О юмофанте


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «MikeGel» > О юмофанте
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О юмофанте

Статья написана 1 апреля 2016 г. 18:26

Попробую изложить, что думаю о юмористической фантастике.

Мои первые рассказы про лохов и катал, написанные для покерного журнала, были юмористическими. Всего я их написал штук пять-шесть. В картёжном мире случаются столь идиотские, ни в какие ворота не лезущие ситуации, что у несведущего человека глаза на лоб полезут. Подать это в юмористическом ключе оказалось довольно легко и не лишено приятности. Особенно с учётом отсутствия цензуры. Самые забавные слова русского языка — ‘х-й’, ‘ж-па’, ‘п-зда’ и 'п-дарас' – в сочетании, к примеру, с выспренным или эпистолярным стилем создают нужный эффект. Собственно, анекдоты про поручика Ржевского на этом эффекте живут. “- Позвольте полюбопытствовать, господин поручик, какая у вас жопа. — С вашего позволения, весьма волосатая, мадемуазель”.

Переключившись на фантастику, я тоже начал с юмора. И довольно быстро выяснил, что годные для потребителей картёжного и солдатского юмора тексты фантастике противопоказаны. Что от юмора как такового потребителей жанра чаще всего воротит. Что х-й на лбу негуманоида с планеты “Скотопёзд” это не смешно, а, напротив, весьма печально. Для автора. Так же, как волосатая жопа, застрявшая в иллюминаторе звездолёта.

Надо сказать, что тотальный провал моих попыток фантастически сострить меня сильно обескуражил, но не остановил. Я с ишачиным упорством продолжал писать байки, хохмы, ржачки и гыкалки. Пока не понял достаточно элементарную, в общем-то, вещь: в юмористическом рассказе юмора должно быть как можно меньше. И он никогда не должен превалировать над основной, лишённой всякой насмешки идеей. Так чтобы если читателя спросить, о чём был юмористический рассказ, он скажет ‘о любви’, ‘о выборе’, ‘ о героизме’, но никогда не скажет, что прочитал петросянщину о двужопом семихуем трипизде. Даже если подобные персонажи в тексте присутствуют.

Другими словами, дело в пропорции. В количестве юмора на единицу текста. И соблюсти эту пропорцию невероятно трудно. Очень часто даже у весьма мастеровитых авторов с этим либо перехлёст, либо недолёт. И тогда текст или скатывается в гыкалку, или юмор становится натужным, неестественным и тексту чужеродным.

К сожалению, мне эту пропорцию выдержать удавалось далеко не всегда. Среди изрядного количества текстов, которые мне удалось написать и опубликовать, юмофанта считаные единицы. Несмотря на то, что я очень, очень люблю этот жанр. Писать, я имею в виду.

В апрельском номере “Мира фантастики” напечатан мой юмофантовский рассказ “Беда пришла”. Он более юмористичен, чем, скажем, “Человеко-глухарский” или “Сидеть рождённый”. И хотя я не думаю, что он провальный, хороших отзывов не жду. Именно по этой причине – он был изначально заявлен как юмористический, и соблюсти пропорцию мне явно не удалось.





396
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 апреля 2016 г. 19:57
Любопытные размышления.
Мне всегда казалось, что обычный юмор-фант живет по законам ситуационных комедий, просто фантастические допущения используются, чтобы сконцентрировать нелепые ситуации, забавные совпадения воедино.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2016 г. 20:39
Прежде всего, юмофант это способ подачи. Язык отличается, кардинально. Сравните, скажем, язык АБС в «Понедельнике» и в «Обитаемом острове». Или язык Булгакова в главах «Мастера» о самом Мастере и в главах о московском бомонде.
Совершенно разные слова, конструкции, акцентация на происходящем. Скажем, ничего смешного нет в том, что человек попал под транспортное средство. Но в зависимости от того, как это подать, будет Анна Каренина или Миша Берлиоз.


Ссылка на сообщение2 апреля 2016 г. 06:35
цитата MikeGel
В апрельском номере “Мира фантастики”  напечатан мой юмофантовский рассказ “Беда пришла”

Поздравляю!:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2016 г. 16:51
Спасибо! :beer:


Ссылка на сообщение15 апреля 2016 г. 00:24
«Человеко-глухарский» до сих пор считаю одним из лучших рассказов в юмористической фантастике вообще, а в «Сидеть рождённом» никакого юмора не усмотрела, одна голимая сатира да ещё гротеск ей в пару.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2016 г. 00:30
Если судить по фантлабовской средней — и то негодно, и это не годится.


⇑ Наверх