Из Италии и Испании вернёмся в Россию.
Произведения «русской готики» экранизировали в нашей стране ещё на заре синематографа, и успешно: в 1912 году гениальный русский (а после известных событий, к сожалению, французский) режиссёр польского происхождения Владислав Старевич, оказавший огромное влияние на развитие мирового кино и мультипликации, снял фильм по одной из самых жутких повестей Гоголя — «Страшная месть». Увы, картина, удостоенная Золотой медали на очень солидном конкурсе фильмов в Милане в 1914 году, до наших дней не сохранилась. В послужном списке Старевича ещё несколько экранизаций Гоголя , в том числе — «Вий» (ещё раньше — в 1906 — «Вия» также экранизировал режиссёр Василий Гончаров).
При советской власти киноужасы не приветствовались, поэтому и отсутствовали как жанр. Однако, нельзя не упомянуть нашумевший фильм Вий 1967 года (по всё той сверхпопулярной повести Гоголя), получивший в народе титул «первого советского фильма ужасов». Наш ответ «Маске Сатаны» — зарубежной экранизации «Вия» Марио Бавы. Неискушённый советский зритель был здорово напуган, хотя сейчас некоторые «ужасы» фильма выглядят наивно. Возможно, первоначальный вариант молодых режиссёров Ершова и Кропачёва был более «брутальным», но руководству Мосфильма он показался «слишком реалистическим» и картину доснимал известный режиссёр-сказочник Александр Птушко.
C началом perestroiki многое стало дозволено, в том числе и снимать фильмы ужасов. И, конечно, внимание сценаристов сразу привлёк такой шикарный исходный материал, как «русская готика» 19-первой трети 20 вв. В 1988 году появился знаменитый Господин оформитель (первоисточник для экранизации — рассказ «Серый автомобиль» Александра Грина), в 1991 — Жажда страсти по рассказам Валерия Брюсова (в первую очередь по рассказу «В зеркале»), также выполненный в эстетике «декаданса». Хотя «Жажда страсти» запомнилась в основном сценой лесбийских ласк, одной из первых в советском кино, да ещё и с участием суперзвезды — Анастасии Вертинской.
Не обошли вниманием сценаристы и А. К. Толстого.
«Интеллектуальный ужастик» Семья вурдалаков (1990).
Пьющие кровь (1991) на основе толстовского «Упыря».
Наконец, надо вспомнить о фильме Папа, умер Дед Мороз (1992)