Давненько я не выкладывал никаких переводных интервью, и отныне буду стараться наверстать упущенное. По крайней мере первое время каждую пятницу ожидайте появление новых, интересных бесед с интересными людьми. Первым в нашем списке идет Мэтью Стовер, автор цикла "Герои умирают», замечательной новеллизации "Мести ситхов», оригинальной "Уязвимой точки" и ряда других не менее увлекательных книг.
В свете недавнего выхода романа «Caine's Law» Мэтью встретился и пообщался с представителями ресурса Roqoo depot.
Что же, спасибо. Одной их моих слабостей как писателя является неспособность сопротивляться по-настоящему хорошему предложению. Ну или, по крайней мере такому, которое мне нравится (хорошее оно или нет). Мне кажется, что Чарльз Диккенс однажды сказал, что когда находил в своем тексте блестящее предложение, то тут же его вымарывал. Он основывался на предположении, что отлично построенная фраза может заставить читателя задуматься о прозе, в то время как Диккенс хотел, чтобы все внимание читателя было сфокусировано на сюжете.
Я же, напротив, начинал как комический автор (а также актер), поэтому я очень старался, чтобы в диалогах звучали действительно ударные фразы. Так же веселее. Мне нравятся диалоги, которые заставляют читателя смеяться в голос и повторять полюбившиеся реплики вслух. Одна из причин, по которым мне так нравится писать большую часть историй о Кейне от первого лица, заключается в том, что это позволяет мне превращать значительный объем текста в расширенный монолог главного героя. и мне нравится его чувство юмора (стопроцентно черного). Он любит цитировать Гессе «Юмор всегда юмор висельника, и в случае надобности вы научитесь юмору именно на виселице».
И нет, я никогда не запоминаю хорошие фразы. От них пахнет залежалостью. По-настоящему хорошие фразы приходят из ниоткуда тогда, когда ты уже глубоко погрузился в сцену, потому что они исходят прямо из персонажей и окружающей ситуации. Но это не мешает мне время от времени украсть парочку отличных реплик у кого-нибудь еще (или у себя самого). Мои читатели это с готовностью подтвердят.
К тому моменту, как вы закончили «Caine Black Knife», насколько в вашем воображении был готов Caine’s Law?
Полностью.
Изначально обе книги планировались как единое целое (отсюда «Акт Искупления I» и «Акт Искупления II»). Но чем дальше я погружался в историю, тем больше понимал, что работаю над двумя разными произведениями. Двойной рассказ, доминирующий в «Caine Black Knife» достаточно сложен сам по себе. Только представьте, во что бы превратился роман, если бы я добавил к этому многослойные флэшбэки, флэшфорворды и сны из «Caine’s Law». В результате на выходе получилась бы гигантская путаница, размером с "Клинок Тишалла», но лишенная его последовательного изложения.
Для меня весь проект воедино свела идея сфокусироваться в «CBK» исключительно на действиях Кейна в «Бодекене»» в вертикальном городе (позже Брод Пуртина) без отрыва этих действий от большего полотна, которое разворачивается теперь в «Caine’s Law». CBK — законченная история сама по себе, но также это часть большего произведения — «Третьего Действия Кейна», в которой она является одновременно прологом и фоном.
Нет, ни капельки.
«Действия Кейна» всегда были посвящены идеи противостояния богам, в метафорическом и буквальном смысле.
Изложение истории, ее структура и тема играют важную роль, все это очень сложно. Сложно ли вам было сохранять все эти линии в порядке в своей голове и не беспокоило ли вас опасение, что все это окажется слишком сложным для читателей?
Я до сих пор об этом беспокоюсь. Но история должна быть рассказана именно в таком виде. Поверьте, эта версия имеет гораздо больше смысла, чем остальные.
Я решил придерживаться мысли, что поклонники Кейна не бросят историю, когда она станет слишком запутанной. Я полностью уверен, что в конце все станет ясно. Более или менее.
