никаких полутонов. Герои или сразу хорошие, или сразу плохие. Причем абсолютно во всем. Возвращаясь к теме главного героя – он абсолютно положительный персонаж, равно как и все, кто за него сражается. Его враги, разумеется, все поголовно плохие. Взять хотя бы Владимира Харконнена – в противовес Паулю он невероятно толст, жесток, гневлив, алчен, не говоря уже о том, что он строит всяческие козни против главного героя! Не знаю, стоит ли говорить здесь о нетрадиционной ориентации барона в свете последних веяний. Во всяком случае, вряд ли сия наклонность дана ему автором в положительном качестве.


Скомканность повествования третьей части романа. Если первые части читать было одно удовольствие – действие разворачивалось плавно, в своем ритме – то при прочтении последней части сложилось впечатление, что автор не знал как подвести сюжет к задуманному концу. В итоге, все происходит настолько быстро, что вызывает некоторое недоумение.


Словарь терминов — это одновременно и достоинство, и недостаток книги. Достоинство – потому что гораздо проще прочесть значение того или иного слова в словаре, чем вставлять его объяснение в тексте. Кроме того, именно в словаре и других приложениях видно, как продумал автор вселенную Дюны, сколько слов и специальных обозначений придумал специально для нее! Недостаток же заключается в том, что на первых порах постоянно заглядывать в конец книги, чтобы посмотреть то или иное слово, просто неудобно. Порой, чтобы прочитать одно предложение надо посмотреть в словарь несколько раз. А еще бывает, что сам термин содержит ссылку на другой термин (коварство в коварстве внутри коварства). Возможно, имеет смысл сначала прочитать все приложения, а уж потом браться за саму книгу.


Для меня это – основные недостатки книги. Я не буду подробно останавливаться на мелких недочетах и нестыковках, они есть в любой книге.
В книге очень много основано на религии, очень много отсылок к ней, в частности к Исламу. Не могу отнести этот факт к достоинствам или недостаткам, это изначальная задумка автора. Считаю, что подобные отсылки – это весьма «скользкий путь», ведь автор видит религию явно не совсем так, как ее видят сами верующие.
Почему же все-таки стоит оставить «Дюну» на своей книжной полке?

Как бы то ни было, «Дюна» — это одна из лучших научно-фантастических книг. Она привлекает к себе читателя и приятным слогом, и поворотами сюжета, и детальными описаниями того будущего, которое представлял себе автор. Ведь мир «Дюны» (при всех его нестыковках) проработан очень и очень подробно. Чтобы это понять, достаточно заглянуть в Приложения книги: тут информация и об экологии Дюны, и о религии, и даже словарь терминов! Как я уже писал выше, вначале (первая и вторая части) от книги просто не оторваться.
Кроме того, все указанные недостатки я заметил, так как прочел множество других, более новых книг. Разумеется, до Ф.Герберта никто ничего подобного не писал, поэтому для современников книги этих недочетов считай и не было. Нынешний читатель, просмотревший кучу фильмов и книг о вампирах, едва ли впечатлится «Дракулой» Бэма Стокера так, как впечатлились современники романа. Так же и с «Дюной».
«Дюна», даже с учетом того, что она была написана более 50 лет назад, является одним из столпов фантастики. Однозначно рекомендую к прочтению.




3121
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 августа 2019 г. 03:25
К сожалению рецензент писал как о каком нибудь „романчике“.
Цикл Герберта прежде всего глубинный текст о личности и власти, превосходящий многих уважаемых научных трудов на ету тему. Ето могущественная социалная и психологическая фантастика в которой фантдопущение действительно из наук социлогии и психологии, которым он успел придать обаятельную художественную образность.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 августа 2019 г. 11:16
цитата sferoidi
К сожалению рецензент писал как о каком нибудь „романчике“.
Цикл Герберта прежде всего глубинный текст о личности и власти, превосходящий многих уважаемых научных трудов на ету тему.

Но ведь это из анализа текста должно следовать превосходство романа, а не наоборот. Так что здесь рецензент абсолютно в своём праве. Качество анадиза оставим за скобками.


