Фредерик Пол отзывы

Все отзывы на произведения Фредерика Пола (Frederik Pohl)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 426

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8  9 

«Вот именно…»
–  [ 10 ]  +

ii00429935, 13 января 2010 г. в 15:53

По-моему, это рассказ из того ряда, про которые по прочтении можно сказать: «Ничего особенного». Понятно, что набор тем и сюжетов в литературе вообще и в фантастике в частности ограничен, все уже когда-то было. Пока автор создает интригу и напускает туману вокруг изобретения профессора Хорна, читать «Вот именно» довольно любопытно, но когда становится ясно, что же все-таки изобрел этот ученый, сюжет становится весьма предсказуемым. Не очень хорошая идея была показать все события через восприятие военного. Понятно же, что «пентагоновские ястребы» в любом изобретении будут искать прежде всего средство для убийства... Разок прочитать «Вот именно» вполне можно, но мне вспоминается рассказ Уэллса под названием, если не ошибаюсь, «Украденное тело». По стилю он совсем другой, но фантастическая идея та же самая, что у Фредерика Пола. Хотя, конечно, Уэллс это другая «весовая категория» в литературе...

Оценка : 6
«За синим горизонтом событий»
–  [ 10 ]  +

duke, 12 мая 2009 г. в 13:45

Помимо интересного сюжета большой кусок текста отдан под НФ идеи, включающие в себя ликбез по космологии и началам астрофизики. Естественно включающие собственные писательские гипотезы, с некоторыми из которых ознакомиться было крайне интересно. Мир будущего нарисован красочно и достоверно, персонажи яркие. Наконец-то мы приблизились к пониманию того, кем были Хичи, откуда они взялись и куда исчезли.

В общем, всем тем, кому понравился первый роман, продолжение читать обязательно.

Оценка : 8
«Ферми и стужа»
–  [ 9 ]  +

Sergio Blanc, 22 октября 2023 г. в 10:57

Некоторые из коллег-лаборантов удивляются:« За что этому рассказу дали премию «Хьюго»?». На мой взгляд — ничего удивительного. Многим в 1986 году этот опус показался просто пророческим.

Три даты для сравнения и умозаключения:

— рассказ увидел свет в 1985 году;

— 26 апреля 1986 год — катастрофа на 4 энергоблоке Чернобыльской АЭС;

— 28 августа 1986 года — церемония вручения премии.

По-моему всё ясно. «Чернобыльское» облако обошло весь мир. В Канаде выпали радиоактивные осадки.

Да и чисто художественных достоинств текст не лишён. Описание последствий ядерной зимы реалистичны и способны впечатлить любого, даже весьма искушённого читателя. Оставленный мальчик в аэропорту, его спасение главгиром и их дальнейшее «бытиё» в Исландии — эти моменты в рассказе также не оставляют равнодушными и заставляют искренне сопереживать. Лично для меня, умение вызвать эмпатию, признак настоящей литературы и неважно в каком жанре она описана.

Единственное, что не очень понравилось, так это трёхвариантная концовка. Ну зачем? Лучше бы просто оставить финал открытым — пусть читатель сам додумает, чем всё закончилось.

Читать, нынче такие рассказы редкость, здесь я полностью согласен с коллегой-лаборантом под ником amak2508.

Оценка : 8
«Врата»
–  [ 9 ]  +

Tbear, 12 сентября 2020 г. в 19:32

Неожиданно хорошо. Прям понравилось. Автору есть что сказать и персонажи его логичны, что встречается не часто. Оригинальная идея с хорошим запасом. Главный герой — простая живая личность ,а не пластиковый клешированный супергерой с искусственными недостатками. Это встречается еще реже, да почти никогда. Отличная вещь

Оценка : 9
«Врата»
–  [ 9 ]  +

Progresor, 30 июля 2016 г. в 13:28

Полностью согласен с предыдущим автором (и с некоторыми другими ниже)- полное разочарование. Внесу свою лепту в обсуждение — произведение крайне противоречивое. С одной стороны — великолепная идея, замечательная концепция с которой читатели знакомятся уже с первых страниц. А с другой — затянутое повествование практически ни о чем, самокопания ГГ в его сеансах с Зигфридом, малоинтересные описания быта на Вратах. Немного оживляют вставки о полетах и полудокументальные отчеты, но их явно недостаточно для сглаживания недостатков. Полное отсутствие динамизма, приключений, завлекательности и т.п. отличительных особенностей качественной фантастики. Я ожидал значительно большего. Дочитал с большим трудом. Поставил самую низкую, до сего дня, оценку за обманутые ожидания и попусту растраченный потенциал такой великолепной идеи с кораблями. А сколько всего можно было бы из этой идеи породить ! Я бы на месте редактора сократил всю эту тягомотину до 10-15 страниц и выпустить как небольшой рассказ.

Теперь насчет сопоставления с Пикником Стругацких. Если аналогии проводятся исключительно на основе наличия в сюжете артефактов непонятного назначения — тут еще можно согласится. Хотя по моему Хичи как-то ближе к расе Странников по самой задумке. Но вот с самим произведением Стругацких — ту, что называется, даже близко не стояло ! У Стругацких все персонажи — реальные, живые, каждый со своими проблемами и переживаниями, с характерами и стремлениями. За ними просто интересно наблюдать... А у Пола , кроме ГГ все какие-то серые и безликие. Да и сам ГГ мутный и однобокий. С героями Пола просто неинтересно. У Стругацких — философия это интегральная часть произведения. Там ничего нельзя удалить или сократить. При написании сценария к Пикнику (под известным названием Сталкер) Стругацкие попытались подсократить и, лично для меня, чтение сценария было немного разочаровывающим. Он оказался предсказуемо слабее оригинала. И хотя Тарковскому удалось снять шедевр, в этом заслуга именно режиссера, т.к. экранизация подобных произведение очень сложна. А вот Врата можно сокращать не только до сценария но и до краткого эпизода в любом голливудском НФ сериале (типа «Хранилище 13», «Сумрачная зона» или даже «Стар Гейт»). Можно даже целый сериал сделать, только ГГ надо поменять на кого-то в стиле Джека О'Нила. Пикник был написан не о Зоне с ее артефактами, а о людях, их стремлениях и надеждах. А Врата — не пойми о чем.

И тем не менее, ради всеобщего признания и в надежде на лучшее я заставлю себя прочесть следующее произведение цикла — За синим горизонтом событий. Судя по отзывам оно значительно лучше. Вторая причина такого решения — в безусловно великолепной идеи (Врата и корабли Хичи — ради этого имеет смысл попробовать еще раз).

Мой вердикт в целом такой — читать просто не интересно. Но для мазохистов, любителей Пола и поклонников жанра — рекомендую попробовать

Оценка : 4
«Ферми и стужа»
–  [ 9 ]  +

korah, 10 января 2016 г. в 21:12

Лаконично и ужасно правдоподобно о том, что никакого будущего у нас не будет, если «стратеги» нажмут кнопку и упадут ракеты. Очень надеюсь, что описанное автором так и останется страшилкой для будущих поколений и кто-то в межгалактическом интернете будет с интересом находить в архивах наши с вами комментарии.

Я бы рекомендовал этот рассказ читать уважаемым персонам, принимающим решения, перед их заседаниями.

Оценка : 8
«Врата»
–  [ 9 ]  +

Reading, 28 декабря 2015 г. в 22:01

Этот роман является по сути прологом к циклу «Хичи». Прологом на 300 страниц и следовательно очень растянутым. Все действия в нем происходят на астероиде «Врата», где главный герой никак не может решится отправится в космос на корабле хичи. Каких-либо действий в романе нет вообще, сюжетная линия скучна и неинтересна. Главный герой опускается даже до того, что позволяет себе избить женщину. Когда же он наконец созревает для вылета в космос, то в начале ничего там не находит, потом не решается спуститься на планету для её исследования и на последнем вылете едва не погибает, оказавшись вблизи черной дыры. Все его три вылета занимают в сумме 30-40 страниц.

Итог: главный герой не вызывает уважения, сюжетная линия романа слабая, место действия романа ограниченное.

Оценка : 5
«Ферми и стужа»
–  [ 9 ]  +

nattsorg, 21 августа 2014 г. в 13:26

При чтении рассказа постоянно возникают параллели с похожим произведением Вячеслава Рыбакова «Зима». У Фредерика Пола — лаконично и бесстрастно, у Рыбакова — страшно и душераздирающе. К слову, тут же приходят на ум два фильма на данную тематику — «сухой» западный «Нити» и советский «Письма мертвого человека» — наполненный душевными страданиями и болью об утерянном мире.

Думаю, все политики и военные мира должны штудировать наизусть подобные произведения. Нет ничего дороже на планете, чем сама Земля...

Оценка : 10
«Последняя теорема»
–  [ 9 ]  +

osipdark, 09 июля 2014 г. в 13:17

Многим читателям, да и нечитающим людям, известен довольно простой факт — писатель имеет свойство исписываться. Это неизбежно, по крайней мере, для большинства литераторов — уходит талант, сюжеты становятся «заезженными», интересные темы исчезают. Безусловно, это касается не всех авторов фантастики и других жанров литературы, и это наверняка не коснулось бы и Артура Кларка, если бы не его болезнь... Она перечеркнула все его ненаписанные и написанные в соавторстве романы, поставила крест на неиспользованных идеях. «Рамы» в соавторстве, зачем-то переросший в роман рассказ «Песни далекой Земли», и этот роман, который написан так же не понятно зачем. Он просто не о чем. В нем нет никаких оригинальных идей, название его ничем не обусловлено, как таковой главный герой, на самом деле, не играет никакой особой роли в тексте (из-за этого и не ясно, зачем было выбрано именно такое название, если вся цель романа — просто описать будущее).

Мне очень жаль, с Кларком произошло такое. Он ни в коем случае не виноват, а его попытки писать достойны гордости, но ни соавторство, ни одиночное написание романов, ни внесение тем о гомосексуализме (которые, надо сказать, почти всегда полностью излишни. Прекрасную историю любви в рассказе «Песни далекой Земли» полностью испорчена в одноименном романе именно такими тематиками. Тот роман так же, как и «Последняя теорема» вышел абсолютно бессмысленным).

Но, читалось на одном дыхании. Это тоже стоит признать.

Оценка : 7
«Туннель под миром»
–  [ 9 ]  +

god54, 25 апреля 2014 г. в 21:29

И все-таки я был и навсегда останусь поклонником старой классической фантастики без всяких литературных экспериментов. И это произведение еще одно подтверждение моей теории о её превосходстве над всем остальным. Произведение просто уникальное по сюжету, фантастической идее и литературному воплощению. А написано жестко, логично, реалистично, увлекательно, таинственно и с концовочным ударом по полностью напряженным нервам. Нет смысла пересказывать или обсуждать детали. Это произведение с большой буквы, его надо просто читать и получать удовольствие. Срок годности не ограничен.

Оценка : 10
«Путь Врат»
–  [ 9 ]  +

primorec, 21 марта 2013 г. в 04:21

С полюбившейся Вселенной расставаться не хочется, потому и хватаемся за любую книгу, в которой промелькнут милые сердцу названия и имена. Таков «Путь Врат» — сборник историй о Вселенной Хичи, понятный только тем, кто уже прошел долгий путь с Робином Броудхедом от испуганного старателя, стремящегося ухватить малую толику богатств Космоса, до настоящего Хозяина пространства и времени, постигшего сокровенные тайны Вселенной.

Многое в той истории оставалось «в тени», поскольку действие было сосредоточено на судьбе одной, пусть и ключевой, личности. Теперь же автор приподнимает завесу тайны над многими фактами и знакомит с деталями, над которыми невольно задумывался читатель. Как земляне нашли первые артефакты Хичи на Венере, произошло открытие Врат, возникла система работы Старателей и кто были эти первые отчаянные смельчаки, которые раз за разом отправлялись в полеты лишь со слабой надеждой на возвращение? Ответы на все эти вопросы, наконец, будут получены и имена тех, кто прокладывал для Человечества дорогу к процветанию, будут названы.

В сущности, «Путь Врат» — это даже не рассказы — статьи в «учебнике» по истории Хичи и Врат, рассказывающие о том, как Человечество в созданной Фредериком Полом Вселенной по крупицам собирало знания, технологии и открытия, которые позволили отбросить пороки и разногласия, покончить с голодом, бедностью, болезнями, войнами, овладеть самыми сокровенными тайнами Вселенной и найти свой путь развития. Это такой «Сильмариллион» Вселенной Хичи, к которому можно обращаться даже во время чтения основных романов, чтобы прояснить детали или получить дополнительные факты.

И это касается всего сборника, за исключением «Торговцев на Венере» — произведения примечательного, самостоятельного и яркого, напоминающего по сюжету , стилю и содержанию самую первую и наиболее сильную, с моей точки зрения, книгу цикла -«Врата». Небольшая история, приключившаяся на Венере, когда Врата еще не были открыты, а артефакты Хичи были лишь туристической достопримечательностью, повесть о неудачном, предпринятом ради обогащения, походе за сокровищами. Этот рассказ оказался исключительно гармоничным: все в нем на месте -необычное приключение, мастерски воссозданная атмосфера чужой планеты и глубокий психологизм. Удачная смесь действия и раздумий, любви и коварства, надежды и отчаяния. Вот эту историю можно прочитать, даже ничего не зная о Вселенной Хичи, и получить при этом огромное удовольствие.

Оценка : 8
«Анналы Хичи»
–  [ 9 ]  +

primorec, 11 марта 2013 г. в 04:05

Вот и прошли мы путь почти в век по времени и через целую Вселенную Хичи — по расстоянию. Вместе с героем — Робинеттом Броадхедом — от слабого и мучимого страхами человека, боящегося переступить через порог привычного, до новой сущности, вкусившей от почти божественной мудрости и стоящей на пороге овладения всеми тайнами Мироздания.

Странный путь, увлекательный. Смог Мастер продержать интригу до самого финала, не просто повествуя историю, а делая ее изменчивой и непредсказуемой, как Вселенная или сама Жизнь, по форме и сюжету на всем протяжении. И финал этой истории получился вполне достойным.

Нас снова ждет небольшой сюрприз. Если первая книга была отдана почти полностью психологии, во второй мы отдали дань приключениям, в третьей — снова вспомнили о психологии, поделив сюжет с Космосом и исследованиями, то в последней автор вспомнил, что в сочетании «Научная фантастика» первое место все-таки отдается слову «научная».

И об этом будет очень много: о Большом Взрыве и черных дырах, об энергии и массе, о значении знаменитой эйнштейновской формулы, о протонах, электронах, сталкивающихся фотонах, о рождении и смерти пространства и времени, о струнах и измерениях. И все это — из уст восстановленной личности самого Альберта Эйнштейна, так далеко ушедшей в понимании законов Мира от своего прообраза, что, порой, даже герою кажется, что с ним говорит сам Создатель или Вселенная. Но если зашел такой сложный разговор о законах Мироздания, то не обойтись без философской составляющей. А именно, о путях развития человечества и разума, о духовном и материальном.

И хотя я ничего не имею против научных или философских идей, но не могу не признать, что приключенческая часть от этого значительно пострадала. Нет, конечно, мы узнаем, кто такие Враги и чего они хотят на самом деле, приоткроются перед нами некоторые тайны исчезнувших и занимательные подробности жизни существующих цивилизаций. Но все это будет подано «со стороны», холодно и отчужденно. Хотя как раз страницы о жизни и приключениях детей были самыми интересными.

К сожалению научные и философские рассуждения смыли и ту человечную составляющую, которая так отличала предыдущие книги и делала их настолько привлекательными. Вместо вполне понятных нам сомнений и мечтаний, опасений и устремлений, получаем мы благостную картину почти мгновенного и всеобщего преодоления агрессии, алчности и эгоизма. Человечество, победившее нищету, голод, войны и даже саму Смерть, стройными рядами шествует на встречу светлому будущему и готовиться добровольно и массово отбросить все материальные проблемы, обратиться к духовному и переселиться в Матрицу Вселенной. Что-то с трудом в это вериться...

Оценка : 8
«За синим горизонтом событий»
–  [ 9 ]  +

victoruss, 28 декабря 2012 г. в 11:33

Замечательное продолжение первой части. Увлекательный процесс поиска информации и следов хичи продолжается. И вот землянам повезло, они нашли по настоящему уникальный и бесценный объект. Туда отправляется специальная экспедиция, в случае успеха человечество навсегда покончит с голодом. Миссия сопряжена с большим риском, и в ходе ее выполнения происходит целый ряд драматических событий.

Развитие сюжета просто великолепно, все очень стройно и логично. Каждое новое действие и открытие влияют на поведение персонажей, меняют их планы, побуждают к определенным поступкам. Герои, как и положено живым людям, в своем поведении постоянно балансируют между выполнением задачи и стремлением выжить. И преодолев все трудности, земляне получают даже больше, чем рассчитывали.

А в конце книги читателя ждет настоящий сюрприз. Наконец-то открывается информация о том, куда делись хичи, и почему они это сделали. Глубина идеи просто потрясающая, причем она опирается на известные научные данные, что особенно впечатляет.

Оценка : 10
«Хичи» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

GBV, 21 сентября 2009 г. в 17:09

Этот цикл Пола — по сути, попытка написать им свою историю будущего, что было популярно у авторов годов эдак 50-х. Романы цикла очень интересны с научно-фантастической точки зрения, они напоминают по духу книги «золотого века», и в тоже время привносят немало свежих идей: совсем неидеальный ГГ, абсурдные по существу космические исследования в стиле «пальцем в небо», запись разумов после смерти и существование их в электронном мире и др. Цикл охватывает значительный промежуток времени от начала исследования технологий таинственных хичи в тяжёлых социальных условиях на Земле до преобразования земной жизни в некое подобия рая со всеми полагающимися атрибутами, включая и жизнь после смерти.

К минусам цикла можно отнести затянутость повествования в последних романах, постоянные терзания ГГ по поводу своих поступков в течении жизни начинают в конце надоедать, также меня в ходе чтения часто раздражали Альберт и Зигфрид, постоянно повторяющиеся описания жизни ГГ в гигабитном пространстве также хорошего впечатления не производят. Зато автором сделан хороший ход в конце цикла — серия рассказов, некий конспект, рассказывающий как о предыстории происходящего в цикле, так и об отдельных, не вошедших в романы, деталях. Так что рекомендую читать всем любителям научной фантастики.

Оценка : 8
«Ферми и стужа»
–  [ 9 ]  +

Alexandre, 09 сентября 2009 г. в 11:42

Мне не нравятся рассказы о гибели человечества. И об атомной войне тоже. Хотя я понимаю, что возможны технологические катастрофы, связанные с нарушениями техники безопасности, изношенностью оборудования и прочими несчастными случаями. Но в целенаправленную атомную войну с целью уничтожения людей я не верю.

Рассказ же Пола связан как раз с такой войной. Написан хорошо, хотя сюжет может понравиться, наверное, лишь любителям ужасов. Повествуется о людях, которые и в ужаснейших условиях остались людьми. И финал рассказа — трагичен, как и сам сюжет. И только немного более оптимистичные варианты подают крохотную надежду...

Я не стану перечитывать это произведение, и не могу рекомендовать его другим.

Оценка : 6
«Рифы космоса»
–  [ 9 ]  +

Dan-Master, 16 декабря 2008 г. в 14:44

Роман написанный в эроху золотого века фантастики, роман — утопия. Власть машин над слабым человеческим созданием, общество подчиненное машинному, безжалостному разуму. Роман читал 15 лет назад — описание банков органов и клиник по пересадке произвело сильное впечатление. Интересна так же концепция рифов в космосе, колоний организмов живущих в открытом «эфире»., передвигающихся через космические пространства. Роман представляет собой смесь из многих тем и гипотез властвовающих умами в то время. но целом же роман далеко не шедевр. Читайте, оценивайте.

Оценка : 8
«Врата»
–  [ 8 ]  +

holyship, 30 октября 2021 г. в 21:38

Отличная задумка, ужасная реализация. Что удивительно, всё равно не оторвался, пока не дочитал.

ГГ неправдоподобный: гадость сделал, которую условно нормальный человек не сделает, а терзается потом почище Раскольникова.

Сеттинг неправдоподобный — можно было отправлять идейных добровольцев или на худой конец роботов (это фантастика или как?).

Десятки страниц тягомотины про не решающихся отправиться в полёт. Хотя, это же фантастика, значит можно придумывать любой бред?

На мой взгляд остальные 3 тома ещё хуже.

«Миллионный день»
–  [ 8 ]  +

Darth_Veter, 13 октября 2021 г. в 22:19

Явная пародия на «светлое будущее» человечества. Парень встречает девушку, и они решают пожениться. Казалось бы, всё вполне обычно. Ан нет! Парень на самом деле 180-летний старик, девушка на самом деле считает себя вовсе не девушкой, а парнем со странным именем Омикрон-Дибез, а их желание пожениться отнюдь не значит связать свою жизнь друг с другом...

Известный американский фантаст явно рассчитывает шокировать вас подобной информацией. Он не скрывает своих намерений и заранее раскрывает все карты. Особенно позабавила его фраза насчет «педиков», которые могут вызвать у читателя чувство отвращения и брезгливости. Знал бы классик, что всего через 40 лет (а не через 1000, как он предполагал) его любимое общество станет весьма трогательно относиться к однополым бракам и защищать право ребенка на выбор пола! Думаю, он сам был бы шокирован столь откровенной «свободой чувств», которая превзошла его самые смелые извращения. Вкладывая в рассказ изрядную долю шутки и сарказма, он и не подозревал, что 21-й век воплотит весь его юмор в реальность. Уже за одно такое попадание «в яблочко» следует накинуть дополнительный балл! Хотя в целом рассказик слабоват по меркам русского менталитета. Нас такими отклонениями в психике не удивишь: за свою долгую историю мы повидали куда более причудливых глупцов!

-------------

РЕЗЮМЕ: ироничная зарисовка про любовь и взаимоотношение полов на миллионный день от Р.Х. Нет такой фантазии, которую бы извращенное американское общество не смогло бы сделать действительностью.

Оценка : 7
«Туннель под миром»
–  [ 8 ]  +

montakvir7511, 25 апреля 2021 г. в 07:39

И все? Весь этот шизофренический кавардак только ради испытания новых технологий продвижения рекламы? Ради этого можно «воскресить» 21 тысячу человек и воссоздать разрушенный химическим взрывом город? Серьезно? Ради изучения влияния определенных препаратов либо психологического возлействия на испытуемых?

Логические нестыковки вроде того, что уничтожение приличного города с немаленьким населением не приводит к прибытию следователей из центра и фбровцев спишем на фантастику. Действительно, подумаешь, выброс химотходов должен был быть виден за десятки, если не за сотни километров, однако нет ни полиции, ни оцепления, ничего вообще.

Так я раздраженно читал этот рассказ, поражаясь авторскому бреду, как вдруг сцена в конце все расставила по местам. Она не гениальная, но очень к этому близка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вот так, значит. На самом деле, скорее всего, и расследование ведется, и разрушенный город оцеплен, но воссозданным искусственным образом жителям от этого ни холодно, ни жарко.

Ведь они всего лишь крошечные роботы, обитающие в специально для них созданном миниатюрном городе на лабораторном столе, где от погибших людей гениальный безумец взял только мозг, мысли и душу, вложив их в железные тельца, как белки в колесе бегающие по замкнутому кругу — 15 июня. Всегда 15 июня. Но некоторые вспоминают. И пытаются бороться.

Вот этот вот финальный авторский невероятный рывок вытащил занимательное, но логически глупое произведение в категорию классики. Возможно, что его и можно было преудагадать, но Пол до этого момента ни единым намеком не дал понять, где происходит дело.

Это было круто.

Оценка : 7
«Ферми и стужа»
–  [ 8 ]  +

artem-sailer, 01 апреля 2019 г. в 12:29

Сегодня идея кажется уже не такой свежей, оригинальной. Но во времена написания рассказа, думается мне, всё было не так. Холодная война отражалась страшными 23:57 в часах судного дня. Забрезживший с обоих сторон океана рассвет казался чем-то иллюзорным, почти нереальным. Поэтому и своеобразная трактовка парадокса Ферми была более чем кстати.

Рассказ и в самом деле пронзительный. Герои обрисованы беглыми мазками, которые в итоге складываются в целостную картину. Использование сослагательного наклонения делает повествование многовариантным, как бы позволяя читателю сделать свой выбор, мол — всё в ваших руках. Подобная постановка вопроса придаёт рассказу гуманности, кажется, что всё не так уж и плохо. Вероятность того, что человечество не обречено, по всей видимости, всё же не равна нулю.

Оценка : 8
«Я — это другое дело»
–  [ 8 ]  +

maxxx8721, 05 января 2019 г. в 10:06

Тайна, которую знают двое — уже не тайна. Знай этот афоризм некто Лоренс Коннот, глядишь, и остался бы в живых...

    Несмотря на малую форму, рассказ дает немало пищи для размышления, сконцентрированной в нескольких заключительных абзацах. Хотя на поверку это одна из многих историй про обладание неким артефактом и знаниями, который дает всемогущество, абсолютную силу, власть и то, к чему приводит, если он попадает не в те руки. Только вместо, например, Кольца Всевластия есть записки и расчеты, позволяющие человеку обладать удивительными способностями. Каждый считает себя более достойным, не замечая, что на пути к обладанию знаниями постоянно летят с плеч чьи-то головы. Так что, учитывая противопоставление между «Обладать знаниями, чтобы спасти других людей» и «Настолько желать обладать знаниями, что не остановится даже перед убийством», то финал рассказа выглядит весьма печальным. Особенно, если учесть, что эти расчеты так и не были сожжены или уничтожены.

     Всматриваясь в рассказ более детально, видны сюжетные дыры, прорехи, так что складывается впечатление, что рассказ наспех скроен, однако он ценен как раз не сюжетом.

Оценка : 8
«Дитя звёзд» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

Ольгун4ик, 07 ноября 2017 г. в 17:54

Первый роман «Рифы космоса» рассказывает о мире, подчиненному Плану. Каждому человеку здесь отведено место. Не можешь приносить пользу, отдай себя на органы. Ну и что, что ты никогда не видел тех, кому эти органы достаются. Не твоё дело. Все идёт по плану. Даже мысли. Инакомыслие ведёт к разбору тела. На этом фоне Рифы космоса не впечатлили. Да, немного другая физика и химия существ, живущих на Рифах. Но так же приручаются, как и земные. Можно жить, питаясь тем, что там растёт. Рифы такие оазисы космоса.

Зато теперь я похоже знаю, откуда «выросли» клоны Исигуро.

Второй роман «Дитя звёзд». Снова План. Снова люди, ставящие План превыше всего. Шпион, занимающийся своей деятельностью во имя Плана, попадает на Рифы. Там его выхаживает местный житель, который впоследствии оказывается привидением Рифов. Привидение деятельное. Приручает хищника, организовывает экспедицию по спасению бывшего шпиона — потенциального служителя Плана и будущего Дитя звёзд. Все очень сумбурно. С оружием, нападением, исчезновениями, воскрешениями, перемещениями. Вакуум есть, но не для наших героев. У них все просто. Махнул золотой рукой и уже в центре Машины Плана, взмахнул левой пяткой и ты уже Дитя звёзд с четкой программой. Все люди свободны в перспективе. Злодеи, да какие это злодеи. Так генерал с оружием бегал, хотел захватить солнечную систему. Фантастика одним словом. И да, привет Биллу — герою галактики.

Третий роман Блуждающие звезды.

Плана больше нет. Есть власть Звезды Лебедя и роботов её исполняющих. Люди все в религии. Решили мало им звёзд на небе, стали изучать блуждающие звезды, а не получается, так создать. Где? Ну как где, на Земле полно места в пещерах, молотком, зубилом и честным словом. Об инструментах автор не упоминает. Роботы диктуют правила именем звезды. Новорожденная блуждающая сошла с ума, впитала в себя разум одного человека и решила, что влюбилась в другого, а все вокруг враги. Но хеппи-энд гарантирует части героев выживание. На всякие нестыковки два автора совсем не обращают внимание. Как, зачем, почему, их не волнует. Взмахнул рукой, победил своего убийцу, переместился к одной блуждающей звезде, взмахнул ресницей, определил направление, вернулся на маршрут. Очень скучно. Не убедительно. Не интересно.

Оценка : 3
«Эра осторожности»
–  [ 8 ]  +

Hostis, 22 февраля 2017 г. в 02:40

Малоизвестный футуристический роман именитого автора. После криозаморозки герой оказывается в довольно отдаленном будущем. Где система социальных отношений и само общество претерпело значительные изменения. Герою приходится привыкать к новому и необычному миру, попутно разыскивая свое место в нем. Новый мир не является мрачной антиутопией, он просто другой. Автор предсказал появление смартофонов, которые в этом произведении носят название Joymaker. Данный вымышленный девайс даже удостоился собственной статьи в Википедии.

