На последний роман писательница оставила Гарри работы поболее, чем на все предыдущие, вместе взятые. Хорошая сторона несла потери, тем временем как ни один злодей не был наказан! В довесок к целой армии недоброжелателей Гарри получил семь артефактов, которые нужно было найти и уничтожить. При этом, где их искать и как уничтожать — неизвестно. Я думал – а не загнала ли Роулинг сама себя в тупик? Уж слишком тяжела задача, чтобы расправиться со всем в одной книге. Само-собой, она вышла из положения, но, как мне видится, не слишком изящно.
Ввиду столь глобальных задач, финальная книга – единственная из всей серии — построена не по классическому сценарию: дом Дурслей – вокзал – Хогвартс – вокзал – дом Дурслей. Гарри с друзьями приходится покинуть школу, чтобы разыскать крестражи (те самые артефакты). Я ждал путешествия по мирам магов и маглов, длительных похождений в стиле Властелина… но я забыл об одной вещи – о трансгрессии – способности тренированного мага перемещаться в любое место на Земле. Эта способность смутила меня ещё в четвёртой книге, когда появилась. В седьмой, как мне кажется, трансгрессия стала камнем преткновения, который одновременно мешал Роулинг сроить сюжет – ведь трансгрессию можно засечь, а значит, враги могут появиться рядом с героями в секунду, причём все разом – и одновременно помогал его строить – можно в любой момент свистнуть в два пальца и сбегутся все уцелевшие герои от мала до велика! Поэтому добрая половина книги, и даже больше, строится по принципу – кто кого перехитрит в около-трансгрессионных и маскировочных уловках. Весь процесс поисков сводится к умелому использованию мантии-невидимки и оборотного зелья. Любая, даже самая невыполнимая задача становится решаемой с помощью этих двух вещей. Но ведь эти вещи были и в предыдущих книгах! Но там они меня не раздражали. Не раздражали потому что сюжет был филигранно выстроен, и магические штучки служили дополнением сюжета, а не его основой. Во всей Поттериане, а особенно в первых четырёх книгах, сюжеты выстроены мастерски — ни одной лишней детали, всё работает как слаженный механизм, не к чему придраться.
В седьмой книге всё наоборот.
То ли в погоне за кинематографичностью, то ли от безысходности Роулинг строит весь сюжет на удачах. Всё складывается очень уж удачно для Гарри – совпадение за совпадением. Есть подозрение, что в Министерстве магии хранится один из крестражей? Пожалуйста, герои попадают туда с помощью мантии и зелья, и тут же натыкаются на крестраж, который вообще-то мог находиться в каком-нибудь недоступном и незаметном тайнике! Кстати о тайниках — другой крестраж лежит в банке Гринготтс, в сверхсекретном и сверхзащищённом сейфе. Само собой, удаётся легко проникнуть и выйти на свободу! Эти удачные совпадения действительно правят сюжетом. Вплоть до того, что если проследить сюжетную линию, станет ясно — Волан-де-Морта Гарри побеждает из-за того, что в порыве праведного гнева произнёс его имя, которое отслеживалось (ещё одна магическая подпорка для сюжета!), это повлекло за собой плен, из которого выбрались герои тоже каким-то святым духом, получив заодно – надо же, какая удача! – единственную в мире палочку, способную уничтожить Волан-де-Морта! А не скажи выведенный из душеного равновесия Гарри вслух имя Того-Кого-Нельзя-Называть, не видать ему палочки и победы!
Я понимаю, в любом сюжете есть место случайностям и совпадениям. Особенно когда Добро настолько уступает Злу в численности. Но Роулинг этим злоупотребила!
Я пытаюсь донести одну-единственную мысль: Роулинг выбрала конечную цель, но не слишком утрудилась выбором средств. В итоге весь сюжет можно сравнить с полуразваленным, держащимся на многочисленных подпорках домом семейства Уизли.
Ладно, скажете вы, построение сюжета хромает, но ведь книга при этом всё равно может хорошо читаться! Может. Но не в этом случае. Скучно она читается. Предыдущие “Поттеры” проглатывались мгновенно, как ролл “Калифорния”. Оторваться было просто немыслимо! Последняя же книга была дочитана мной исключительно ради ответа на вопрос: “Чем дело кончится?” На тех страницах, что не описывают манипуляции с мантией, зельем и трансгрессией, мы копаемся в грязном белье семьи Дамблдоров – также, как в шестой книге копались в белье Волан-де-Морта. Интересно ли это? Да едва ли. Никакой особенной смысловой нагрузки прошлое Дамблдора не несёт. Если прошлое Волан-де-Морта изучалось с конкретной целью – понять его путь к бессмертию, чтобы потом лишить его этой читерской способности, то ковыряние в семейных тайнах Дамблдоров выглядит тем, чем, по сути, и является – глупым и бессмысленным чтением жёлтой прессы. Можно и почитать о жизни знаменитостей – исключительно от нечего делать, но разве Гарри нечем заняться? Такое ощущение, что Роулинг историей Дамблдора просто заткнула пустое место в своей книге.
Хороша, по моему скромному мнению, лишь последняя треть романа – возвращение в Хогвартс, где ведётся настоящая партизанская война. Роулинг устраивает ТАКУЮ Финальную Битву, то я так и вижу перед собой лица потенциальных создателей заключительной ленты, судорожно соображающих, “КАК МЫ БУДЕМ ЭТО СНИМАТЬ???” Надеюсь, что съёмкой займётся кто-нибудь вроде Майкла Бея или Питера Джексона – чтобы кино было без компромиссов. А иначе ничего хорошего из этого не выйдет – здесь нужен подлинный мастер боевиков и спецэффектов. Как Куарон, снимая третью часть, не побоялся радикально переменить концепцию “от детскости ко взрослости”, так же бесстрашно надо будет в седьмой части пересмотреть приоритеты. Прийти наконец к формату трёх часов и так далее…
Резюмирую. Последняя книга о Гарри Поттере скучная, тягомотная, обороты набирает лишь под конец, хотя и там не всё однозначно; сюжет неподобающе слаб; экранизация может получиться, если за дело возьмётся сильная команда.
P.S Отдельное спасибо выражаю переводчице, на корню загубившей всю литературность.
P.P.S Если вы не согласны с мнением автора, вспомните: человек есть мера всех вещей и явлений. ;-)