Ссылка на сообщение26 августа 2019 г. 01:12
«Дюна» — цельное и абсолютно самодостаточное явление. Вещь в себе.
Рецензент именует «недостатками», «недочетами», «нестыковками» то, что не соответствует его личной «табели о рангах».
Последнее, что можно делать с «Дюной», это выдергивать из нее линии и элементы повествования и акцентировать их плюсами или минусами в отрыве от последовательно расширяющихся периметров восприятия замысла Автора, в которые они органично вплетены.
В целом, рецензент не «знаком» с «Дюной»,
так как не понял её,
так как не принял её.

Ирулан — «спойлерша»...


Ссылка на сообщение26 августа 2019 г. 11:14
цитата
На первых же страницах он проходит испытание Гом Джабаром, и боль, которую он при этом испытывает, разумеется, никто до него не выдерживал.

Нет, это стандартная процедура тестирования у Бене Гессерит. Minimum minimorum для серьёзного восприятия ими человека.

цитата
Пауль изначально на голову выше остальных

Нет же. Он проигрывает тренировочный бой своему учителю, не идеален в аналитике призанятиях с ментатом и т.д.
Однако при этом он и должен иметь некую предрасположенность к более высоким достижениям — это не «мартисьюизм», это фантдоп.
Честно говоря, выбешивает такая претензия и к Атрейдесу из «Дюны», и к аллюзирующему на него Келлхусу из «Второго Апокалипсиса» Бэккера. Это действительно непонимание сути произведения.

цитата
«Дюна» — это одна из лучших научно-фантастических книг

Нет. Ибо не «научно». Это космоопера.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 августа 2019 г. 19:12
цитата
Нет, это стандартная процедура тестирования у Бене Гессерит. Minimum minimorum для серьёзного восприятия ими человека.

Сам Автор пишет иначе. Вот что говорит об испытании Пауля сама Преподобная:
«— Довольно, — пробормотала старуха. — Кул вахад! Ни одна из девочек никогда не выдерживала такого. Я, наверно, хотела, чтобы не выдержал и ты…»
Т.о., испытание, может, и стандартное, а вот его «интенсивность» — нет.
цитата
Нет же. Он проигрывает тренировочный бой своему учителю, не идеален в аналитике призанятиях с ментатом и т.д.
Однако при этом он и должен иметь некую предрасположенность к более высоким достижениям — это не «мартисьюизм», это фантдоп».

Тренировочный бой Пауль как раз не проигрывает, они как минимум на равных.
«— Мы, так сказать, слились бы в смерти, — сказал Халлек».
На счет аналитики — к сожалению, не понял, как именно момент вы имеете в виду.
Что касается предрасположенности — то тут явно намного больше, чем просто предрасположенность! Пауля учили — его мать и лучшие бойцы его отца, хорошо, пусть так. Но это ни коим образом не объясняет других его дарований: полета сквозь бурю, обращение с дистикомбом, дар предвидения (еще до Арракиса), то, что он сам является ментатом, то же испытание Гом Джаббаром и т.д. Иными словами, он обладает невероятными достоинствами, способностями и удачей, а это явный признак «марти сью».
Не знаю, что подразумеваете под фантдопом именно вы, для меня это введение в повествование некоего фактора, который невозможен в реальном мире. Этот прием используется как для создания антуража, так и для раскрытия персонажей, когда они помещаются в нестандартные условия. Т.о., в Дюне фантдоп — это сама планета, космолеты, песчаные черви, предсказания, Пряность и пр., но никак не то, что главный герой и «чтец, и жнец, и на дуде игрец».
цитата
Нет. Ибо не «научно». Это космоопера.

Космоопера — это один из поджанров приключенческой научной фантастики. Во всяком случае, так указано тут.
Если у вас есть другие источники на сей счет, поделитесь ссылкой.

цитата
Это действительно непонимание сути произведения.

Прекрасный аргумент, а главное — неоспоримый! :-)))
Припрячу его в свою копилочку, на тот случай, когда контраргументы исчерпаны.

