Несколько способов обновить


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «isaev» > Несколько способов обновить оформление серии fantasy и граница всех этих «улучшалок»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Несколько способов обновить оформление серии fantasy и граница всех этих «улучшалок»

Статья написана 28 ноября 2014 г. 08:47

Недавно просил о том, чтобы меня поругали. Так вот сегодняшняя заметка, это заметка за которую меня надо не только поругать, но и... Нет, без экстремизма. Нет, не похвалить. Просто отмерить свою порцию вкуса и прикрепить в виде комментария. Я думаю, мне самому бы не понравилось здесь абсолютно все переделки (даже те которые занёс в приемлемые), если бы я сам их не делал, а увидел вдруг сразу конечный результат. Осторожно, внезапно для меня, опять картинки.

Короче, к делу. Я, сам не знаю как, покусился на «святое». И здесь случился странный иллюстрированный текст о том, как можно привычные обложки не только улучшить, но и о том, как их испортить. Или только испортить. А начать надо с того, что продолжая доделывать заметку по серийному оформлению, его элементам, я никак не мог удержаться и не поиграть этими самыми элементами. Посетила пара идей, и пришлось опять возвращаться к картинкам и обложкам. Красивым, и не совсем. Такая двойственность по понятным причинам будет звучать во всём этом тексте.

Итак, вначале я просто задумался, как осовременить оформление «Северо-Запада»?

Такую попытку делала его вторая редакция под руководством Дмитрия Ивахнова (отмечу для порядка, что я пропускаю редизайн серии ещё при первом «Северо-Западе» в 1994 году: тут разговор отдельный). Помните, возрождение серии: отказ от суперобложек, изменение рамки, полоски и рифлёная бумага.

В общем-то, вначале (к примеру, «Город в осенних звёздах» Муркока) получилось интересно.

Город в осенних звёздах, первая или одна из первых книг в возрождённой серии fantasy
Город в осенних звёздах, первая или одна из первых книг в возрождённой серии fantasy

Потом — хуже.

Однако это показывает, что всего-то надо стараться немного разнообразить полиграфию с учётом современных возможностей.

Поэтому главная задача в этом направлении — это не испортить простое и поэтому довольно гармоничное оформление. И одновременно обновить, чтобы не смотрелись так непритязательно по сравнению с современными обложками.

Поэтому я начал с малого оживления, продолжил сомнительным улучшением и закончил уже почти китчем, пародией в стиле некоторых современных обложек. В этом, простите.

Однако получился полезный ряд, который показывает, что, во-первых, существует грань, на которой надо остановиться, даже, если графический редактор позволяет творить всякие объёмы, тени и блёски, не надо их пихать в одну и ту же работу (впрочем, это классика дизайна и я об этом неоднократно говорил).

Улучшение, улучшение, улучшение, а затем перебарщивание.

В очередной раз говорим спасибо Марку Симонетти и «Игре престолов». Начнём мы, показав классическое оформление. Я специально не стал проводить манипуляции с реально существующей суперобложкой, потому что под конец я буду показывать, что делать не надо, а издеваться над классическими суперами не поднимается рука, и «Игру престолов» не так жалко, тем более «ей» не привыкать.

Вот что у меня получилось, навскидку. В качестве исходного варианта возьмём новодел примерно в классической стилистике:

Для эксперимента возьмём один из новоделов «Игра престолов», илл. Марка Симонетти
Для эксперимента возьмём один из новоделов «Игра престолов», илл. Марка Симонетти

Попробуем оживить фон. Подумаем с чего начать. Простые цветовые заливки сейчас никто не использует, поэтому пробуем самое простое и примитивное. Интересно, правда не на много лучше, чем было, возможно, даже и хуже. Не видно идеи.

Начнём с изменения фона, как-нибудь (супер-новодел «Игра престолов»)
Начнём с изменения фона, как-нибудь (супер-новодел «Игра престолов»)

Но попробуем продолжить эту мысль. Фоновые подложки-изображения, как я заметил, используются в современных обложках довольно часто. Попробуем и мы. Для начала представим, что у нашего издания есть красивый абстрактный форзац. И мы берём изображение с форзаца, устанавливаем прозрачность и помещаем в фон обложки. Ну и заодно немножко оживим полоску.

