Владимир Набоков Рассказы


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Владимир Набоков. Рассказы "русского" периода, не вошедшие в сборники
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Владимир Набоков. Рассказы «русского» периода, не вошедшие в сборники

Статья написана 12 августа 2016 г. 23:46

Не помню, где я взяла эту небольшую подборку набоковских рассказов; я все пытаюсь прочитать его всего и упираюсь в собственную несистематичность. Все три сборника я читала, правда, но тысячу лет назад, этих рассказов, впрочем, не встречала раньше.

Они неожиданно как-то по-юношески хороши, некоторые — именно в сюжетном плане, не в стилистическом даже, чего от Набокова, собственно, не ожидаешь. Свежие, интересные и с неожиданной концовкой. Что прекрасно написанные, про это не стоит говорить, но, пожалуй, можно даже сказать, что они несколько простоваты для Набокова. Простоваты в том плане, что в них нет привычной для «зрелого» периода вычурности и некой, чего греха таить, тяжеловесности. Читаются на одном дыхании и, признаться, некоторые кажутся примерами идеального рассказа вообще. Скажем, «Венецианка» ужасно мне понравилась, как все выстроено в этой истории от и до. Как здорово нарисованы и обстоятельства, и характеры, несмотря на небольшой размер — каждый просто отлично. И это прекрасное сочетание мистики и реальности, и прекрасные авторские реверансы в сторону читателя — то, что я так люблю у Набокова. Самое главное — всего настолько в меру, история развивается неторопливо и при этом остается интересной.

Прекрасна своим черным юмором «Месть» — хотя не каждый найдет это смешным, как я, видимо. «Дракон» прекрасен тем же трагикомизмом.

Некоторые рассказы, впрочем, эмигрансткого толка (о русских в эмиграции либо так или иначе касающиеся этой темы) — как и всегда, печальны. Набоков умеет вызывать это чувство жалостливого презрения к людям, которые в отсутствие известных исторических обстоятельств провели бы тихую и вполне пристойную жизнь, но попав в их бурю, со своей задачей не справились и покатились на самое дно — в любом смысле, что в материальном, что в духовном. Это очень тревожит своей достоверностью, тревожит, что сами герои не замечают своего падения, продолжая по инерции существовать. Я тут рассказ «Случайность» в основном имею в виду, но и остальные тоже.

В общем, очень жаль, что подборка быстро закончилась. И очень рекомендую всем, кто любит Набокова, но немного устает от самых вычурных в стилистическом плане его вещей.



Тэги: набоков


200
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх