Л Геллер Вселенная за


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Л. Геллер. Вселенная за пределами догмы: об А. Беляеве (Лондон. 1985)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Л. Геллер. Вселенная за пределами догмы: об А. Беляеве (Лондон. 1985)

Статья написана 26 июля 2016 г. 23:34

...Что может быть более красноречивым, чем цифры? Биб­

лиографы НФ насчитывают для периода 1924—1929 в сред­

нем 10 романов и 30—40 рассказов в год. В 1930 г. выходит

еще 8 романов и 13 рассказов. И вдруг: 3 романа и 4 рас­

сказа в 1931, только 2 рассказа в 1932, только 2 рассказа

в 1933! Ситуация немного поправляется, начиная с 1936 г.,

но если за первое послереволюционное десятилетие коли­

чество повестей и романов, в которых явны признаки НФ,

доходит до сотни, за двадцать лет, с 1930 до 1950 г. число

научно-фантастических произведений еле достигает 80-ти,

то есть продукция уменьшается более, чем в два раза (в дей­

ствительности, еще больше, ибо для второго периода в об­

щее число включаются так называемые ’’научно-фантастиче­

ские очерки”, то есть научно-популярные произведения).

Еще один фактор — следствие той же первопричины —

играл огромную роль в падении НФ. На ней не мог не отра­

зиться сокрушительный удар, нанесенный советской науке.

Стерлась разница между научной правдой и мистифика­

цией, научной экстраполяцией и мистицизмом. Вымысел,

даже научно-технический, требовалось приводить в соот­

ветствие с нуждами идеологического момента. Большин­

ство научно-фантастических романов 30—40-х гг. обносилось

глухой стеной научных комментариев во избежание возмож­

ных недоразумений. Бывало, что в ’’ученом” предисловии

или послесловии к роману доказывалась бессмысленность

идей этого же романа. Так случилось, например, с ’’Челове-

ком-амфибией” А. Беляева в издании 1938 г. Ликвидация

целых областей науки, как правило, наиболее интересных

с точки зрения прогнозирования — как генетика, молеку­

лярная биология, структуральная лингвистика, теория отно­

сительности, ядерная физика, социология, психоанализ, —

повела за собой запрет на множество научно-фантастических

тем. Требование близости к жизни и навязанная функция

’’агитации и пропаганды науки и техники” еще более

сужали возможности выбора.

Лучше всего проследить эти изменения на примере. Возь­

мем творчество крупнейшего советского фантаста — А. Бе­

ляева.

А. Беляев, который начал печататься в 1926 г. и умер в

начале 1942 г. в осажденном Ленинграде, был первым писа­

телем, посвятившим себя всецело научной фантастике. Бе­

ляев — официально признанный классик, о нем написано

много исследований. Его называют ’’русский Жюль Верн”,

и эта репутация заслужена, по крайней мере, в смысле коли­

чественном: он один создал целую научно-фантастическую

библиотеку. Но большим писателем Беляев не был (хотя

и можно найти у него отдельные хорошие страницы). Может

быть, поэтому так отчетлива граница, рассекающая его твор­

чество на два очень разных периода.

До 1930 г. Беляев опубликовал десять романов и по­

вестей и начал цикл рассказов об ученом гении, профессо­

ре Вагнере. Почти все самые популярные вещи писателя

написаны в то время. Беляев раннего периода многое брал

из ’’революционной утопии” и ’’красного Пинкертона”.

Он умело пользовался кинематографической композицией.

Действие его книг происходит на Западе, нарисованном с

помощью памфлетных штампов. Герои каноничны: с одной

стороны прогрессивные ученые в союзе с рабочими, с дру­

гой — капиталисты с диктаторскими замашками. Целиком

сохранена жанровая схема в ’’Борьбе в эфире” (1928), в

’’Продавце воздуха” (1929), в других романах оставлена

центральная коллизия — изобретение и борьба вокруг него.

Авантюрный сюжет у Беляева не властвует безраздельно,

как у многих его коллег по жанру, научно-фантастическая

идея — а Беляев не жаловался на отсутствие идей — доми­

нирует сюжет. В 20-е гг. такая ’’чистая” НФ была редкостью,

она появлялась по большей части в журналах и довольство­

валась короткой формой рассказа. Начало жанру НФ в

полном смысле слова положил в советской литературе

именно Беляев. Начало это было обещающим — по своей

разносторонности.

Однако, как говорят советские исследователи, ”в 1930 г.

в творчестве Беляева впервые наступает перерыв... Все

сильнее и сильнее привлекает его к себе новая тема — тема

социалистического строительства”25. Иными словами, Бе­

ляев решил заняться отражением действительности. За

исключением рецидива фантастического памфлета в ’’Прыж­

ке в ничто” (1933) и переделок ранних вещей, новые книги

Беляева рассказывают о достижениях советской науки в

советской стране. Большинство из них рассказывает о

приукрашенном настоящем. Два романа — о недалеком

будущем. Книги эти читать почти невозможно, не будучи

в мальчишеском возрасте. Они составлены из длинных

перечней технических подробностей, из многословных

популярных лекций по географии, астрономии, биологии,

перемежающихся шуточными сценками и эпизодами сти­

хийных неполадок. Фабулы нет; вместо нее дается дневник

путешествия, как в ’’Воздушном корабле” (1934), популя­

ризовавшем проект Циолковского, или невозможные кви­

прокво, как в ’’Звезде КЭЦ” (1936), посвященной тому же

Циолковскому и его идее искусственного спутника. Отказ

от испытанного сюжета был у Беляева обоснован теорети­

чески. В статье 1938 г. он писал: ’’Самое легкое — создать

занимательный научно-фантастический роман на тему клас­

совой борьбы... И самое трудное для писателя — создать

занимательный сюжет в произведении, описывающем буду­

щее бесклассовое коммунистическое общество, предуга­

дать конфликты положительных героев между собой, уга­

дать хотя бы 2—3 черточки в характере человека будущего.

Я беру на себя труднейшее”. Со своей утопической про­

граммой Беляев опоздал почти на десять лет. Написать в

конце 30-х гг. социальную утопию было невозможно. По­

этому из попыток Беляева ничего не вышло, да он и не

пытался по-настоящему описывать будущее. Он устранил

авантюрный сюжет и форму памфлета с установившейся

системой образов, но не сумел ничего дать взамен. Полу­

чились разбросанные кое-где картинки городов-парков,

без следа каких-либо проблем, конфликтов и новых ’’чер­

точек”. Вдобавок куда-то исчезли научно-фантастические

идеи. Вернее, они свелись к незначительной натяжке из­

вестных данных. Беляев постепенно отходит от фанта­

стики.

В ’’Человеке, потерявшем лицо”, написанном в 1929 г.,

рассказано о великом комическом киноактере, уроде,

который, благодаря лечению гормонами в клинике русско­

го гения доктора Сорокина, превращается в благообраз­

ного юношу. Он губит свою карьеру, теряет все состояние

и, отомстив личным врагам, уезжает из Америки. Спустя

десять лет Беляев пишет новый вариант романа. В то время

странно было думать о русских, путешествующих по свету,

и доктор Сорокин стал циником и делягой Цорном. Лек-

ция о гормонах сильно сократилась. Зато появилась вторая

часть книги, по объему равная первой, где бывший комик

становится режиссером, ставит обличительные фильмы,

организует союз независимых киноработников и, принеся

в жертву личную жизнь, борется с капиталистической систе­

мой. В дописанной части нет ни грана фантастики или науки.

Книга же носит новое название: ’’Человек, нашедший свое

лицо”.

Советская НФ начинает умирать, едва родившись.

Но если думать, что жизнь литературы зависит от ка­

чества ее языка и стиля, то смерть НФ наступила буквально

в момент ее рождения. Язык Беляева сер и невыразителен.

Своего стиля у него нет. В лучших его книгах то и дело

встречаются фразы, похожие на изречения зощенковских

героев: ’’снимок закрепил мгновенную игру мимики лиц и

движений мускулатуры”. А вот как дается психология

героев: ’’Эльза поднялась, тяжело дыша, и вновь опустилась

на диван. Ее охватил ужас. — Нет, нет, нет! — вдруг вскрик­

нула она так, что птицы в испуге вспорхнули с веток”. И

рядом: ”Я нашел ряд очень близких аналогий в строении

нервной системы и мозга с конструкцией радиостанции”

Бульварный стиль перемешан с научным и газетным жарго­

ном, и просто с воляпюком. Такой язык может существо­

вать лишь как протокол действия, намертво зажатый в

тиски шаблона. Освобожденный от авантюрно-памфлетно­

го корсета, он расползается в нечто бесформенное.

Такое косноязычие Беляев разделял со всеми своими

собратьями по НФ. Среди фантастов 30—40—50-х гг. не

было, пожалуй, ни одного, кто мог бы считаться хотя бы

неплохим писателем. По сравнению с ними Гайдар или

Кассиль — литературные ювелиры. Читателя, знакомого с

литературой 20-х гг., больше всего поражает почти полное

отсутствие экспрессивности и образности в фантастике

позднейших лет. Сбылись страхи Олеши. Писатели пере­

стают ощущать мир в образах, они видят его построенным

из готовых формул.

Литературное поражение А. Беляева символично для всей

советской литературы. Вся она была подвержена операции,

которую описал Замятин в ”Мы”, — насильственному удале­

нию мозгового центра фантазии.

Вернемся к проблеме развития жанра. В отличие от идеа­

листа Беляева, другие фантасты знали, что без сюжета не

обойтись, а кроме того, гораздо лучше Беляева понимали

действительность, в которой классовая борьба обостряется

по мере приближения к социализму, да и потом не затухает

сразу. Штамп детективного романа не просто остался жить,

несколько видоизменившись, он стал единственным сред­

ством построения научно-фантастического романа, в кото­

ром сюжет движется лишь постольку, поскольку его под­

талкивают ’’враги”...

https://fantlab.ru/edition31891



Тэги: Беляев


223
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх