Чайна Мьевиль отзывы

Все отзывы на произведения Чайны Мьевиля (China Miéville)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 752

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . .  8  9 10 11 [12] 13 14 15 16

«Последние дни Нового Парижа»
–  [ 3 ]  +

NIKItoS1989, 21 марта 2022 г. в 20:00

1950 год. В Париже всё ещё идёт война. Она не закончилась ни в 44, ни в 45. Всё потому, что произошёл некий С-взрыв и теперь Париж это нечто вроде Зоны. Здесь живут манифы — манифестации искусства, то есть сошедшие с картин художников странные или очень странные вещи. Нацисты для борьбы с ними призывают демонов, а охотники за артефактами тайно пробираются в город, чтоб вывезти их и продать на чёрном рынке.

Тибо, чьи родители погибли от немецких пуль — входит в группу партизан, он случайно встречает девушку Сэм, которую принимает за одну из таких охотниц. Но она не из таких.

Тибо ходит своей супер-пижаме, дающей неуязвимость. И помогает Сэм фотографировать манифов для написания книги Последние дни Нового Парижа. Вот такая рекурсия.

Параллельно нам показывают предысторию, события 1941 года. Вариан Фрай, реальный деятель, руководитель комитета спасения в вишистской Франции встречается с Джеком Парсонсом, учеником знаменитого мага Алистера Кроули.

И чем дальше, тем чудесатее! Там и скандально известный доктор Мегеле, и Ад, как сторона войны, имеющая агентов, и куча художников и писателей, реально действующих в организации сопротивления. Но обрывается сюжет очень уж быстро, кажется, что это даже не роман, а скорее большая повесть.

В конце автор рассказывает об истории создания книги и наводит таинственности. Якобы некий 80летний француз встретился с ним в отеле, причём личность собеседника не удалось выяснить даже через частного детектива... Не знаю, на сколько это было так, но там говорится, что Мьевель по сути лишь дополнил и приукрасил рассказ старика, в котором он подозревал Тибо. Всё это звучит сюрреалистично, но в общем-то и само произведение таково.

Если хотите погрузиться во что-то необычное — то эта книга для вас. Если вы что-то понимаете в живописи, хотя бы как я, то некоторые вещи будете рады распознать, ощутить ту самую радость узнавания.

Оценка : 8
«Вокзал потерянных снов»
–  [ 3 ]  +

zoomser, 20 октября 2021 г. в 23:46

Прочитал за неделю, под впечатлением уже две. Ткач крутой-те кто боится пауков, после «Вокзала» их полюбят:) Мир в этой книге не такой уж и мрачный, хотя любителям книг фэнтези о розовых пони и белых единорогах какающих радугой-конечно жестковат. Читать надо конечно же залпом, чтобы подробно описанный мир побыстрее улёгся в голове. В период чтения этой книги нужно быть готовым, что сны будут сниться как у шизофреника. Хорошая книга, но рекомендовать её надо очень осторожно. Детям и подросткам читать такое конечно же рано. Лично я уже купил все книги цикла, буду кайфовать...

Оценка : 10
«Железный Совет»
–  [ 3 ]  +

majj-s, 15 октября 2021 г. в 07:25

Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем

Революция, ты научила нас

Верить в несправедливость добра.

Сколько миров мы сжигаем в час

Во имя твоего святого костра?

ДДТ

Любите ли вы Чайну Мьевиля, как его люблю я? Есть за что. Он феерически талантлив. Написал «Вокзал потерянных снов», изменивший представление о жанре фэнтези, когда ему не было и тридцати. Редкий умница и диссертацию (не имеющую, заметьте, отношения к литературе), защитил примерно в том же возрасте. Чертовски красив, высок и сложен как античное божество. Он последовательный марксист и придерживался своих взглядов задолго до того, как это вошло в моду. Специалист по истории русской революции («Октябрь») и поклонник Льва Троцкого — сквозная для его произведений тема поезда несомненный, оммаж агитпоезду Троцкого, а имя главного героя Иуда Лев прямая отсылка ко Льву Давыдычу.

Интеллектуал и эрудит, вводит в свои книги сложнейшие лингвистические («Посольский город»), социопсихологические ( «Город и город»), искусствоведческие («Последние дни Нового Парижа») идеи. Бывает невероятно забавным и успешно пародирует классику («Рельсы») Написал гомоэротический спагетти-вестерн во времена, когда гей-тема еще не стала «повесточкой», а вестерн и вовсе воспринимался ее антиподом (упс, вот тут надо было промолчать, чтобы не настроить против автора воинствующих гомофобов, но что уж поделать, сказалось — пусть остается).

Итак, третий роман нью-кробюзонского цикла. Завершающий трилогию о самом необычном, отталкивающем, прекрасном, безобразном, притягательном, омерзительном, ярком из городов, когда-либо созданных человеческим воображением. Устроенный достаточно сложно, он начинается, продолжается и заканчивается странствиями героев в поисках кого-то/чего-то представляющего для них невероятную важность, и ради встречи с чем они готовы рисковать жизнью. В начале романа это Железный совет, собственно тот, что дал ему заглавие.

На самом деле, это бронепоезд, захваченный революционерами, который свободно колесит по просторам. То есть как, разве поезд — это не по определению движение в заданном направлении? Но этот особенный, неуловимый, его пассажиры — еще и проходчики, которые разбирают рельсы позади и прокладывают их вперед, служа делу революции не без помощи магии. Не забыли, Нью-Кробюзон — мир, где магия имеет место. Каттер сотоварищи ищет Совет, чтобы сообщить, что отряд милиции Нью-Кробюзона идет по их следу тайными тропами свернутого пространства, чтобы уничтожить, применив новое чудовищное оружие. О теме поезда так хотелось бы поговорить особо, начиная с «Рельсов» самого Мьевиля, в которых планета опоясана рельсами без конца и края, и заканчивая связью с пелевинской «Желтой стрелой» и «ЖД» Быкова, но этак нам никакого времени не хватит.

Каттер был учеником и другом (и любовником) революционера и мага-големиста Иуды Лева, рассказ о котором займет изрядную часть объема книги. В свое время, около двадцати лет назад тот был железнодорожным разведчиком, отряд которого погиб, а его единственного выжившего приютили у себя дикие свободные копьеруки, на которых люди прежде охотились ради их конечностей. Живя у копьеруков, Иуда овладел одной из разновидностей их не боевой магии, которой пользовались женщины и дети для игр — созданием големов. А нужно сказать, здешние големы не обязательно глиняные создания, это могут быть объекты, собранные из чего угодно.

Пережив задолго до описываемых событий, машинный бунт, Нью-Кробюзон строго запретил механизмы в качестве помощников по хозяйству. Но оживленные с помощью магии големы приспособлены к выполнению тяжелых работ неплохо. И в принципе, как маг-големист Иуда мог быть недурно обеспеченным, но он думает о другом и мечтает о справедливости для всех отверженных, коих в Н-К неисчислимое множество. Самые бесправные переделанные, однако и прочие меньшинства не могут похвастаться равными правами и возможностями с людьми, и среди последних привилегированных куда меньше. чем бедноты.

Есть еще линия Ори, тоже рабочего, агитатора, революционера, также влюбленного в Иуду (что уж тут поделать), которая странным образом переплетается с историей Спирального Джейкоба, который производит на всех впечатление полусвихнувшегося старика бомжа, на деле будучи агентом соседнего государства Теша, состоянии вялой вражды с которым перейдет в открытое военное столкновение, а лазутчик Джейкоб, бормочущий что-то под нос и чертящий повсюду свои спирали, окажется владельцем чудовищной силы оружия, и заодно пятой колонной.

Спровоцирует войну убийство мэра Н-К, война, в свою очередь, послужит катализатором для революции — все как у нас в начале века, закончится только иначе. И ах, да, будет же еще монах Курабин, жертвующий ради ценной для своих друзей информации различными аспектами своего восприятия, буквально отдавая себя по частям делу революции: родной язык, воспоминания, наконец зрение. И вот тут время добавить ложку дегтя, которая портит все. Роман роскошно-избыточен, но в нем чересчур много всего намешано, и вычленить смысл практически невозможно. все тонет под нагромождениями монструозных созданий мьевилевой фантазии сильно в ущерб эмоциональная привязке. Здесь не будет как с девушкой-хепри, редактором «Буйного бродяги», Гарудой, ученым в «Вокзале потерянных снов».

  Крутейшая книга, соединение истории любви, политического триллера, фэнтези, стим-, био- и сплаттерпанка, с вестерном и революционным романом. Но поменьше бы монстров и революции, побольше психологии и отношений — цены б ей не было.

Мы творим историю, но не в тех обстоятельствах, которые выбираем сами.

Оценка : 7
«Кракен»
–  [ 3 ]  +

majj-s, 23 июля 2021 г. в 09:53

Неподвижность, имитирующая движение

«У человека много поверхностей, надо брать в расчет все. Многовато складок.»

Из лондонского Музея естествознания похищен кракен, прямо в своей гигантской емкости с формалином. Само по себе неприятно, но еще хуже, что это происшествие имеет смысл рассматривать как преддверие Армагеддона. То есть, буквально все приметы указывают на то. Билли Херроу, сотрудник музея, обладающий особой сноровкой в таксидермировании головоногих вообще и украденного экспоната в частности, оказывается вовлечен в связанную с этим круговерть.

А закрутится все не по-детски. Пропавшая тварь, была предметом культа и служила символом веры для кракенопоклонников, на которых падает главное подозрение в то время как они, в свою очередь, считают Билли замешанным в покраже священной реликвии и прикомандировывают к нему одного из своих ересиархов Дейна.

Одновременно с этим в Лондоне появляется пара персонажей, восходящих к Бегемоту с Коровьевым, хотя с этими симпатичными злодеями у них куда меньше сходства, чем с Крупом и Вандермаром из гейманова «Никогде» или Гогом и Магогом из «Агафонкина» Радзинского. Двое отъявленных мерзавцев Госс и Сабби, сеют вокруг смерть и наслаждаются чужим страданием.

Будут еще лондонманты буквально гадатели по лондонским внутренностям, умеющие напрямую общаться со сложносочиненным психофизическим конгломератом, который представляет собой ноосфера английской столицы. Кроме умозрительных: «вопрос-ответ» функций, они умеют в прикладное: перекраивать пространство, создавать проходы или сплошные стены где необходимо; добывать из ткани города любые материальные вещи, Впрочем, лондонманты с давних времен держат нейтралитет.

С темой изменения пространств и физических объектов близко соприкасается здешний сорт телепортации с упрятыванием чего-то очень большого во что-то очень маленькое, как автомобиль, уместившийся в шкатулку для драгоценностей или два человека в стандартный посылочный ящик — ну, вы поняли — не по принципу сорокинской жидкой матери.

Марксист Мьевиль не упускает возможности разагитировать читателя, здесь выразителем идеи «мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем» становится Вати, мятежный дух древнеегипетской погребальной статуэтки, который возглавит сопротивление. Ах да, еще фамильяры. Знаете кто такие? Помощников ведьм и колдунов из числа животных, наделенных интеллектом и способностью самостоятельно действовать.

Список оглашен, казалось бы, осталось насладиться историей тут-то и начинаются проблемы. Роскошный паноптикум не хочет собираться воедино. Мьевиль вообще-то не самый комфортный рассказчик, за единством времени, места и образа действия не к нему, события обычно разворачиваются в диковинных декорациях, персонажи странны, а в принципах их взаимодействия не так-то просто разобраться.

Отталкивающе гранжевая эстетика «Крысиного короля», босхоподобное смешение всего и вся в Нью-Кробюзоне, необходимость смотреть-не-видя «Города и Города» и низведение (возвышение?) людей до функции частей речи в «Посольском городе». Отдельные персонажи редко играют у него сколько-нибудь значимую роль, марксистские взгляды обусловливают большее тяготение к коллективизму и согласованным массовым действиям. Но все же бывают невероятно яркими, чего стоит Попурри из «Вокзала...»

А главное, самая диковинная изначально россыпь элементов складывается в стройное единство истории. С «Кракеном» не то. Бестолковые мотыляния героев остаются разрозненными эпизодами, вызывая умозрительный интерес: гляди-ка что еще придумал — но не рождая эмоционального отклика. Билли аморфен и довольствуется ролью ведомого, яркая констебль Коллингсвуд все время чуть не дотягивает и получается, что единственный герой, чьего появления более-менее ждешь — тот самый Вати, египетская погребальная статуэтка. Как по мне, маловато будет.

И все же Мьевиль, даже не в самых удачных своих вещах, на голову выше большинства коллег, а перевод Сергея Карпова источник отдельного (дополнительного?) удовольствия

Оценка : 7
«Коувхит»
–  [ 3 ]  +

Visor., 20 февраля 2021 г. в 01:31

Необычная история. Рассказ просто описательный. Но зато какая история подана! Вот честно, вроде бы ни смысловых выводов не сделать из произведения, ни героев/антигероев нет. Просто созерцание и попытка осмыслить то, что видится. Объяснений нет. Однако при этом создаётся какое-то ощущение прикосновения к тайне, к удивительному, к тому, чего не может быть, что ещё не было описано и даже не представлялось мозгу. Именно этим ощущением неизвестности и новизны рассказ и цепляет. Что будет с миром дальше — неведомо. Но это в рассказе и не является главным. Но, повторюсь, чувство необычности цепляет.

Оценка : 6
«Город и город»
–  [ 3 ]  +

ksGhost, 19 февраля 2021 г. в 01:08

Я не люблю детективы, но люблю творчество Мьевиля. И «Город и город» ничем на этот расклад не повлиял. Честно говоря, детективный сюжет порой мешал наслаждаться концепцией двух разделенных городов, которая буквально поразила меня. Если на первых страницах я думал, что речь идет про прорывы между параллельными мирами, потом – про нарушение ткани пространства, причудливо соединяющее два места на разных континентах, то, когда полностью уловил замысел автора… Это было здорово. На самом деле. Давненько меня так не удивляли авторские находки.

Понимаю, что здесь заложена некая социальная подоплека. Не зря упоминаются разделённый Берлин, разница в уровне жизни в городах-соседях, националисты и эмигранты. Но мне лень вычленять её из общего потока мыслей и впечатлений от прочитанного.

Про сам сюжет – вполне обычное расследование убийства в крайне необычных локациях и обстоятельствах. Мёртвая девушка, вдумчивый и въедливый следователь, второе и третье дно у произошедшего, увлеченные ученые, грязные политиканы, таинственные могущественные организации. Увлекательно, местами даже очень. Но необходимость при чтении держать в голове особенность местного мироустройства не то чтобы отвлекала, а скорее смещала фокус интереса. И мне это понравилось.

Как итог: не очень твёрдая 9.

Оценка : 9
«Железный Совет»
–  [ 3 ]  +

Илья Пивоваров, 10 февраля 2021 г. в 16:35

Прочитал заключительную книгу нью-кробюзонского цикла.

Правительство Нью-Кробюзона расширяет сферу влияния, для чего строит железную дорогу через континент и начинает воевать с соседним государством, Тешем. Война истощает человеческие ресурсы, немногие выжившие рассказывают об ужасах, творящихся на фронте, а в городе проявляются тешские мороки – в небе появляется огромный глаз, на улицах взрываются зубные бомбы. На железной дороге тоже не всё спокойно: банды грабят караваны с зарплатой для рабочих, из-за чего рабочие бунтуют и угоняют поезд вместе с рельсами. В Нью-Кробюзоне начинается восстание. Чтобы сломить дух мятежников, правительство высылает погоню за Железным Советом – тем самым поездом, который стал символом революции. Правительственным силам противостоят маг-големист, способный делать оживлять материю и даже само время; человек с бычьей головой, чьи рога протыкают саму реальность; бывшая проститутка, которая встала во главе Совета. Они ещё не знают, что милиция и нью-кробюзонские маги – не самая большая проблема, с которой придётся столкнуться.

При создании книги Мьевиль вдохновлялся историей Парижской Коммуны. В книге писатель пытается проанализировать, как рождаются революции, но главное – почему они терпят неудачу? Будет ли успешным диалог с властью, когда обе стороны общаются на языке насилия? Меняет ли что-то смерть тирана-узурпатора? Мьевиль как будто изучил не только историю парижской революции, но и книгу «От диктатуры к демократии» Джина Шарпа, потому что выводы у обоих во многом сходятся.

Эта книга отличается от «Вокзала» и «Шрама», да и от остальных книг автора, больно уж серьёзные проблемы она затрагивает. Поэтому не стоит открывать её, если вам охота развлекательного чтива. Противникам ЛГБТ «Железный совет» и вовсе противопоказан: не всем по нраву сексуально раскрепощённые персонажи. Но если отбросить предрассудки, то перед нами один из лучших романов Мьевиля, наряду с «Посольским городом» и «Кракеном».

«Нон Лон Дон»
–  [ 3 ]  +

k2007, 21 января 2021 г. в 09:11

Книга для старшего школьного возраста, с учетом особенностей творческой манеры Мьевиля. Есть некоторые мотивы «Крысиного короля» (трущобы, отходы и тому подобное), есть что-то общее с Моэрсом, с «Городом мечтающих книг». Приключения девочки в ином мире в компании друзей (с этой точки зрения напоминает приключения Алисы Селезневой, только более чернушные). В целом, ничего особенного, уровня «Гарри Поттера» книга не достигает

Оценка : 7
«Шрам»
–  [ 3 ]  +

mom, 30 декабря 2020 г. в 22:50

Не удержался, и прослушал в великолепном исполнении Булдакова. Рейтинг выше «Вокзала...» оставлял надежду, что будет также по мазохистски сильно. Но увы — нет такой глубины ужаса, отчаяния, безысходности и печали, которые так сладко мучили меня в «Вокзале...». Дослушал с трудом. Для любителей роскошной фантазии Мьевиля — наверное здорово. Но для тех, кто проникся силой тех самых глубин «Вокзала...» и желал таких же сильных переживаний и тайн — не особо интересно. 6 из 10

Оценка : 6
«В поисках Джейка»
–  [ 3 ]  +

scafandr, 28 ноября 2020 г. в 21:13

Грубо говоря есть два типа писателей — начинать читать которых можно с большой прозы или с малой. Мне очень нравится творчество Мьевиля, пока ни одна его книга меня не разочаровала, но читал я сугубо романы. И вот наконец-то я добрался до его первого сборника рассказов.

В целом я очень люблю формат рассказов. От них не успеваешь устать, да и автор может показать в одном сборнике несколько граней своего творчества. Рассказы, собранные в «В поисках Джейка», только подчеркивают талант автора в придумывании необычных, мистических, а порой и хоррорных ситуаций. Например:

— за старым окном, купленном на барахолке может скрываться страшный секрет из прошлого;

— если долго смотреть на облака и листья на деревьях, то можно увидеть там зло, которое будет тебя преследовать;

— иногда дома могут строить на костях живых людей, вы слышите их голоса?

— в детских комнатах в гипермоллах может жить призрак.

Мне очень нравится, что Чайна Мьевиль может увидеть мистику в обычных вещах. Поэтому он и наполняет свой любимый Лондон всякими потусторонними щупальцами и завываниями ветра. Местами, когда я читал книгу, мне казалось, что я читаю Нила Геймана или Стивена Кинга. Я понимаю, что в этом моменте я превращаюсь в глупый блерб на обложке, который нынче так популярен, но это правда. Очень похоже. Но при этом Мьевиль остается самим собой.

Но начинать читать этого автора нужно все-таки не с рассказов. некоторые рассказы из книги связаны в другими романами Мьевиля. Например, вы не будете понимать, кто такой Джейк, есть не читали ничего про Нью-Кробюзон. А конкретно ему посвящены целых 2 рассказа. Часть рассказов не имеют концовки, что тоже может немного расстроить читателей. Но тут следует помнить, что к Мьевилю нужно идти за атмосферой, а не за харизматичными персонажами и законченным сюжетом. Мьевиль в это не умеет играть, он больше по другим вещам.

Хороший сборник. Не идеальный, но приятный. 4 отличных рассказов, чуть больше неплохих, остальные так себе, но их не очень много.

Ах да, еще есть комикс! Шикарно нарисован, но совершенно не понятный по сути.

Оценка : 7
«Основание»
–  [ 3 ]  +

Alex_Razor, 06 августа 2020 г. в 13:55

Рассказ о человеке, говорящем с домами. Очень сильный, один из немногих за последнее время, который меня реально напугал! Причём пугают не сами

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мертвецы в фундаменте
— это образ не такой уж из ряда вон для любителя мистических ужастиков. Но вот потом, когда описывается предыстория героя,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
то, как он трамбовал в землю и бетон живых и мёртвых людей вперемешку
— вот тут становится по-настоящему жутко. От такого не сбежать.

Очень мощный антивоенный посыл!

Оценка : 8
«После праздника»
–  [ 3 ]  +

aiva79, 26 июля 2020 г. в 15:36

Несмотря на то, что я поставила низкую оценку рассказу, мой отзыв совсем не негативный. Рассказ не идет у меня из головы, нет мне покоя после его прочтения, поэтому таки решила отозваться.

Вся история происходит в наше время и начинается на празднике, на обычном празднике, к которым мы все привыкли, с концертами на площади, с массовыми гуляниями и с непомерным поглощение горячительных напитков. Описание сделано очень атмосферно. При чтении мне казалось, что я и сама там присутствую, что тоже фестивалю на каком-нибудь «Дне города» или аналоге заграничного Окто́берфеста. И все казалось бы в празднестве обычным, если бы во время него прилюдно не убивалось бы какое-либо животное, а потом доброволец бы из толпы не одевал бы голову убитого зверя на свою собственную и в таком виде не бегал бы по всему городу. Автор не показывает это чем-то диким, а наоборот для жителей того места и времени это является многолетней никого не пугающей традицией и так сказать сопутствующим атрибутом праздника. И вот один из героев рассказа как раз оказывается тем самым добровольцем-героем счастливым обладателем головы свиньи на своих плечах. А дальше... дальше идет все не так как планировали устроители праздника, как думали обладатели звериных голов, как рассчитывали их близкие и родственники.

Нет, в этой истории никого не убивают, не насилуют, ничего не крушат и не ломают и автор не опускается в банальный трешатник, хотя в рассказе и предостаточно кровищи, мозгов, кишок и прочих отталкивающих деталей. Рассказ конечно своей кровожадностью чем-то похож на творения Клайва Баркера, а кроме того отдельными моментами еще и перекликается с первым сезоном «Настоящего детектива», но это все равно не в ту тему. И если отойти от картинки и подумать о сути происходящего то окажется, что это история об одиночестве, о неизлечимой зависимости, о вере в просветление, достигаемом рядом с такими же как ты, о безысходности. В общем есть над чем задуматься, если закрыть глаза и не ощущать запахи. Кто уже читал рассказ, тот поймет о чем я говорю, а кто только будет знакомиться с ним, тем «Приятного чтения!»

Оценка : 5
«Рельсы»
–  [ 3 ]  +

yarigo, 25 мая 2020 г. в 17:13

Возможно приелся малёк стиль и манера Мьевиля. После эмоций от Вокзала всё последующее шло по нисходящей.

Вроде оригинально когда всё на рельсах, мифы про край света, как там, чтобы не съели и не свалиться. Земля свалка для инопланетян. Да мы сами её в состоянии захламить. Чудики, пардон чудовища всякие — Кроты и Ангелы... Философия капитана поезда гоняться за своим Моби Диком в образе крота то ли кремого, то ли ещё какого дизайнерского цвета.

Наверное увлекательные приключения для подростков, кем, кстати и являются главные герои.

Точно не Нью-Кробюзон.

Оценка : 6
«Вокзал потерянных снов»
–  [ 3 ]  +

avocadokdvr, 13 мая 2020 г. в 20:10

Прочитал уже давно и вот гляжу на вторую книгу цикла (Шрам) и пытаюсь понять, почему я никак не начну ее читать, видимо боюсь. До сих пор не могу уяснить под каким именно впечатлением я остался от Вокзала. Не ясно, понравилась мне книга или нет, она просто другая, лютая фантасмагория.

Да, можно говорить, что сюжет движется медленно, что вся фантазия автора высосана из пальца и она просто бред сумасшедшего, что его политическими взглядами пропитана каждая страница, а пошлость ужасно зашкаливает... но все это цепляет, сильно цепляет. Эффект от книги, как облиться холодной водой после проведенного года в пустыне.

Именно такие книги становятся культовыми и именно их будут помнить. Они отпечатываются в мозгу, ты не хочешь, но все равно про них вспоминаешь.

Сложно давать оценку подобным произведениям. Чисто с литературной точки зрения, книга не стоит и выеденного яйца, но если брать в учет оставленные после нее эмоции, то она достойна прочтения.

Оценка : 8
«Крысиный король»
–  [ 3 ]  +

ash945, 09 января 2020 г. в 19:00

Мьевиля я решил читать в хронологическом порядке.

Поэтому «Крысиный король» стал первым.

Ну что можно сказать — не впечатлило. Первое, что оттолкнуло — излишняя натуралистичность как в сценах членовредительства, так особенно в смаковании поедания отбросов и путешествий по канализации Лондона. Второе в чрезмерном детальном внимании к современной электронной музыке (этот момент, может все-таки несколько субъективный, поскольку музыку эту я на дух не перевариваю).

Сам сюжет — некое развитие истории о Гаммельнском крысолове, местами не очень логичное и местами не совсем понятное (кто он такой? откуда взялся? зачем ему все это?). Герои — невнятные и не очень приятные.

По жанру — городское фэнтези, местами переходящее в хоррор.

Правда есть в этой книге все же атмосфера и настроение — атмосфера мрачная, настроение подавленное, — но все же они есть. Если бы не это, оценка была бы куда ниже.

А читать или нет? Не знаю, советовать, пожалуй не буду, если только Вы не любитель именно такого стиля.

Оценка : 6
«Вокзал потерянных снов»
–  [ 3 ]  +

sam0789, 09 января 2020 г. в 15:28

Вот это да!..

Редко читаю книги фэнтези, обычно редко нахожу с ними общий язык. Но вот воказл… Это что-то особенное!

Пока читала – меня поражала фантазия автора! Хотя я вроде привыкла к буйным фантазиям, особенно после некоторых сериалов, отличающиеся буйной фантазией создателей :) Но иногда наткнешься на книгу, я сейчас уже про Вокзал, которая просто поражает! Всем! Героями! Миром! Действиями! И интересностью :) Хотя не скажу, что читала запоем, но было интересно, что же ждет меня еще :)

Наш главный герой – Айзек – ученый, к которому обратился за помощью гаруда Ягарек. Хотя за помощью это мягко сказано! У гаруды обрезаны крылья, в качестве наказания. Сделай так, чтобы я летал, как ты ходишь из комнаты в комнату… Ничего себе задачка. Вызов для Айзека :) А дальше, как клубочек, всё жутко взаимосвязано. Айзек собирает для изучения крылатых существ, или всех тех, кто станет в итоге крылатым и натыкается на необычный экземпляр – гусеница! И вроде брался за одно, а пришлось попутно еще и мир спасать…

Ещё в книге много мерзости, вот начиная с самых первых страниц, читаешь и фукаешь мысленно! Но вот на впечатление в целом вроде не отразилось это :)

А вообще лучше прочитать эту книгу, и прочувствовать все самим, потому что это впечатление от книги – не выразить его!

Оценка : 8
«[___]ы»
–  [ 3 ]  +

Mishel78, 04 января 2020 г. в 15:50

Представим себе, что пустота — это живой организм. Представили? Думаю, что это сделать сложно (если вообще возможно). А вот Чайна Мьевиль не только представил, но и изучил этот загадочный вид и написал рассказ-исследование о пустотных сущностях.

Рассказ, безусловно, на сто процентов попадает по категорию «вирд фикшн», поскольку его странность просто зашкаливает. Но лично мне было сложно воспринимать текст ни о чём. То ли это потому, что до этого ни разу не читал Мьевиля, то ли банально не понимаю авторского замысла. Само исполнение в виде научного доклада довольно скучно, хотя и ничего подобного до этого я ни разу не читал.

Подводя черту, выражу своё мнение так: для введения в сборник произведений подобной тематики рассказ неплох, но для знакомства с автором явно не подходит.

Оценка : 6
«Крысиный король»
–  [ 3 ]  +

Kikona, 23 декабря 2019 г. в 10:32

Отзыв на роман Чайна Мьевиля «Крысиный король»

Как-то так получилось, что раньше этот писатель проходил мимо меня. И вот, наконец, я решила исправить недоразумение. Для знакомства с Чайна Мьевилем я взяла его дебютный роман «Крысиный король».

Роман написан в жанре «городского фэнтези». Автор решил поэксплуатировать историю о Гамельнском крысолове.

И вот мы видим Лондон через кучи мусора. Ну как бы ок. Почему бы и нет? Не всегда должны быть только парадные входы и лоск. Но мне, как читателю, хотелось понять – для чего? Для чего мне окунаться в этот не самый приятный мир?

Так-то понятно – крысиный король, крысы… Помойки, канализации, мусорные баки, объедки. То есть, среда обитания героев. Но зачем это мне, как читателю? Каков смысл в этой изнанке мира?

Посмотрим на сюжет. Дальше будут спойлеры.

Главный герой Сол Гарамонд воспитывается отцом – мать погибла при родах. С отцом отношения не ладятся. Герой уже взрослый, по поведению и образу мыслей типичный инфантил. Однажды утром его будит грохот вышибаемой двери. Это полиция. Сола обвиняют в убийстве отца. Но в камеру Сола неуловимой тенью проникает призрак городских свалок и выводит его на свободу. Призрак представляется Крысиным королем и заявляет Солу, что в его жилах также течет королевская кровь. И что по его следу идет всемогущий Крысолов – Дудочник.

Потом выясняется, что Крысиный король и есть настоящий отец Сола – он изнасиловал мать парня, та забеременела. Отец, точнее отчим, знал, чей это ребёнок, но воспитывал его, как родного сына, за что и поплатился.

С точки зрения интриги всё закручено нормально, поэтому книга держит внимание – хочется узнать, что там будет дальше. Атмосфера хороша – она мрачная, тревожная. Но чем дальше я читала, тем большее недоумение испытывала.

Нет, язык отличный! Но у меня создалось впечатление, что Чайна Мьевиль смакованием помоечных деталей пытается спрятать пустоту. Потому что ни атмосфера, ни язык, ни отсылки не работают. Во всяком случае для меня.

Я допускаю, что я, как человек другой культуры, возможно что-то не считала. Но ни герои мне не дали никаких подсказок, ни их поступки.

Если попросите меня одной фразой сказать, о чём этот роман, я не смогу. Разве что: очередной пересказ истории о Гамельнском крысолове. Причём, сказать, что мы имеем дело с переосмыслением истории – тоже нельзя. Ну да, Дудочник начал использовать современную технику для записи своих мелодий, нашёл возможность сделать компьютерную обработку музыки, усиливая воздействие и расширяя, так сказать, аудиторию. Но как бы и крысы объединились с пауками и птицами…

Я надеялась, что в финале произойдёт что-то, что перевернёт роман и он сложится в интересную картину. Тем более, что видно, автор кое-что умеет. Но нет. Финал мне такого ощущение не дал.

В общем, для меня «Крысиный король» Чайна Мьевиля остался пустым.

С другой стороны, это дебютный роман. И судя по всему не лучший вариант для знакомства с этим автором. Надо будет почитать что-то ещё.

«Вокзал потерянных снов»
–  [ 3 ]  +

mikereader, 03 декабря 2019 г. в 10:10

Честно говоря, история здешнего мира, как и откуда появись эти мутанты, что за силы тут правят, все это вызывает у меня куда больше интереса, чем охота на комаров-переростков. Возможно, дело в том, что автору так и не удалось убедить меня в их мега-опасности для всего живого. Только шептания по углам, намеки, страх в глазах, и даже демоны! отказываются браться за дело... м...демоны? И что это значит? И что они могут? Один раз их упомянули и забыли.

В общем, практически каждый персонаж здесь — это скопление потенциально заманчивых хроник. И ожившая машина, и человек-птица, и паук, и русалка, и кто угодно. Но все это как-то вскользь проходит, слишком тут всех много, нельзя сконцентрироваться на чем-то одном. И весь мир получается как лоскутное одеяло: интересно, ярко, необычно, но ничего конкретного. Хотелось бы узнать и про создание измененных, и про био-волшебников, и про металло-чародеев, но главный герой оказывается самым скучным и банальным человеком без особенностей и без изюминки. Эх... А тут ведь даже демоны! есть, чтобы это не значило.

Но в целом читается легко, насыщенно, особенно, если вы испытываете страх перед насекомыми, а мне так и не удалось им проникнуться. Поэтому когда всем городом бегают (на деле, конечно, никто ничего кроме героя и не делал, но общая бесполезная суета наблюдалась) всего за пятью «мотыльками» и ничего не могут сделать, несмотря даже на то, что знают и про происхождение наркотика, и про монстров, и их особенности, и даже имея специальный отряд для борьбы с ними... Ну, не получается эту бесполезность девятимиллионного (если не ошибаюсь) города серьезно воспринимать )

Как вообще можно завести в собственный крупный населенный пункт настолько (якобы) опасных существ, бросить все на авось, еще и всех потом сбагрить бандитам, а зародышей пересылать по обычной почте в картонной коробке? Ну не внушает подобное поведение чувство тревоги. Ну или кому-то в голову москиты заранее нагадили...

ПС

А че за вокзал то?

Оценка : 7
«Последние дни Нового Парижа»
–  [ 3 ]  +

ilya_cf, 26 августа 2019 г. в 21:16

После «Рельс» как-то ничего больше из Мьевиля читать не приходилось. Да там в основном повести и рассказы издавались, к которым я прохладно отношусь. Но вот мимо нового романа (который, положа руку на сердце, всё-таки большая повесть), пройти не смог. И правильно. Как же мне нравится именно вот такой Мьевиль, вязкий и тягучий, кажется читал бы, читал и читал бесконечно... И как же я рад, что с рельс Чайна перенёс меня в Город. Он же любит Город, а я люблю города, которые вырастают из под пера этого «новогостранного» бунтаря по жизни. Новый Париж, где пули могут летать по замысловатым траекториям, а де Голль, спасая честь Парижа, отдает приказ взорвать Триумфальную арку — писсуар, исключением не стал. Но почему же так мало то! И пусть для создания той реальности автор использовал образы известных (и не очень) сюрреалистов, а не исключительно свою буйную фантазию, книга от этого только выиграла. Такой себе экскурс по вехам сюрреализма (как движения, так и произведениям искусства) получился, помимо прочего. Кстати, в примечания заглядывал лишь изредка, не хотел портить общую картину, что складывалась сама-собой в моей голове, во время прочтения. Но иногда любопытство брало верх... )

Жалею только об одном, маловато будет! Когда теперь ещё Чайна так порадует...

Оценка : 9
«Посольский город»
–  [ 3 ]  +

ваена, 28 июня 2019 г. в 13:04

Книга «Посольский город» относится к жанру социальной фантастики. Главные события происходят не с героями книги, а с тем обществом, которое существует на удаленной колониальной планете. Здесь и взаимодействие двух рас абсолютно несхожих разумных существ, и проблемы взаимодействия колонии и метрополии, и стремление к власти отдельных персонажей, и движение фанатиков-консерваторов. А главный герой книги вовсе не разумное существо, а Язык Хозяев. Главная идея книги, как язык влияет на мышление, и как мышление влияет на язык. Недавно мне попался на глаза термин «лингвистическая фантастика». Так вот, эта книга типичная лингвистическая фантастика, фантастика о происходящем с языком, со словом. В результате это весьма нестандартное произведение оказалось несколько перегружено филологическими терминами (и нет примечаний, которые бы эти термины объясняли). Что не мешает напряженному и захватывающему действию, но затрудняет чтение.

Книга сложна, и надо бы её перечитать. Но перечитывать не буду из-за корявого перевода. К тому же книга не отредактирована. Поэтому буду следить, вдруг появится другой перевод.

Оценка : 7
«Джек»
–  [ 3 ]  +

BroonCard, 10 июня 2019 г. в 15:20

“Джек” Чайна Мьевиля – это часть мира Нью-Кробюзон.

Это рассказ, который воспринимать в отдалении от общей авторской вселенной нельзя сразу по нескольким причинам: сама вселенная за рассказ не успевает толком раскрыться, почему где и в каких условиях происходят действия непонятно от слова совсем. Герой Джека – крайне известная личность в первую очередь благодаря огромным толмутам Мьевиля, куда он и выкладывал свои безумные помыслы. Однако за рассказ всю значимость этого героя для общего мира также понять нельзя, почему не создаётся чувства некой утраты, сопереживание не поднимается на тот уровень, на котором должно быть согласно величине обсуждаемой фигуры.

Посему выходит, что рассказ “Джек” – совершенно не самобытное произведение. Это небольшая, но важная для Нью-Кробюзона вырезка из его повседневной многогранной жизни. Фанатам мира Мьевиля прочесть, мне кажется, обязательно. Однако обычный читатель может вольготно пройти мимо. Разве что небольшие вырезки из общей конструкции неповторимой авторской реальности всполохнут пожар интереса, и после рассказа читатель примется изучать творчество автора более досконально.

Оценка : 7
«Детали»
–  [ 3 ]  +

mogzonec, 17 января 2019 г. в 19:33

Многие пробовали обыграть тему «дьявол в деталях». Вот и Мьевиль не прошел мимо и наполнил ее детскими кошмарами, детским любопытством познать таинственное, и ужасом, испытываемым перед бедной непознанного, когда ты пытаешься что-то разглядеть в этой бездне, и тебя пугает, что тебя пытаются увидеть оттуда. куда лучше не заглядывать. Ну о конечно же концовка впечатляет: герой решает посмотреть и увидел... Безумие? Другой мир? Но ведь и его увидели...

Оценка : 8
«Самое время»
–  [ 3 ]  +

mogzonec, 16 января 2019 г. в 21:28

Во что выльется брендирование всего и вся, к чему может привести превращение праздников в торговую марку, станет ли отмена индивидуального или семейного рождества источником социальных катаклизмов? Рассказ ставит вопросы, но не дает ответов. Он лишь говорит об абсурдности перспектив развития бизнеса, когда тотальная ТМизация откровенно разрушает право личности на свободное существование. Все в рассказе просто, без обобщений и алярмизма — то, что случилось, уже случилось, и может продолжать случаться. Бизнес и юридически обоснованный либерализм, как и тысячи других «измов», убивают честь, достоинство, веру, развитие и главное — человека. Интересный рассказ стоит над ним поразмышлять.

Оценка : 7
«В поисках Джейка»
–  [ 3 ]  +

mogzonec, 16 января 2019 г. в 21:18

Пустота и безнадега, предчувствие неизбежного конца и ледяная апатия, тоска и горечь по утраченному времени и маленький лучи надежды вернуть простоту бытия из прошлого, но и этот лучик неожиданно гаснет и ничего не остается. Джейк куда-ушел, как и миллионы других. Ты пока остаешься но тебе уже все равно, даже неведомый конец не пугает, одна лишь печаль по прошлому, по простым радостям и эмоциям. Рассказ с настроением, читать обязательно.

Оценка : 7
«Рельсы»
–  [ 3 ]  +

scafandr, 23 ноября 2018 г. в 13:21

Ага, мой любимый писатель решил попробовать себя на подростковом поприще... — думал я перед тем, как начать читать «Рельсы». Но потом я удивлялся тому, что особо и не нахожу янг эдалта в книге, кроме очень простого языка, авантюрного сюжета и возраста главного героя. Ах да, еще есть зверушка-помощник, как в каком-нибудь заправском аниме.

«Рельсы» меня радовали прекрасным постапокалиптическом миром, испещренном рельсами, по которым разъезжают самые разные поезда всяких конструкций. А по земле ходить нельзя, ибо в далеком прошлом люди довели флору и фауну до того, что животные мутировали. Ступив на землю, можно оказаться съеденным голодным и страшным кротом.

Наш главный герой устроился работать на кротобойный поезд, и как-то раз совершенно случайно он столкнулся с загадкой. Капитан поезда махнула на загадку рукой и уничтожила вещественные доказательства, но ГГ решил дойти до конца и выяснить, что было изображено на найденных снимках.

2/3 книги интриги держалась на высоком уровне, и я получал наслаждение от книги, предвкушая выставление «девятки» книге. Но ближе к концу Мьевиль как всегда не смог довести интригу до конца, выжав из себя что-то вялое и открытое в финале. Эх, а как все здорово начиналось. Поэтому пришлось балл отнять.

Тем не менее, «Рельсы» мне очень понравились. Мьевиль очень здорово умеет придумывать интересные миры, и читатель никак не может догадаться, что его ждет на следующей странице, потому что он лишь гость в книгах Мьевиля, а хозяин — сам автор. И он как всегда высоко держит марку!

Оценка : 8
«Рельсы»
–  [ 3 ]  +

Nikquest, 29 июля 2018 г. в 20:46

Как и ожидалось, «Рельсы» – книга в стиле Мьевиль-лайт, образцом которого до этого был «Нон Лон Дон». Динамичный, быстрый, так несвойственный Мьевилю времен «Нью-Кробюзона» стиль, интересный в своей концепции, но сильно облегченный (опять же, в сравнении) на живость и наполненность мир, волнующая, но не заставляющая сопереживать героям общая ситуация упадка и разрухи постапокалипсиса. В общем, Чайна в очередной раз экспериментирует с жанрами, но, в отличие от трех его предпоследних книг, которые меня несколько разочаровали, а одна и вовсе выбесила, «Рельсы» читать было гораздо приятнее и завлекательнее. Где надо – создавалось напряжение, где надо – раскрывался мир, сыпля пестрыми и гигантскими обитателями, где надо – умело поддерживалась интрига «а что же там, впереди, где кончаются эти рельсы». А еще это общение с читателем, фразочки с подковыркой, мол, вы же заждались, правда, вам не терпится узнать, как я разрулю тот клиффхенгер, ну, в общем, обломайтесь, сейчас я вам про другое расскажу, и да, я тут буду вас снова прерывать, а вы даже пикнуть не посмеете! Не время еще для той истории, понятно?.. Такое ироничное «похрустывание стены», оно и подзуживает здорово, и на нужный темп настраивает, и обеспечивает некоторую дополнительную интригу.

Что касается мира в целом, то Рельсоморье получилось именно таким, каким оно и представляется в уме после коротенькой аннотации. Железное, ржавое, грязное, опасное, но вместе с этим влекущее в неизвестную даль дорожное переплетение. Почти что бесконечный лабиринт извивающихся и расходящихся путей, по краям которых (а то и не по краям) бегает различное пережившее апокалипсис и изменившееся зверье, толщу земли буравит гигантская живность, на которую идет охота, а по путям туда-сюда снуют вагоны, дрезины, поезда, населенные разными фракциями, от пиратов и военных до мирных сборщиков утиля. Мир дорог манит к приключениям, но он жесток и опасен, и нам предлагается узнать, что же там, где он обрывается, и почему он вообще оканчивается, и откуда оно взялось, это своеобразное бушующее и кишащее море из рельсов и шпал.

Развязка только скомканная. Будто расставание на вокзале в последние три минуты. Поезд подходит, забирает еще одну ставшую родной душу, а ты стоишь на перроне и размышляешь о проведенных вместе временах. И в уме мелькают обрывки фраз, которые хотелось бы еще сказать напоследок, но уже не видно даже сизого дымка из трубы.

И все равно ржавое послевкусие отличное. И все равно ощущаешь себя временами таким же героем-подростком, верящим в свою «философию» и ищущим своего кита. И все равно в этот мир, на Вокзал потерянных шпал, хочется вернуться.

Оценка : 8
«Рельсы»
–  [ 3 ]  +

fitin, 18 июля 2018 г. в 21:18

Приключения — невнятные, серые. Идея — нулевая, пчих котёнка имеет больший смысл. Жаль потраченного времени, если б вместо чтения, я пялился в метро на затылки пассажиров я бы получил больше пользы, опыта, мудрости...

Оценка : 1
«Победа над голодом»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 01 июля 2018 г. в 09:38

Любители теорий заговоров корпораций будут в восторге. Борьба одного неординарного человека с целой могучей организацией выглядит борьбой Давида с Голиафом. Смелость, находчивость и ум против почти неограниченных ресурсов «сильных мира сего», на чьи средства покусились? Исход предсказуем, но читать всё равно интересно. Ну а так же история хороша ядрёными насмешками над современным капиталистическим обществом потребления с его лицемерными программами благотворительности.

Оценка : 7
«Разное небо»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 28 июня 2018 г. в 16:42

Начинается достаточно мило, хоть и грустно — повседневность одинокого старика, который просто захотел поменять окно...А вот дальше начинаются непонятное. Действительно ли пенсионер встретился со странным и необъяснимым, или это просто, как он сам подозревает, старческий маразм? Больше ничего особо интересного для себя я здесь не нашёл. Всё остальное здесь достаточно скучно и стандартно. Угроза старику настолько смешна и нелепа, что начинаешь склоняться к варианту с душевной болезнью.

Оценка : 7
«Детали»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 27 июня 2018 г. в 15:55

«Если долго смотреть в бездну, то бездна начинает смотреть на тебя». Простите, не удержался, понимаю, что не совсем в тему рассказа, но всё равно эти слова приходят мне на ум. Так-то Мьевиль в очередной раз, крайне успешно воссоздаёт атмосферу настоящей, непознаваемой таинственности. Да ещё от лица ребёнка, который очень многого не понимает. Было крайне интересно прочитать про историю женщины, решившей связаться с непостижимый и неодолимым, так, как это видел мальчик, носившей ей еду. Да и местный ужас показан очень уж красноречиво и пугающей. Он действительно страшен своей неотвратимостью и осознанием, что рано или поздно ты всё же допустишь промашку...

Оценка : 8
«Игровая комната»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 26 июня 2018 г. в 16:35

Как человека, работавшего когда-то охранником в подобном же заведении, пусть и весьма недолго (и да, тоже в ночную смену приводил девушку в гости на работу)), уже готов аплодировать стоя! Страны разные, но суть этой профессии не меняется, и Мьевилю прекрасно удалось её отразить. Местные рассуждения о маркетинге и рекламе тоже выше всякой похвалы — верно, забавно, уместно. Эти два аспекта рассказа удались, пожалуй, даже лучше, чем основной «конфликт», хотя это не означает, что он плох. Просто как-то недораскрыт. Тем не менее, получилось очень круто и таинственно. Простенький аттракцион, приводящий детей в восторг и заманивающий их родителей как покупателей, внезапная угроза даже не детям, а благосостоянию компании... В итоге получилась довольно-таки трагическая мистика, пусть даже совсем не страшная.

Оценка : 9
«Отчёт о неких событиях в Лондоне»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 26 июня 2018 г. в 03:56

Что ж, атмосфера таинственного заговора выдержана отлично. Да и история про «живые» и даже воюющие друг с другом улицы-путешественники — прекрасна. Вообще просто обожаю такое повествование, состоящее из кучи разрозненных заметок, записок, отчётов и прочего, когда читателю предоставляется возможность самостоятельно восстановить ход событий. Но это очень тонкая грань — слишком легко перемудрить и оставить слишком много пробелов, и ещё легче оставить слишком много информации, лишив тем самым такую задумку всякого смысла. Здесь, к счастью, чувство меры Мьевиля работает идеально.

Оценка : 8
«Лошадка»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 25 июня 2018 г. в 04:27

Начинается просто прекрасно, но история быстро сворачивает куда-то не туда и всё быстро скатывается в какую-то вымученную недомистику. Хотя, повторюсь, начало очень увлекательно и настраивает на очередную необъяснимую, завораживающую тайну.

Оценка : 6
«Слушай птиц»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 22 июня 2018 г. в 13:21

В третий за сборник уже не только не смешно, но даже неинтересно. Не, в первый раз такая пародия на сценарий трейлера к очередному блокбастеру была очень крутой, но в «Слушай птиц» нет ничего идейно нового. Точно такой же триллер-ужастик, нелепый. Формально забавный. Буквально на три-четыре страницы. И всё.

Оценка : 4
«Район»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 21 июня 2018 г. в 07:07

Странная, пугающая и непонятная история. Природа отвечает людям на их «прогресс» или просто отдельные психи-безумцы творят жестокую фигню? И вообще, причём здесь один старый знакомый? К чему вообще это действие и про что оно? Есть очень сильные эпизоды, которые по-настоящему внушают, но по-настоящему понять эту историю лично мне не удалось.

Оценка : 6
«Город и город»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 18 июня 2018 г. в 11:49

Вполне себе классический нуарный детектив с элементами фантастики. Спецслужбы, циничные бандиты, красотки-жертвы — вся элементы присутствуют. Но многим любителям фантастики не понравится то, что фантастическое допущение здесь — фон, которому уделяется крайне мало внимания, он никак не объясняется и не развивается. Он просто есть, накладывая ограничения, которые можно было бы заменить и более прозаическими, реалистическими явлениями.

История же просто хороша. Моментами скучно, но таких эпизодов мало. Описание локального апокалипсиса и взаимодействие разных социальных групп в пределах одного большого города прекрасны. Но мне больше всего понравились персонажи — озвучивать их имена не буду, чтоб не спойлерить, но за них действительно искренне переживаешь. И то, как пытаются спастись скрываясь по тайным норам, и то, как пытаются навести справедливость в своём понимании, как спасают привычный для себя мир.

Оценка : 8
«Три момента взрыва»
–  [ 3 ]  +

Mahes, 18 апреля 2018 г. в 07:05

Крайне неровный сборник. Виной ли тому сам автор или недостаточная воля редактора, но большая часть произведений это эссе, заметки, сценарии кинотрейлеров . Там встречаются хорошие идеи, но подобная форма все же не совсем то, что обычно хочет видеть читатель в виде книги.

Зато вторая часть это несколько отличных рассказов в узнаваемой авторской манере. В центре каждого рассказа сюрреалистичная идея, не имеющая объяснения, но зато обладающая сильным художественным эффектом и реалистичные реакции людей на «Все страньше и страньше!». Особняком стоят рассказы «Пойна Кулли» — очень хороший хоррор и «Пыльная шляпа» — очевидно дань Мьевиля своим политическим и социальным воззрениям. Возможно для автора это очень важный и личный рассказ, но для среднего читателя это очень тягомотно, скучно и бессмысленно.

Если вы не поклонник автора и/или не испытываете непреодолимого желания читать каждую книгу от корки до корки, то можете смело пропускать всю мелочь с оценкой ниже 7 и «Пыльную шляпу». Моя оценка относится исключительно к избранным рассказам из сборника, если оценивать его полностью, то это было бы 6.

Оценка : 8
«Дама пчёл»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 28 марта 2018 г. в 16:20

При прочтении никак не мог отделаться от ассоциаций с «Большим шлемом» Андреева. И там и здесь всё крутится вокруг мистический силы карт. Та сила, что зачаровывает людей и которую многие пытаются познать всю жизнь. Азарт, риск, неизбежность провала и катастрофы, либо победы — эта атмосфера здесь передана блестяще. Если вам нравятся истории про карточные игры, про то, как люди проигрывают свои души, жизни или наоборот — эта история для вас.

Оценка : 8
«Аванто»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 26 марта 2018 г. в 08:16

Это довольно сложный сюжетный приём — во вроде реальный мир поместить или произвести какой-нибудь катаклизм или ОЧЕНЬ странную штуку, которая резко выбивается за рамки привычной реальности. Очень уж легко здесь скатиться от просто необычной неясности к оголтелому и безосновательному бреду. Сразу оговорюсь, что Мьевилю удалось удержаться на самой грани, по-моему мнению. Что ещё очень важно в таких историях — не концентрироваться на «айсбергах», а толково показать, как на них реагируют общество в целом и простые люди в частности, и как это меняет их повседневную жизнь. И вот с этим уже есть некоторые проблемы... Мотивация героев не всегда ясна, с чего бы вдруг они друг на друга обижаются и перестают общаться, что вообще ими движет и откуда берутся их мысли и стремления. Но в целом очень любопытная и интересная вещь о по-настоящему странных и захватывающих явлениях.

Оценка : 7
«Три момента взрыва»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 20 марта 2018 г. в 12:02

Странно и необычно, но довольно любопытно. Неплохо показано отношения «экстремалов» к смерти и вообще к собственным опаснейшим развлечениям. Конечно же здесь многое не договаривается и остаётся на откуп воображению читателю, но в данном рассказе это только дополнительная прелесть.

Оценка : 8
«Крысиный король»
–  [ 3 ]  +

izubr_, 21 февраля 2018 г. в 12:28

Бодро и необычно. Хороший крепкий роман с чуть необычным антуражем. Понравилось — образы героев королей (Крысиный, Ананси и Лоплоп), прикольные со своими закидонами, живо прорисованные. Понравился герой — особенно финт в конце порадовал

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда он наврал о истинной роли короля крыс в победе
, отсылка к социализму в конце, автор кратко обрисовал свои политвзгляды, но ненавязчиво и интересно. Понравился Дудочник — харизматичный, изобретательный, не глупый,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
проиграл практически чудом
.

Не понравилось — описания музык, иногда тошнотворное описание еды.

В целом как для первой книги автора — ОТЛИЧНО. Мне зашло лучше Рельс, которые я читал раньше

Оценка : 8
«Вокзал потерянных снов»
–  [ 3 ]  +

mom, 26 января 2018 г. в 18:03

Не знаю, как охарактеризовать свои ощущения. Смесь омерзения и любопытства. Извращение какое-то вперемешку с угнетающей неизбежностью и тоской. Ставлю 10 баллов, потому что это настоящая новая литература — бескомпромиссная и жалящая. Но больше я такое г...но читать не стану- не хочу жить в такой сточной канаве из человеческих слабостей. Какими бы гоминидами-жуками и переделанными все это не прикрывалось это все конечно о нас, о людях. Но этой тоски и так вокруг и в нашем совке поганом навалом, что и подмечается в виде совкового мистического реализма у ряда наших авторов. Видимо нужно все-таки быть прилично зажратым западником-гедонистом, чтобы настолько подробно мечтать о таком месте между ягодиц у страдающего недержанием бога.

Оценка : 10
«Город и город»
–  [ 3 ]  +

vfvfhm, 08 декабря 2017 г. в 00:31

До этого читал только Крысиного короля у Мьевиля. А теперь ЭТО. Король понравился смесью барочного стиля и трешевого содержания. Здесь барокко уходит целиком из стиля в мироконструирование. Такой огород нагородить ради обыкновенного полицейского расследования! Да за одно это роман пары премий заслуживает. Плюс он наполнен интересными и умными мыслями о политике, социологии, культурологии. И все это изящно упаковано в хорошо сконструированный нуар. Мьевиль — мастер, и мои ему аплодисменты!

Я читал роман, не в силах отделаться от текущей политической конъюнктуры. Способность современного европейца не-видеть очевидного просто поражает. Он приветствует мигрантов, способных вмиг уничтожить его уютный мирок (финал романа), пресмыкается перед Мистером Долларом, продает собственную историю всяческим канадским грантожорам ради призрака политического статуса. И Мьевиль как честный писатель вскрывает все эти язвы современного европейского общества, за что ему отдельный респект.

Принято ругать перевод Яропольского. Да, он сырой, но не ужас-ужас. Читайте смело, удовольствие роман доставляет отменное, даже поверх перевода. А все огрехи можно было бы исправить при редактуре. Но ее не было. Жаль, что Монополисту плевать на качество выпускаемой им продукции.

Оценка : 9
«Вокзал потерянных снов»
–  [ 3 ]  +

stolbovski, 26 июля 2017 г. в 23:56


О научном подходе


Хорошие научные журналы – а в особенности те, которые на нынешнем жаргоне зовут «высокорейтинговыми» — захлёстывает поток статей. Редакционные компьютеры забиты гигабайтами приходящей мудрости – почти как у трудящихся литературного фронта, захлёбывающихся в самотёке. Но редакция хорошего научного журнала не может наплевать ни на один пришедший шедевр. Особо мучимые издания, вроде «Сайнс» или «Нэйчур», дали редакторам драгоценное право отказывать, не посылая на рецензию, и ограничиваясь отпиской общего плана. Но такое прощается лишь тем, чьи индексы цитирования уходят в двухзначные числа, и чьи страницы способны принести авторам профессорские места, гранты и членство в комитетах и коллегиях. Калибр поменьше без конкретики отказать не может. Хуже того, без очевидных пороков вроде претензий на всеобщую теорию всего, рукопись обязаны прочитать, оценить и объяснить оценку. Как же редакции не тонут?

У рецепта их выживания две основные компоненты. Первая, методологически самая важная – это чёткий набор правил, по каким нужно оценивать рукопись. Вторая, важная практически – квалифицированные рецензенты, как правило, профессора и постдоки, готовые потратить время и силы лишь за престиж быть рецензентом. Первое выстроено с учётом огромного опыта научных публикаций, второе определяется репутацией журнала.

У издательства художественной литературы, как правило, подобной определённости нет и в помине. Критерии расплывчаты, редакторский энтузиазм бежит за модой, до-публикационные рецензии сугубо внутренние, рождённые битвой между зарплатой и усталостью, и от злобы отвергнутых гениев одно спасение: закалённая шкура.

Конечно, едва ли какой-нибудь «Звездолёт-пресс» сможет работать по правилам «Физикал Ревю». Но отчего бы не попытаться хотя бы оценить его продукцию по правилам «Физикал Ревю»? В конце концов, если в названии жанра гордо фигурирует слово «научная», отчего бы не попробовать привнести толику научной строгости и с критической стороны?

Критерии «Физикал Ревю» просты. Для оценки нужно ответить на семь вопросов.

1. Достаточно ли конструктивной новизны?

2. Логична ли, правильна ли, правдива ли работа?

3. Ясна ли она?

4. Подходит ли тема?

5. Соответствует ли длина содержанию?

6. Качественны ли результаты?

7. Качественен ли стиль изложения?

Попробуем же взять яркий, более-менее свежий, типичный и сильный образчик, и поверить научной практикой литературную гармонию. Передо мной лежит вкусно оформленный, увесистый, объёмистый томик: Чайна Мьёвиль, «Вокзал потерянных снов», произведенный издательством «Э». Это уже четвёртое переиздание, вышедшее совсем недавно – в 2017 году. Итак, ответы.

1. Достаточно ли конструктивной новизны?

Неискушённого она просто захлёстывает. Люди-птицы, люди-жуки, люди-водяные, люди-руки, люди-кактусы, иные измерения, многопространственные ткачи, наказание телесными модификациями, преступник-химера, пьющие разум насекомые, и прочее, и прочее. Правда, в наборе чудищ быстро проступают контуры средневекового бестиария, знакомые черты угадываются повсюду: и в устройстве вселенной, и в интриге, и в запахе. Присутствует даже странно пугливый дьявол. Сам неистовый Нью-Кробюзон – это викторианский Лондон, а, точнее, прачетовский Анк-Морпорк, увиденный не в комедии дель арте, а в драме. Политика по-новому беспринципна, учёные злодеи диковинно учёны, и по-новому гибельны миру, любовь поразительна, но, как и положено, всепобеждающа. А ещё в книге есть зло, испражняющееся кошмарами в сны.

Резюмируя: «Вокзал потерянных снов» стоит на плечах гигантов. И видит неизведанные дали.

2. Логична ли, правильна ли, правдива ли работа?

Хм, это следует судить по нормам выстроенного мира. А он столь пёстр, хаотичен и богат деталями, что те поневоле укладываются в правильную кучу. Так большая куча щебня неизбежно принимает форму конуса. Замысловатые извивы сюжета прекрасно укладываются в общую канву, химера-гангстер закономерно нечувствителен к пулям, чердачный гений правдиво безденежен, жуки немы, а люди-кактусы склонны к мексиканским страстям. Куче железяк на магической свалке правильно организовываться в разум, а почтовым клеркам — продавать за мелочь биологическое оружие массового поражения.

Хотя, если присмотреться, в ткани мира видны провалы и рваные дыры — наверное, межпространственные пауки-ткачи не успевают залатать всё людское безобразие. Учёный жизнелюбец на чердаке совершает работу целого поколения и в микроскоп исследует магию. Повелителям энергий недосуг состряпать пулемёт. Однако тут же ловишь себя на мысли о том, что суёшь свою обыденную логику в мир, увиденный лишь краешком глаза. Впечатление стройности сильно в достаточной мере, чтобы в замеченных несообразностях обвинить своё невежество, а не авторский произвол.

