О фантастике


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «VitP» > О фантастике - тезисно
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О фантастике — тезисно

Статья написана 25 сентября 2016 г. 17:02

В последнее время опять начались то затухающие, то возобновляющиеся споры о сути и систематизации фантастических произведений. Позвольте и мне высказать свою точку зрения — тезисно.

По-моему, литературную фантастику можно разделить на четыре направления, отличающиеся прежде всего ролью и задачами фантастического элемента.

1. Научная фантастика. В ней фантастический элемент является целью (методом). Собственно, и произведение пишется прежде всего для представления научной (зачастую на момент написания — псевдонаучной) идеи. Именно эта идея имеет особое значение, как следствие — глубокая прописанность героя (героев) не всегда идёт тексту на пользу («Иду на грозу» Гранина — отличная книга, но к фантастической её вряд ли отнесёшь, скорее, это произведение с элементами фантастики). Научная фантастика чутко реагирует на потребности общества: перед войной в ней уделялось большое внимание грозящей стране угрозе, развитие массового движения изобретателей и рационализаторов сопровождалось фантастикой «ближнего прицела», освоение космоса — «космической» и т.д.

2. Приключенческая фантастика. Здесь фантастический элемент зачастую является просто фоном. Главное в таких произведениях — лихо закрученный сюжет. Возникновение таких произведений во многом связано с тем, что в определённый момент Земля оказалось слишком изученной, вот и пришлось авторам переносить героев в иные миры — и космические, и фэнтезийные. В этом направлении действуют все законы приключенческой литературы: как говорится, назвался груздем — полезай в кузов.

3. Сатирическая фантастика. Значение фантастического элемента — ещё более усилить гротеск, показать описываемое явление (типаж) максимально заострённо. Опять же, для этого направления литературы определены свои законы, подробно изложенные в трудах многих и многих исследователей. Интересующимся — туда.

4. Литературная фантастика. Она решает те же проблемы и задачи, что и «мэйнстрим», фантастический элемент в ней — приём, призванный усилить эффект. Вот только проблема должна выбираться глобальная — именно тогда появляются такие произведения, как «Миллиард лет до конца света» Стругацких, «Зона справедливости» Лукина и «Полёты на метле» Козинец. Увы, чаще авторы занимаются бытописанием (причём, на уровне соцреалистов областного масштаба) с вкраплением чего-то фантастического...

В идеально дистиллированном виде произведения пишутся редко, чаще в них используется несколько направлений фантастики (хотя какой-то один всегда превалирует), к примеру, ещё Бритиков упрекал авторов НФ за излишнее, с его точки зрения, увлечением сюжетом. Разумеется, вне зависимости от того к какому из направлений относится текст, требования к литературному мастерству автора, к владению языком должны предъявляться одинаково жёсткие.

Следует принять как данность: эти четыре направления фантастической литературы существуют и имеют право на существование. Как следствие — сравнивать между собой можно только тексты из одной, так сказать, «корзины»: спор насколько фантастико-приключенческая книга лучше (хуже) фантастико-сатирической так же предметен, как попытка сравнить горячее и мягкое. Столь же неправомочны попытки возвысить одно из направлений и пытаться доказать, что только авторы, работающие в нём, имеют право называться настоящими фантастами, а его поклонники-читатели являются лучшими и наиболее квалифицированными из фэнов.





268
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 сентября 2016 г. 19:21
А как вам идея Володихина выделить еще и «интеллектуальную фантастику»?

Про п.4 непонятно.

цитата
4. Литературная фантастика. Она решает те же проблемы и задачи, что и «мэйнстрим»,


А какие задачи решает мэйнстрим?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2016 г. 20:09
А я не понял, что Володихин имеет в виду — чётких критериев он не привёл. То, что ему кажется интеллектуальным? Так наши вкусы зачастую не совпадают, в том числе и в этом вопросе.
«Литературной фантастикой» предлагает именовать это направление Евгений Лукин. Как вариант — вполне приемлемо. Это те произведения, где фантастика становится приёмом, позволяющим ярче и глубже раскрыть образ героя. А именно в этом — создании полноценного образа — и состоит основная задача основного потока литературы, не имеющей к фантастике никакого отношения. Как-то так, если очень коротко.
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2016 г. 20:55
Да у Володихина был критерий, не имеющий отношения к слову «интеллектуальный». Я его книжку как казус вспомнил.



//ярче и глубже раскрыть образ героя.//

Необязательно для этого придумывать «Жизнь собачью» или «Зону справедливости». Да убей у героя пару родственников, втащи его в долги по ипотеке, влюби в кошку, заставь спасти человечество и предать Родину — всё реально, образ раскроется шире некуда. Это сильные происшествия, мощнее фантазии.
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2016 г. 21:10
Не спорю. Мировая литература, не имеющая никакого отношения к фантастике, подарила нам массу изумительных героев. Но мы-то сейчас говорим о фантастике-приёме, которая остаётся частью фантастической литературы (это при том, что отдельные произведения данного направления являются гордостью литературы в целом).


⇑ Наверх