В новой книге отчетливо прослеживается лошадиная тема. Не могли бы вы рассказать, откуда она появилась? И как родилась идея лошади-ведьмы?
У меня есть очень близкий друг, Робин Дрейк, которая мало того, что является отличным художником и писателем, так еще на протяжении всей жизни профессионально занимается лошадьми. Та история, которую Джонатан Фист относит к Мастеру чтения в “Reliable Sources” (Ничто в мире не любит путь так же, как лошадь) практически дословно повторяет беседу, имевшую место между мною и Робин много-много лет назад. Тот разговор оказал на меня очень сильное влияние. Всеми основными фактами о лошадях книга обязана Робин, всем вымыслом на эту тему — мне.
Я не развивал идею лошади-ведьмы. Она такая, какая есть, в таком же роде как Кейн является Кейном. Скажу следующее: в гораздо более глубоком смысле, чем я могу вложить в слова, глава “Horse Time” отражает то, ради чего я написал «Действия Кейна». Ради этого я написал три четверти миллиона слов — история происходит в промежутке между тем, что есть, и тем, что должно быть.
В романе очень важное значение играет «Убить пересмешника». Вы не только упоминаете имя, но и несколько героев в книге задаются вопросами, кто их любимый персонаж. А кто ваш любимый персонаж?
Я солидарен с Кейном.
Послушайте, «Убить пересмешника» одно из самых важных произведений в американской литературе. Не только само по себе, но и благодаря тому влиянию, которое роман оказал на нашу культуру. Те из вас, кто сейчас читает интервью и еще не знаком с «Убить пересмешника», должны немедленно отлипнуть от монитора и раздобыть себе текст книги. Другие великие произведения, например «Приключения Гекльберри Финна» или «Прощай, оружие», предельно честно исследуют человеческую природу и посвящены поиску нашего места во вселенной, понравится нам это место или нет. «Убить пересмешника» же, с другой стороны, более амбициозна — это история, происходящая в промежутке между тем, что есть, и тем, что должно быть. Схожесть здесь не случайна. Это как раз та книга, которую я всегда хотел бы написать.
Данкан Мичелсон частично основан на Аттикусе Финче. Он представляет собой Финча, каким тот мог бы стать, если бы родился в отвратительном будущем Земли «Действий Кейна». Сам же Кейн основан только на себе, но любой, кто читал о нем, найдет сходства между Кейном и его любимым персонажем.
Я получил море удовольствие во время чтения «Caine’s Law». Если вы продолжите историю о Кейне, как вы сможете добиться такого же результата?
Никак. Я никогда так не делаю. «Клинок Тишалла» не повторяет «Герои умирают», это совершенно другая книга, которой посчастливилось иметь «Героев» в качестве части предыстории. «Caine Black Knife» и «Caine’s Law» связаны с первыми двумя книгами таким же образом. Если вы считаете, что они более сильные, проникновенные и впечатляющие (ну или что вы о них думаете), чем предыдущие, то это только потому, что я все еще расту как писатель. Когда я работаю над Кейном, я из кожи вон лезу, чтобы сделать каждую новую историю максимально хорошо, на грани моих способностей. Я стараюсь делать вещи, которые никогда раньше не делал. Так что если когда-нибудь появится еще один роман о Кейне, вы в праве ожидать, что он будет, как говорил Джон Клиз, совершенно другим. Но таким же классным.
Сколько еще «Действий Кейна» вы планируете написать?
Спросите моего издателя.
У меня сейчас нет контракта на написание новых романов о Кейне. Caine’s Law планировался заключительной частью цикла. Но то же самое можно сказать и о «Клинке Тишалла». Да что там говорить, я писал «Герои умирают» как одиночное произведение. Есть в этих персонажах и мирах что-то такое, что я до сих пор нахожу очаровательно неотразимым. Если кто-то рискнет вложить в это дело деньги, у меня ест сценарий для многосерийного цикла под названием «The Act of Faith Trilogy».
Сменим тему. Есть ли у вас какие-нибудь планы на новые приключения Барры и компании из «Iron Dawn» и «Jericho Moon»? Мне действительно понравились эти книги и я с удовольствием снова бы увидел этих персонажей в действии.
Перечитайте мой предыдущий ответ.
Если серьезно, то я всегда хотел бы вернуться к Барре и остальным. Мне всегда нравилось писать историческое фэнтези. Но прежде чем я смогу сесть за клавиатуру, мне нужно найти издателя, который согласиться рискнуть вернуть к жизни серию, которая вышла из печати более десяти лет назад. Такое развитие событий маловероятно.
Если моя карьера сложится таким образом, что я смогу потратить около года, работая в собственное удовольствие, я пожалуй начну как раз с истории о Барре, поскольку это будет абсолютно офигенно.
Ваши оригинальные произведения так или иначе попадают под рейтинг R. Приходилось ли вам как-то ограничивать себя во время работы над Звездными войнами или вам удавалось сменить свое мировоззрение?
Мне не приходилось ничего сдерживать, для этой вещи существуют редакторы. Я провел около трети своей карьеры, исследуя самые отдаленные уголки далекой-далекой вселенной, но какими бы темными они ни были, это все равно часть вселенной Джорджа Лукаса, и она подчиняется правилам, установленным Джорджем и LFL. Мой рабочий процесс не сильно отличается в зависимости от того, пишу я о Звездных войнах или о собственных мирах. Все дело в законах, которые определяют облик этих миров.
Все дело в персонажах. Раньше я описывал Кейна как темную версию Мейса Винду. Теперь Кейн видится мне скорее как неискалеченный Вейдер, использующий весь свой гнев и все свои силы темной стороны для борьбы с куда большим злом. Этот мой цикл подходит для любого фаната ЗВ, которому может понравиться такой поворот событий.
Барра же напротив напоминает Хана Соло в юбке, только с каменным топором вместо бластера. И про нее пока написано всего две книги. Пока что.
Планируете ли вы в будущем снова вернуться в далекую-далекую Галактику? Мне очень понравился ваш рассказ «Тенебрус — Путь тьмы», опубликованный в журнале «Star Wars Insider», и я бы с удовольствием прочитал бы еще одну историю.
Если LFL и Del Rey захотят, чтобы я написал еще один роман по Звездным войнам, они всегда знают, где меня найти. Я здорово измотался к тому моменту, как закончил "Luke Skywalker & the Shadows of Mindor», но это было больше трех лет назад. Теперь я готов вернуться.
По мере того, как электронные книги обретают все большую популярность не задумывались ли вы о том, чтобы самостоятельно опубликовать парочку историй?
Я бы не стал исключать такой вариант. «Iron Dawn» и «Jericho Moon» сейчас можно купить только в электронном виде и исключительно на ресурсе fsand.com (кому они нужны?),где время от времени даже продается парочка копий. Но с другой стороны, сомневаюсь, что я смогу заработать на распространении электронных книг достаточно для того, чтобы оплатить мои счета.
В настоящий момент вы работаете над книгой комиксов по мотивам серии «Действия Кейна»? Когда этот проект появится в продаже и что еще поклонники могут ожидать от вас в ближайшем будущем?
Прямо сейчас я ищу издателя для комикса о Кейне. Создание графических романов обходится дорого — хорошие художники, а над Кейном трудились действительно хорошие парни, рассчитывают получить хорошую награду за свои труды. Знаете, я и сам бы не прочь заработать. Если в конечном итоге нам придется самим публиковать комикс, скорее всего он будет распространяться через интернет в цифровом виде. Но, как говорил Йода, «Всегда в движении будущее»...
Герой следующей недели: Брендон Сандерсон