А если серьезно, то мое понимание просто отличается от вашего, только и всего. Понимание того или иного произведения строится на личном опыте и мировоззрении, а поскольку у всех людей они разные, то и понимание различно.
Так или иначе, мне интересно будет узнать, в чем же заключается суть Дюны с вашей точки зрения.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2019 г. 19:30
Фантдопом является то, что можно селекцией вывести человека, чьи мыслительные способности позволят превзойти ментатов в аналитике — вплоть до предсказательного дара, пробудить генетическую память и т.д. Такого гипотетического супермэна они называют Квизатц Хадерах, и именно им сюжетно является главный герой.

Это фундаментальная вещь для произведения, которая в принципе совместима с другими «правилами игры». Либо вы их принимаете, либо нет, и произведение становится бессмысленным.

Это не подыгрывание лично герою, это не уникальные его свойства — ими по механике мира обладал бы и любой другой генетически близкий человек. Что и происходит в дальнейших романах серии.

цитата astashonok
Ни одна из девочек никогда не выдерживала такого

Ну, они же девочки.)
Кроме того, мужчин они и не тестировали обычно, из-за особенностей наследования генетической памяти, пригодности для приёма в Орден и т.д.


Ссылка на сообщение26 августа 2019 г. 13:34
цитата
Разумеется, до Ф.Герберта никто ничего подобного не писал, поэтому для современников книги этих недочетов считай и не было.
Что значит «ничего подобного не писал»? А Бэрроуз, а Гамильтон, а Каттнер, а Ли Брэккет (это только из великих) — и все лет на 20-30 раньше.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 августа 2019 г. 19:30
цитата Ny
А Бэрроуз, а Гамильтон, а Каттнер, а Ли Брэккет (это только из великих) — и все лет на 20-30 раньше.
Произведения вышеперечисленных Вами авторов написаны в другой жанровой нише. Они относятся к развлекательной литературе. «Дюна» пыталась быть более серьезной, чем «Звездные короли», «Джон Картер», «Эрик Старк» или «Темный мир». И первой «Дюне» это безусловно удалось — органично совместить приключения, интриги и дать «пищу для ума».
 


Ссылка на сообщение27 августа 2019 г. 05:45
цитата пунчик
Произведения вышеперечисленных Вами авторов написаны в другой жанровой нише. Они относятся к развлекательной литературе.
Да, именно что пыталась...

Во-первых, написанное ранее — это отчётливый базис, на котором сделана «Дюна» (сложно не заметить в Аракисе Марса), а цикл про Джона Картера по атмосфере и охвату различных тем (вечная жизнь, генетические эксперименты, путешествия к иным планетам, политические интриги, сверхспособности) ничем циклу Герберта не уступает. Во-вторых, я бы не стал обобщать — например, «Ярость» Каттнера трудно назвать развлекательной литературой. В-третьих, сама «Дюна» по принадлежности к космоопере, тоже во многом является развлекательной литературой. Вся её серьёзность довольно мнимая, а мир описан с большими лакунами и толком не объясняет некоторые парадоксальные явления.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2019 г. 09:59
Ну таким макаром музыка блюз — это отчётливый базис, на котором сделан Death-Metal, тобишь Death-Metal — это усовершенствованный блюз. Тоже 6 струн,7 нот.Только вот оба стиля разные.
И Дюна также отличается от «Ярости» и «Джона Картера», как Death-Metal от Блюза.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2019 г. 14:48
В музыке я не разбираюсь, поэтому ответить Вам не могу. Разве что, поспорить о вкусах.
Мы же говорим о каркасе сюжета и характерных чертах: иная планета, где человек должен приспосабливаться к условиям, тайные организации, выводящие сверхчеловека, борьба аристократии, война в экзотической окружающей среде, герой, становящийся на путь управления обществом, наркотики, употребляемые для введения в определённое психо-физическое состояние, кланы военных-префессионалов.
Это же, за некоторым вычетом, можно найти и у Гамильтона, и у Брэккет, и даже у Бэрроуза.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2019 г. 15:06
Короче нормуль произведение.
 


Ссылка на сообщение28 августа 2019 г. 07:31
Можно и так сказать. Роман относительно новаторский в плане моделирования экологии, таких книг всегда было немного. Правда, сама экология Аракиса получилась аховая — автор гнался за экзотикой, а не за достоверностью. Второй момент — это опора на культуру Ближнего Востока, которая даже к 60-ым годам была для читателя фантастики не самой частой темой. Наконец, формат династической саги на основе космооперы тоже оказался незаурядным ходом и внёс свой вклад в успех романа.
Вот сильные стороны, которые я бы выделил. Многие другие вещи (от персонажей до логики событий) сработаны гораздо слабее. И, естественно, преемственность произведения хорошо прослеживается, поэтому я и поспорил с заявлением о уникальности «Дюны».


Ссылка на сообщение26 августа 2019 г. 23:57
На мой взгляд, лучшую рецензию на Дюну дал ее «первопечатник» — редактор журнала «Эстаундинг» Джон Кэмпбелл , усмотревший в нем историю мужания супермена-мессии.
Именно в этом и проблема романа — главный герой взрослеет и мужает, проявляет чудесные способности подобно Христу, но в итоге становится кошмарным непогрешимым фюрером. Он отстаивает права «простых людей», уничтожает олигархию и наследие своеобразных тамошних «лихих 90-х», а потом сам становится диктатором и устанавливает буквально ИГИЛ или большевизм (или современный российский тоталитаризм). Переводит вселенную в буквально ручное управление, уничтожая вообще все элементы свободы под видом борьбы за права крестьянства.
Книга эта — полный антипод «Основанию» Азимова. Не гимн науке, а гимн мессианству, фюрерству и т.п. Во втором томе серии — «Мессия Дюны» особенно видно, как автор ужом изворачивается, чтобы снять с себя обвинение в гитлеризме, но в третьем и четвертом томах он уже опять при своих и пропагандирует бредни, что мол обществу надо бы делегировать свои права уникальным гениям, видящим грядущее (в российской фантастике до такого же додумался Циолковский в 20е годы).
Крайне токсичный роман, опасный особенно для России.

Кстати Герберт еще отличился и мелким плагиатом — «Дюна» невозбранно повторяет сюжет второго романа Азимова из серии «Основание», цикл Кордвайнера Смита «Инструменталии человека».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 августа 2019 г. 09:43
цитата keellorenz
Крайне токсичный роман, опасный особенно для России.
А для Америки, Китая, Англии, Израиля, Германии и др. не «крайне токсичный» ? Природа власти везде одинакова. Кстати, мы вроде обсуждали «фантастику», ДАВАЙТЕ не лезть в политические дебри ...   :)


Ссылка на сообщение27 августа 2019 г. 21:02
Жалко цикл остался незавершённым. Все 6 книг давили, развивали интригу с этим Золотым путём, и автор умер. Те дописки от его сынка даже читать не хочу.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 августа 2019 г. 21:09
Сынок это ещё понятно,а вот читать ли дальше цикл папаньки это вопрос.Судя по отзывам там не всё так замечательно, как в первой книге.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2019 г. 21:46
Моё личное мнение — стоит. Если «пройти» через разговорный сиквел, остальные начнут постепенно раскрывать вселенную. Закрутятся нехилые интриги и т.д. Половину решить успеют, половину — нет.
 


Ссылка на сообщение28 августа 2019 г. 00:00
цитата astashonok
а вот читать ли дальше цикл папаньки это вопрос.Судя по отзывам там не всё так замечательно, как в первой книге.
Как по мне, можно попробовать вторую и третью «Дюну» (хотя после первой части и они могут сильно разочаровать). А уж части 4,5,6 это сугубо для любителей псевдо-философии, квазирелигии, демагогии, псевдонаучного пустословия. Хотя, есть ценители именно таких «мозголомных» текстов. Даже больше — люди находят в таких книгах, очень много «потаенных» смыслов. Лично я, «простой неандерталец», ничего путного и полезного в таких «произведениях» для себя не нахожу. Уж лучше перечитать «Опыты» Мишеля Де Монтеня — там действительно много полезной и практической информации, которую можно применять в повседневной жизни.    п.с. Мнение мое, не обязательно правильное . :)


⇑ Наверх