Лишь волны морские прославят


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Лишь волны морские прославят вдали геройскую гибель "Варяга". К 110 -й годовщине подвига русских моряков
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Лишь волны морские прославят вдали геройскую гибель «Варяга». К 110 -й годовщине подвига русских моряков

Статья написана 9 февраля 2014 г. 12:15

Олимпиада, Олимпиадой, но сегодняшний день примечателен и без сочинских Игр. Сегодня — 110-летие начала русско-японской войны и подвига моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».

крейсер «Варяг»
крейсер «Варяг»

Эти слова знает каждый:

Наверх, вы, товарищи, все по местам

Последний парад наступает!

Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»,

Пощады никто не желает!

командир крейсера «Варяг» Руднев
командир крейсера «Варяг» Руднев
9 февраля 1904 года /27 января по старому стилю/, в первый день русско-японской войны, у корейского порта Чемульпо — ныне Инчхон — крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в неравный бой с 14 японскими миноносцами. Сражение длилось 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, потопив один миноносец и серьезно повредив два крейсера. Сам «Варяг» получил пять подводных пробоин и лишился трех орудий. Офицер и 30 матросов были убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, еще около 100 человек получили легкие ранения. Крейсер не имел возможности продолжать бой и вернулся в порт. После оценки серьезности повреждений, оставшиеся орудия и оборудование на нем были уничтожены, на корабле открыли кингстоны. «Варяг» был затоплен, а канонерская лодка «Кореец» взорвана.

памятник нижним чинам крейсера «Варяг» на Морском кладбище Владивостока
памятник нижним чинам крейсера «Варяг» на Морском кладбище Владивостока
После сражения 24 раненых русских моряка находились на лечении в Чемульпо, двое из них скончались. Умирая от ран, они просили похоронить их на русской земле. Выполняя последнюю волю героев «Варяга», русское правительство в 1911 году обратилось к японским властям с просьбой разрешить перенос праха матросов во Владивосток. Такое разрешение было получено. 20 декабря того же года состоялось погребение останков героев на Морском кладбище. А уже летом 1912 года над братской могилой поднялся скромный обелиск из серого гранита, возведенный на народные деньги и увенчанный стилизованным изображением Георгиевского креста. На фасаде обелиска надпись: «Нижним чинам крейсера «Варяг», погибшим в бою с японской эскадрой при Чемульпо 27 января 1904 года». Рядом с памятником героям «Варяга» находятся могилы моряков — участников русско-японской войны.

Сейчас модно заниматься переоценкой исторических событий. Рассуждать, что и как надо было делать. Но что бы не говорили современники, для меня и для всех, кто так или иначе связан к военно-морским флотом, «Варяг» — имя особое. Его экипаж — простые моряки и офицеры — были героями. И такими останутся навсегда.

Не скажет ни камень, ни крест, где легли

Во славу мы русского флага,

Лишь волны морские прославят вдали

Геройскую гибель «Варяга».

9 февраля 2014 года. Современный крейсер «Варяг» в порту Владивостока
9 февраля 2014 года. Современный крейсер «Варяг» в порту Владивостока
Нынешний «Варяг», гвардейский ракетный крейсер — флагман Тихоокеанского флота/ТОФ/. Свой флагманский ранг он получил в 2002 г. Корабль может совершать походы протяженностью до 9 тыс миль /17 тыс 500 км/, вооружен мощным многоцелевым ударным ракетным комплексом, реактивными бомбометными установками, торпедными аппаратами и несколькими артиллерийскими установками различного калибра. Всего лишь несколько дней назад флагман ТОФ вернулся из дальнего похода





290
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 12:36
Большое спасибо за статью!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 12:38
Пожалуйста.