Предположим, что у нас есть форзац и мы его используем для фона (супер-новодел «Игра престолов»)
Предположим, что у нас есть форзац и мы его используем для фона (супер-новодел «Игра престолов»)

Интересно. Но, а что насчёт использования тех же иллюстраций, которые в рамке. А на корешке состыкуем их между собой, они будут его обозначать на нашей обложке. По-моему, удачно. Возможно, стоит сконвертировать фоновые изображения в оттенки серого. А затем перевести оттенок рамки и полоски. Запомним.

Вот, пожалуй самый подходящий вариант. Немного недотягивая до современного стиля обложек, но задача осовременнить оформление, по-моему, выполнена
Вот, пожалуй самый подходящий вариант. Немного недотягивая до современного стиля обложек, но задача осовременнить оформление, по-моему, выполнена

На моей памяти такая практика связи рамок и тематического бэкграунда начиналась в серии http://fantlab.ru/series1591» title="Перейти на страницу серии на Фантлаб»>SF изд. «Васильевский остров» и продолжилась в притенённых фонах «http://fantlab.ru/series14» title="Перейти на страницу серии на Фантлаб»>Шедевров фантастики».

Обложка для примера: Шедевры фантастики. «Глаза чужого мира»
Обложка для примера: Шедевры фантастики. «Глаза чужого мира»

Попробуем сделать также распространённую сейчас практику помещения уменьшенных пиктограмм на корешок. Пока что, не очень подгоняя относительно других элементов. Просто, чтобы определиться надо ли идти и в эту сторону?

Добавим ещё «усовершенствования» корешка. Дабы испытать чувство сопричастности к современным тенденциям
Добавим ещё «усовершенствования» корешка. Дабы испытать чувство сопричастности к современным тенденциям

Это, конечно современно, но смотрится пока не совсем. Давайте пока откажемся и посмотрим, что мы можем сделать с рамкой. А можем мы всё.

Вот это изображение, по-моему, грань, за которую не стоит заходить. Немного разнообразим внешнюю рамку.
Вот это изображение, по-моему, грань, за которую не стоит заходить. Немного разнообразим внешнюю рамку.

Уже немного аляповато, но зато интересно. Тем более что орнамент рамки и полоски, можно сделать любой и увязать с сюжетом книги. Языки пламени, изморозь, колоды карт, морские ракушки, ну и т.д. и т.п., одним словом, выбор есть, остальное за правильной идеей.

Также не стоит забывать, что здесь представлены результаты обыкновенных библиотек, шаблонов графических редакторов. При желании можно сделать вручную, индивидуальное, виньеточное в стиле Дениса Гордеева. Рамки можно использовать всякие. Например, чуть поменяем рамку на фронтальной стороне.

Здесь смотрится попсово. Но, надо сказать, что элементы рамки могут быть самыми разными
Здесь смотрится попсово. Но, надо сказать, что элементы рамки могут быть самыми разными

Короче, запоминаем идею и этот образец.

Ну а теперь самое время приступить к глумлению и издевательству. Попробуем подпортить картинку. Отключаем голову и прикидываемся бешеным дизайнером. Всё что дальше, уже плохо.

Конечно, до какой степени издеваться над старым оформлением — вопрос вкуса и обсуждения. А это я так, отвлёкся от правильных дел. Шаг первый. Собираем все приёмы, которые использовали раньше, в одну кучу (прозрачная подложка, фигурная рамка и картинки на форзаце).

А вот мы уже перешли грань с напичкиванием элементами оформления, но ещё находимся в области разумного
А вот мы уже перешли грань с напичкиванием элементами оформления, но ещё находимся в области разумного

Шаг второй, начинаем работать над шрифтом надписи, поддадим объёма:

Ещё на шаг дальше от этой условной и зыбкой грани. Сделаем объёмную надпись
Ещё на шаг дальше от этой условной и зыбкой грани. Сделаем объёмную надпись

Продолжаем работать со стилистикой названия книги, и вкус окончательно потерян, а обложка испорчена. Да, это не наш путь, но мы пройдём его до конца.

Ещё немного в стремлении к нагромождению красок, добавим цветную тень
Ещё немного в стремлении к нагромождению красок, добавим цветную тень

Ну и доводя до абсурда, вот так суперобложку можно окончательно убить. И для этого не надо даже никакой хохломы. Просто наведём багровую тень на плетень.

