Ламповая фантастика пятидесятых.
На примере таких фильмов очень хорошо понятно, почему и мегадорогие «аватары» устарели чуть более, чем полностью.
Итак, есть планета с жизнью и непригодной для дыхания атмосферой. То есть спутник планеты-гиганта, но фактически «Земля».
И есть на этом небесном теле ценные «минералы» — чем-то они напоминают янтарь Полесья.
Корпорация взяла планету в разработку? А вот и нет.
Старатели. Нищие, полуграмотные, злые. Кучки отчаявшихся людей.
Отстыковываются на своей посадочной капсуле отец и дочь. Папаша наркоман, весь в долгах, и с тремя классами образования за плечами. Но на этой планетке уже был.
Потащил с собой дочку потому как понимает — сам он еще по дороге до скотского состояния нажрётся и точно не сможет управляться с техникой. А так родная кровиночка поможет, подстрахует. Дочка вроде как пишет стихи, слушает музыку (из гаджетов только наушники).
Да и техника старая, по всему видно, списанная. Сели просто чудом.
Нормальный старательский подход — «и так сойдёт».
По планете ходят в скафандрах с фильтрами.
Камешки надо вытащить из каких-то подземных корнеплодов, которые покрыты волдырями с кислотой.
Дальше пересказывать смысла нет, можно сразу переходить к выводам:
— показано, что подняться из гравитационного колодца стоит на два порядка дороже, чем спуститься, потому внизу старателей толпы, а возвращаются единицы;
— очень хорошо показано, что без техники от человека требуется масса тонкой работы руками. А если у вас нет автоматических ремонтных комплексов, то все ваши посадочные капсулы это без трех минут ведра с гайками. При том техника бывает двух видов: надежная, которая не отказывает прямо сейчас, и вся остальная;
— гигабайты информации на жестких дисках? Дирижабль в верхних слоях атмосферы, который даст возможность нормальной связи? Роботы, которые будут вскрывать «занорыши» и тем повысят процент успешной добычи камушков до 99,99? Солнечные батареи с 3Д-принтерами? Нет, не слыхал. До-интернетная эпоха. Я бы даже сказал жесткий индустриал — человек еще дешевле робота;
— персонажи мыслят приблизительно так же — все напоминает описания золотых, алмазных и прочих приисков. Клондайк, лучший результат возвращения из которого — сохраненные жизнь и здоровье;
— хороший подбор двух актеров на главные роли;
— снято экономно. Создатели выпячивают какие-то «метатели», что там вместо огнестрела, и вроде как придуманный алфавит. Но вот денег на спецэффекты, чтобы у героини волосы в невесомости плавали, как в воде, уже нет. Пытались работать с цветокоррекцией, но получили мыльную картинку.
«Аватар» для чего упомянут? Корпорация, которая тянет на другую планету самосвалы — мало чем отличается по логистике от этих старателей. И за образец все равно берется высадка на какие-нибудь тихоокеанские острова, когда с собой надо везти килотонны оборудования, а забрать их потом — стоит вообще космических денег. Потому всё везут фактически в один конец (пусть туземцы радуются консервным банкам). Корпорация просто обязана вытащить бОльшую часть сотрудников, а старателей не считают. / Уже сейчас понятно, что фабрики на других планетах придется по факту выращивать. Ничего другого кроме «заархивированных саморастущих чертежей» по финансовым соображениям туда не отправишь
Итого: строго для любителей ретрофутуризма. В 50-х фильм прошел бы на «ура» — особенно в Союзе.