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 14:12
Ужасная, трагическая история, что и говорить.
Кстати, факт потопления японского миноносца активно оспаривается.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 14:22
Сейчас можно оспаривать, что угодно, пытаясь умолить подвиг моряков. Но есть факт: « Варяг» — это символ. Легенда. И так будет, кому бы там не хотелось представить все по- другому.
Интересный факт: После легендарного боя в бухте Чемульпо «Варяг» пролежал на дне Желтого моря больше года. Только в 1905 году затонувшее судно было поднято, отремонтировано и введено в состав Императорского флота Японии под именем «Соя». Более 10 лет легендарный корабль служил учебным судном для японских моряков, однако из уважения к его героическому прошлому японцы сохранили надпись на корме — «Варяг». Напутствуя каждый новый выпуск курсантов, японские педагоги подчеркивали мужество его русского экипажа.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 15:29
цитата primorec
« Варяг» — это символ. Легенда.
Да.
Но вот вопрос — почему не «Кореец» стал символом?
цитата primorec
Интересный факт
Якорь от него, в отличие от Варяга, грамотно полностью уничтоженного, тоже вдохновлял будущих японских ВМФ-оцев, и был поднят специально для этой цели.
цитата primorec
пытаясь умолить подвиг
Сколько подвигу не молись, ошибки командования не прикроешь.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 15:38
Я считаю, что глупо через столько лет обсуждать ошибки и упущенные возможности. Не мы жили в эти времена и никогда достоверно не узнаем, почему те или другие люди принимали такие решения. Документы рассказывают лишь о фактах, но никак не о чувствах и ходе мыслей людей. Нам, думаю, стоит озаботится не прошлым, а настоящим, чтобы через 110 лет потомкам не надо было ломать голову над мотивами наших поступков.
Ну, а почему не « Кореец» , а « Варяг» , то тут понятно. Это был отряд, и флаг отряда был на крейсере. Да и как боец « Кореец» не мог сыграть никакой роли в сражении. Канонерская лодка — а на одной такой я была- очень небольшое и абсолютно незащищенное судно.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 15:55
цитата primorec
Документы рассказывают лишь о фактах, но никак не о чувствах и ходе мыслей людей.
Ну что Вы. Описания того, как два корабля шли в бой мимо «нейтралов» полны истинного пафоса. И то, как встречали моряков в России — тоже очень любопытно, с точки зрения чувств. И того, что было через год с этими чувствами.
да и в отношении предки-потомки — многие, куда более достойные, достижения сгинули, а песенка осталась. Что же такое просочилось от «серебряного века» вниз, что мы до сих пор, через более чем полный событиями век, слышим и слушаем Варяга и На сопках Маньчжурии?
цитата primorec
флаг отряда был на крейсере
Для народной памяти это не имеет значения. Флаг есть на каждом корабле и судне, кстати.
А для историков именно указанный факт — повод осудить и Рудина, и его начальников. Хотя по большому счету, для них эта история про капитана, который влип в положение, из которого можно было выбраться только при помощи инициативы на грани героизма. Личного, без советов в кают-компании и воодушевления кочегаров.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 16:10
Кое- что «просочилось». Мне трудно это объяснить, если Вы не родились в городе, где принято уважать военных моряков. Наверное, это поймут жители Севастополя или Вилючинска. Это, кстати, одна из причин, почему 30 лет назад бросила Москву и вернулась на Дальний Восток.
А что касается обсуждения событий 110- летней давности, на тему, кто и почему так поступил, принял ли правильное или неправильное решение, то это рассуждения на уровне опроса « Дождя». Нет у нас, обычных обывателей, такого права судить: ничего равнозначного мы пока не свершили, чтобы заявлять, что свершения других ничего не значат. Может профессионалы- историки и могут теоритизировать на эти темы, но это ничего не изменит. Есть факт. Есть Легенда. Есть Символ. Это как развенчивать легенду о Суворове или Илье Муромце. Сотрясение воздуха и ничего более.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 17:25
цитата primorec
Нет у нас, обычных обывателей, такого права судить: ничего равнозначного мы пока не свершили, чтобы заявлять, что свершения других ничего не значат
Ерунда. Не работает правило «сперва добейся» — Вы же разместили этот пост. И книги Муру и Доценко не для мертвых писаны. И, если так уважаете мнение моряков, то знаете вот эту надпись.
И не называйте ни Чемульпо, ни Цусиму свершением. Пожалуйста. Издевательством звучит.
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2014 г. 01:19
цитата ааа иии
Ерунда. Не работает правило «сперва добейся» — Вы же разместили этот пост. И книги Муру и Доценко не для мертвых писаны. 

А жаль, что не работает. Легко сейчас рассуждать, сидя в тепле и за компьютерами, как бы поступили и что бы сделали. От нас вообще требуется один раз в 4-5 лет дойти до избирательных участков, и то большинство на такой «подвиг» не согласны.
Свой пост написала поскольку меня взволновала эта тема: о знаменательной дате, которую практически забыли. Потому, что выросла в городе моряков, наблюдала, как название «Варяг» переходит от одного корабля к другому, чтобы на флоте всегда был корабль с таким названием. Потому что присутствую каждый год на памятной церемонии на Морском кладбище, и мерзну вместе с моряками на причале в февральский день на церемонии на современном «Варяге». Потому что говорю с офицерами и простыми матросами, военными историками и поисковиками. И имею свое мнение, которое выразила в этой статье. Для этого — выражения своего мнения — я и завела авторскую колонку.

цитата ааа иии
И не называйте ни  Чемульпо, ни Цусиму свершением.


Русско-японская война не была свершением. Как и любая война. Но это не умоляет действий русских моряков, верности долгу и присяге — это свершение. Японцы это понимают, корейцы, китайцы, сохраняющие памятники русским морякам. Не понимаю, почему это надо доказывать некоторым русским?
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 16:22
Да, еще. Я имела виду ФЛАГ ОТРЯДА, обозначающий командование в отряде, а не флаг, как предмет


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 16:30
Все, пошла отдыхать. Три дня мерзла на улице, устала и хочу спать. Пишите, отвечу завтра.


Ссылка на сообщение10 февраля 2014 г. 00:46
Спасибо за Память и статью! Давно лежит заготовка к одному материалу, связанному с дальневосточной фантастикой. Цитата (в надежде на Вашу помощь): «...- То-то, откуда. Мал ты, молод. Наклали его туда, на дно, когда тебя еще на свете не было. В девятьсот четвертом-пятом году, вот когда. Когда с японцами воевали, и они нам наклали. То, то! Вместе с косточками
вице-адмирала Макарова железо лежит. Я служил тогда во Владивостокской эскадре, которой командовал Эссен. Чего только не насмотрелся, чего не наслышался! Хорошего мало. Сколько кораблей, сколько людей погибло На одном «Петропавловске» семьсот человек, в Цусимское сражение — семь тысяч: «Варяг», «Кореец», «Енисей», «Боярин», «Стерегущий», «Страшный», «Петропавловск»... У Цусимы целые две эскадры ко дну пошло. Пересчитать невозможно Порт-артурский флот перед сдачей крепости почти весь уничтожен».
Что-то с Эссеном не так, как мне кажется. Или так %-\ Если сможете помочь — буду премного благодарен.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2014 г. 01:21
Обязательно сделаю, что смогу. Поспрашиваю, в том числе у наших книголюбов и библиотекарей.
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2014 г. 01:26
Заранее благодарю. Не теряйтесь, пишите чаще 8-)
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2014 г. 01:32
цитата visto
Не теряйтесь, пишите чаще


Не от меня зависит. Сейчас чаще в разъездах, чем дома. Наберу материалов, потом сижу разбираю ночами.


⇑ Наверх