Бас-Лаг – внутренне правдив.

3. Ясна ли работа?

То есть, чист ли, естественен ли, органичен ли сюжет в рамках прописанного мира? В общем и целом, да. Но встречаются царапины, заусенцы и даже трещины. Временами сюжет утыкается в закоулки Нью-Кробюзона, спотыкается и даже пятится назад. Иногда кажется, что сюжет пугается вони, отбросов и дерьма, щедро усеивающего город и страницы. Вонь выписана настолько живо, что временами лезет из текста в ноздри. Впрочем, викторианский Лондон с его скотобойнями и средневековой канализацией смердел не меньше. Нельзя забывать подвиг тех, кто не дал мегаполисам захлебнуться в их же экскрементах. И не надо про Древний Рим с его нужниками. Там все посетители подтирались одной губкой на палке, демократично передавая её друг дружке, а копившийся латринный газ периодически взрывался, губя плебеев и патрициев разом.

В общем, увлечение плотским и живым, добавляя смака и сока, мешает повествовательному шагу. А ещё автор не очень любит своих героев. Он их насилует, убивает и даже оставляет калеками. Вместо воспетой профессором эукатастрофы нас ожидает исход нищих и увечных.

Досадно. Но, как любят писать в отзывах на диссертацию, достоинства работы не умаляет.

4. Подходит ли тема?

То есть, вписывается ли она в рамки жанра? Загоняет ли книгу в гетто, обрекая на снисходительные усмешки почитателей «Букера»?

Увы, да. В некотором смысле, она преодолевает границы жанра – но, скорее, в сторону комикса. Книга кажется искусным сочленением артистично и с большой фантазией выполненных жанровых штампов. Штампована там даже река.

Так что по критерию номер четыре можно смело поставить большой плюс и скорей звонить редактору «Звездолёт-пресс», агитируя за пятое издание.

5. Соответствует ли длина содержанию?

Скажем честно – нет. Хотелось бы больше. «Вокзал потерянных снов» — как чипсы. Кажется, наелся до отвала, а назавтра хочется снова. Страницы летят слишком быстро, тома в девятьсот их хватило всего на одну командировку, да и то впритык.

А вторая книга о мире Бас-Лага – вовсе не о том. Может, потому жестокий автор так обошёлся с героями, чтобы не мучиться совестью, не придумывать для них продолжение или хотя бы камео?

6. Качественны ли результаты?

О да! Завлекательность – на десять, интрига – на одиннадцать с половиной. Воображение перегружается до красной черты, концентрация чудес на пике – но почти не перегибает, не сваливается в скуку, захлёстнутая потоком абсурда. Мир Бас-Лага, пусть и несимпатичный, и грязный, и зловещий – затягивает. За героями с удовольствием следишь, передвигаешь их жестяные фигурки по склизким вонючим лабиринтам и свалкам.

7. Качественен ли стиль изложения?

Здесь, пожалуй, можно покачать пальцем. В целом, перевод замечателен, но мелкие огрехи таки попадаются, в особенности, ближе к финалу. Временами они обрушиваются на читателя платоновской силы образами, к примеру «растопырил конечности тела». Ещё там «шлифованный пьютер», пригодная для размещения четырёх героев площадка размером в «пятнадцать квадратных футов», «техногенные столпы», и прочее, и прочее.

Однако впечатление от несуразностей не накапливается, рассеивается на фоне погружения в мир, и плотность ошибок на единицу текста, в общем-то, ничтожна.

Вердикт: однозначно публиковать, читать и даже перечитывать.

Оценка : 9
«Рельсы»
–  [ 3 ]  +

Siarhei, 21 марта 2017 г. в 20:33

Наверное из-за того, что до этого я прочел две классические книги, как говорят у меня дома — «прыгожага пісьменства», у меня и сложилось такое предосудительное впечатление от «Рельсов». Книга мне скорее не понравилась, хотя в ней уйма плюсов. Понятно, что она рассчитана на подростковую аудиторию. Именно поэтому в ней один сплошной экшн, офигительная атмосфера и — черт возьми — по-настоящему хорошо продуманная история, в которой до последнего непонятно, чем все закончится. Но именно из-за этой «янг-эдалтошности» роман, как мне кажется, много в чем проигрывает.

Язык в романе очень плоский. До примитивности. Понятно, что тут главное — это действие. Ты-дыщ, бах, побежали туда, тра-та-та, прыгнул сюда и т.д. Под конец от этого всего устаешь, и как-то уже не хватает какого-нибудь описания или переживания героев. Соответственно поэтому персонажи здесь прописаны, скажем прямо, слабо. Это не персонажи, а просто какие-то фигуры, «архитипы», пробежавшие мимо тебя со скоростью света и поэтому абсолютно незапомнившиеся.

Сама задума романа очень необычная и привлекательная, вот только ее испонению не хватает должного лоска. Здесь создано, вернее сказать — недосоздано, куча прекрасных образов, которым просто не хватило слов на квадратный метр.

Уже на последних страницах сложилось впечатление, словно читаешь не книгу, а сценарий к фильму. Яркая образнось, которая подчеркивается только самым основным, на детали внимания не указывается практически совсем. Все оставлено на отыгрыш актерам, режиссеру, костюмерам и операторам. Да, это неплохо по-своему. но мне все же привычнее читать прозу (со всеми ее витееватостями), а не драму.

Оценка : 6
«Крысиный король»
–  [ 3 ]  +

antik_80, 29 января 2017 г. в 16:46

Чувствуется, что ранний роман автора. Совсем не плох, если не читал до этого остальных произведений автора. Но если читал Вокзал.., то претензии к произведениям автора очень высокие и есть привкус небольшого разочарования

Оценка : 6
«Город и город»
–  [ 3 ]  +

своп, 20 ноября 2016 г. в 23:44

Не знаю, правильно ли было начинать знакомство с Мьевилем с этого романа. Пост фактум, как показывают интерьвью и отзывы, Город и Город изначально задуман и реализован в отличном от первых произведений стиле, так что прочту у Мьевиля что-нибудь еще, для сравнения.

Общее впечатление скорее положительрое.

Гротескная идея двух городов, полагаю, родилась на характерных для многих мегаполисов социально-культурных и экономических контрастах, но к счастью книга не сводится к социальной утопии. Два-города-в-одном вписаны в сюжет органично и показаны довольно детально.

Действительно, нуарный детектив, стиль выдержан. Следствие ведется с размеренной последовательностью и скупыми лирическими зарисовками.

Стоит отдать должное фантазии автора, построить цельное произведение на столь неординарной, если не сказать бредовой, идее уже само по себе примечательный факт. Другое дело, что детективный сюжет вышел несколько пресным. Может быть потому, что Мьевиль выстраивал его не в порыве вдохновения, а так же скурпулезно и технично, как Борлу ведет свое расследование : настойчиво, шаг за шагом.

Не чувствуется за этой книгой авторского драйва.

А может быть драйв этот и был, но меня не проняло.

Тем не менее, атмосфера двух городов выписана и передана отлично, расследование завершено, герой-детектив уходит в закат, побаловав читателя нуарной горечью бещельского кофе.

Оценка : 8
«Город и город»
–  [ 3 ]  +

Hirus, 02 октября 2016 г. в 15:31

Мое первое знакомство с автором. Одним из мерил понравилась ли мне книга о как быстро я ее прочитываю. Признаться вроде читаешь и не думаешь, что это шедевр и все награды заслужены и оправданы, но блин сидишь читаешь и читаешь, страница идет за страницой. Прям не оторваться.

Вначале потому, что ты ошарашен местом где все происходит и думаешь о там все сбрендили чтоли? В середине признаюсь честно немного утомляло то, что расследование идет ни шатко ни валко, и основной акцент повествования на «вижу — не вижу». Но ближе к концу и расследование форсировалось (почему всех этих ниточек и зацепок не появилось у Борлоу раньше? Чего он ждал?) Но это не умоляет того факта, что опять не оторваться от книги. Развязка на мой вкус удалась ( в Мире Фантастике писали, что концовка не впечатлила).

Достойная, интересная книга (хоть немного и неудобный для меня слог).

Оценка : 8
«Рельсы»
–  [ 3 ]  +

repaS, 16 сентября 2016 г. в 15:37

Мне понравилось очень. От чтения — кайф! Мне не хотелось ничего анализировать, искать подтексты и скрытые смыслы. Читала и наслаждалась. Мьевиль меня своими текстами гипнотизирует: пока читаю, все нравится, все люблю. Наверное заключительные события сюжета требуют какого-то философского осмысления, но — не хочу, я просто люблю Рельсоморье.

Оценка : 9

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . .  8  9 10 11 [12] 13 14 15 16



⇑ Наверх