Размажем эту тень вместе с остатками чувства меры
Размажем эту тень вместе с остатками чувства меры

Вот мы и дошли до примера, который, конечно, можно испортить и ещё больше, но дальше даже при моём сегодняшнем настроении рука уже не подымается. Металло-блеска, фейерверков, отражений и искорок всё-таки не будет. Напоминаю, что всё оптимальное, которое мы оставили в середине этой галереи, по-моему, должно выглядеть так. Отсекаем самые вменяемые варианты.


Вариант попроще.

Вариант 1. С подложкой на желтый фон
Вариант 1. С подложкой на желтый фон

И со специальной рамкой.

Вариант 2. С подложкой на желтый фон, полоской и фигурной рамкой
Вариант 2. С подложкой на желтый фон, полоской и фигурной рамкой

Другой рисунок в фоне.

Вариант 3. И ещё один вариант для тех, кто не любит повторяющихся картинок
Вариант 3. И ещё один вариант для тех, кто не любит повторяющихся картинок

Вариант 4. Однотонная подложка по варианту 2. Двухцветная подложка из смеси желтого и разбавленного цвета полоски
Вариант 4. Однотонная подложка по варианту 2. Двухцветная подложка из смеси желтого и разбавленного цвета полоски

Вот четыре, по моему мнению, более или менее приемлемых варианта из всех, что здесь были приведены. С которыми можно работать и упрощать. В крайнем случае, ещё можно добавить чуточку объёма в буквах названия тома. Вот теперь от этих двух-трёх пробных обложек, когда что-то испробовали, стоит двинуться уже в обратном направлении, с приданием смысла новым элементам и в движении к лаконичной классике. Глядишь, получиться одновременно что-то путное и новое.

Итак, здесь было испробовано:

1. Как можно попробовать улучшить классическое оформление.

2. Как можно его испортить перебарщиванием элементов.

3. Как можно довести всё это до абсурда и китча.

И это ещё учитывая то, что меня удерживал якорь классической компоновки элементов. И делал я это в качестве пробы и отчасти несерьёзно, в шутку.

Спасибо всем, кто вытерпел издевательства над классическим оформлением. Просто дойдя до нужного, я решил пойти дальше, и таким образом сразу показать не только правильный, но и неправильный пути. Ну, и извините за возможный назидательный тон.

Лично я за сохраните старого, лаконичного оформления, то есть наибольшую степень преемственности. Но при необходимости можно сделать и такие варианты, как последние четыре. То есть выбрать степень оживления и обновления вполне можно. Но надо хорошо при этом думать.

Ну, и можно всё это обсудить.

Соответственно, последний пункт:

4. Попытка осмыслить, что с этим всем набором и опытом дальше делать.

Вот.

P.S. Небольшая оговорка. Точнее, большая, вдобавок к вороху уже произнесённых ранее в этой заметке. Пытаюсь быть чрезвычайно осторожным. Поэтому по итогам первых полученных комментариев на SZfan.ru и просто здравому размышлению добавляю (и концентрированно повторяю).

В целом, если считать сложившееся оформление чем-то неприкасаемым, то это значит навсегда оставлять эту серию вместе с этим оформлением в прошлом. По моему личному опыту: либо остаёшься с классикой, но никуда при этом не двигаешься, либо меняешь ситуацию, но одновременно приходится менять и все окружающие декорации. С оформлением стоит пробовать работать. Но и не увлекаться. Что я и попытался продемонстрировать с разных сторон.

Да, лучше бы добавлять элементы не украшающие, а добавляющие дополнительную функциональность. Кроме того, следующий раз, возможно, следует наоборот попробовать упростить.

Переделка чего-то существующего, привычного, любимого: это всегда плохо, если только это делаешь не ты. И я имею ввиду не любовь к себе любимому, а то, что к чему-то просто банально привыкаешь, пока делаешь. Характерный пример смена привычного дизайна сайтов. Да что там далеко ходить, смена оформления книжных серий. Именно поэтому всё это всё-таки выложено здесь. Материал получился большей степени провокационным, чем он предполагался. В основном из-за иллюстраций-обложек. Но пусть будет в качестве какой-то исходной точки: это не просто наштампованный ряд картинок дорвавшегося до «фотошопа» любителя. Ну, или хочется, чтобы так было. Это опыт и точка для отсылки/цитирования в следующих материалах.

Как вы понимаете, это не попытка что-то ниспровергнуть или даже на этом самоутвердится, а обыкновенные пробы. Возможно, вломился я в тему слишком бесцеремонно, но по-другому — никак. Вопрос, надо ли менять, понятен. Да, классическое оформление гораздо гармоничнее и привычнее и никто на него пока не покушается дальше публикации всех этих странных картинок. Интересно пока задаться вопросом, что именно менять. Это для меня сейчас гораздо интереснее. И это — главное.

Поэтому, то, что ВСЁ плохо, понятно. Вопрос насколько? Где, в чём, и есть ли направление для движения?

Ну и такой вопрос. А обсуждаются ли где-нибудь на фантлабе (или не на фантлабе) обложки в контексте серийного оформления или просто серийное оформление с профессиональной точки зрения? Про тему: «https://fantlab.ru/forum/forum15page1/top...»>Издательства: оформление обложек» знаю, но там я видел больше иллюстрации.





335
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 ноября 2014 г. 09:33
Здравствуйте, Михаил Алексеевич!
Возможно, сейчас «не в ту степь», но высказаться хочу ;)
Недавно приобретал так называемый «флип-бук» — и задумка понравилась,
и повод ознакомиться наконец-то с «Марсианскими хрониками» Бредбери в виде романа.
Выходных данных сейчас не назову, даже издателя, но
иллюстрация на «верхней крышке» мне понравилась — в красноватых тонах такая
если нужно — ещё «фактик» — в состав включён «Высоко в небеса»

С уважением,
врач ВеКТор


Ссылка на сообщение28 ноября 2014 г. 13:02
Если б вы смогли сделать чтобы надпись названия цикла внизу бегала бегущей строкой — то это было бы интересно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2014 г. 15:36
...а в фоне падают снежинки (Новогодний флэш). Я-то могу, но совсем ведь не поймут. :-)


Ссылка на сообщение28 ноября 2014 г. 15:18
По ходу «бредовой» части статьи — вот так СЗ медленно, но верно (ловкость рук и никакого обмана) превращается в «под Мартина».

Далее. Сразу предупреждаю — я не дизайнер и могу нести бред.

1 Соединение 2х картинок в центре. Не знаю насколько оправданно, но может их плавно соеденить (блиин, как это называется то правильно?), без четких полей по краям?

2
цитата isaev
Простые цветовые заливки сейчас никто не использует, поэтому пробуем самое простое и примитивное.

Если взять в руки того же Муркока (особенно зачитанного вусмерть), то можно заметить, что обложка не ровно-глянцевая, а таки рельефная. А после N-ного прочтения, так немножко винтажно залапана, что получилась довольно интересная фактура (уж точно интереснее камней). Отсканить ее и пользовать или найти что-то подобное?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2014 г. 15:40
цитата kastian
но может их плавно соеденить (блиин, как это называется то правильно?), без четких полей по краям?

Я сам тоже «погулять вышел», но, кажется, что-то вроде «градиент перехода».

цитата kastian
Отсканить ее и пользовать или найти что-то подобное?

Это будет уже «Забытая классика» :-), точнее, «НЕЗабытая классика», «Зачитанная классика».
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2014 г. 15:54
Он не любил синематограф зачитанную классику! :-)))


Ссылка на сообщение29 ноября 2014 г. 20:06

цитата isaev
Интересно пока задаться вопросом, что именно менять

Вариант А: на корешок прилепить не гламурно-попсовую пиктограмму и не унылую циферку I, а что-то типа стилизованного черно-белого дракончика, какой был на «Всадниках Перна».
(Можно, кншн, и не дракончика — это я просто для примеру).

Вариант В: банально поиграться с цветом супера. Как тут.

свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2014 г. 21:16
цитата glupec
стилизованного черно-белого дракончика

Про элементы оформления циклов и даже отдельных томов — разговор особый. И да, приятно было видеть когда-то особые значки вроде драконьчика во «Всадниках», руну во «Властелине колец», волка в «Колодце Единорога», веточку в «Сильмариллионе» и пр. Такой «последний штих».
Ещё один и тот же шрифт у всех томов Муркока в первом «Северо-Западе».
Цвета, пожалуй, тоже интересны каждый для своего цикла.

Самый главный результат и вывод из всех этих издевательств для меня пока в том, что можно менять: внешний контур рамки, полоска и фон. И какие лучше не трогать: все надписи и общая компоновка (шаблон).
Но это всё идеализм.
А в реальной жизни, конечно, обычно меняют дизайн ровно до той степени, которая позволяет избежать судебных разбирательств по нарушению авторских прав (как это было, например, с «Conan» и «Конан»). А уж потом начинается гармонизация. Или даже не начинается.


⇑ Наверх