Попутно основному сюжету идет сюжетная линия контакта с совсем уж чуждой инопланетной расой, единственный выживший представитель которой проживает на Земле, после неудачного первого контакта. Герою предстоит пообщаться и ним, в результате чего последуют несколько необычные события. Впрочем, в конце автор заверяет, что все обошлось хорошо.

Оценка : 10
«В ожидании олимпийцев»
–  [ 8 ]  +

Нескорений, 03 ноября 2015 г. в 05:07

Хотели бы вы жить в мире, где забыли значение слова «война»? Безусловно! Но готовы ли вы при этом мириться с существованием рабства? А вот это уже вопрос дискуссионный... Фантазия Фредерика Пола рисует перед нами картину Вечного Рима, который благополучно просуществовал два тысячелетия и вошёл в космическую эру. Земные корабли достигли спутников Юпитера и созвездия Центавры, колонии на Марсе и Луне уже стали обыденным делом. В то же самое время вы запросто можете купить на ближайшем рынке парочку рабов со скидкой, а вместо любимого планшета записывать на ходу умные мысли придется при помощи стила и глиняной таблички.

Здесь не следует придираться к деталям, ведь повесть изначально заявляет себя юмористической — просто нужно расслабиться и наслаждаться яркой эклектикой такого незнакомого и знакомого одновременно мира. В этой реальности не развилось христианство, зато по сей день живы всевозможные языческие культы, соседствующие с иудаизмом и учением Заратуштры. Вообще, социальная компонента повести получилась вполне удачной — мир живет по своим законам, а читатель, облачившись в костюм туриста, постепенно вникает в его суть.

Вместе с главным героем нам предстоит посетить Лондон, который даже спустя столетия не вышел за рамки римского провинциального захолустья. Конечно же, сам Вечный Город предстает во всей красе — Пантеон и Колизей из разряда памятников архитектуры переходят в активно используемые культурные объекты, конечно, бои гладиаторов остались в прошлом, но жаждущий хлеба и зрелищ получит искомое в избытке. Ещё одна провинция, где нам предстоит побывать — египетская Александрия, живущая памятью о былом величии фараонов, но куда этим африканским царькам до божественного величия цезаря..

В центре внимания повести — ожидание самого значительного события в истории человечества. Земляне получили сигналы из далекого космоса от представителей древней разумной расы, которые судя по всему направляются в сторону Земли, и контакт уже не за горами. Мир замер в ожидании, пришельцев за глаза окрестили олимпийцами, хотя внешне они мягко говоря далеки от богов и героев Эллады. Ещё есть время задуматься и что-то исправить — правильным ли путем идет человечество, будут ли приняты земляне в круг галактического сообщества, что позволит раскрыть секреты высших технологий и шагнуть еще дальше за пределы Солнечной системы.

Главный герой повести — писатель-фантаст Юлий, ведущий свою родословную от самого Гая Юлия Цезаря. Перед нами не самый лучший период в жизни писателя — девушка бросила, цензура зарубила новый роман, который по всему должен был стать бестселлером, а долги перед кредиторами висят дамокловым мечом, единственный шанс избежать долговой ямы — за тридцать дней выдать на гора новый роман, но вот беда — иссякло вдохновение. В поиске новых идей наш герой отправляется в путешествие из Лондона в Рим, где встречает старого приятеля Сэма — пожилого ученого-астронома, по совместительству писателя-любителя.

Когда знаешь то, о чем пишешь, то плохо написать не получится — кто может лучше описать все превратности жизни писателя фантаста, чем сам фантаст? Чувствуется, что главного героя автор писал если не с себя, то с кого-то из близких друзей и коллег. Юлий — живой человек с массой пороков и недостатков — он похотлив, прожорлив, тяжел на подъем и не блещет умом, но это не мешает ему выдавать по два романа в год и обеспечивать существование писательством, кто знает, может и ему когда-нибудь повезет стать автором бестселлера.

Опытный и мудрый Сэм играет роль наставника главного героя, и готов помочь Юлию не только словом, но и делом. Именно Сэму принадлежит идея основать новое направление в литературе — альтернативную историю. Таким образом, мы получили повесть в жанре альтернативной истории о создании самого жанра альтернативной истории, что добавляет юмора и легкого абсурда всей ситуации. Ещё один знаковый персонаж — очаровательная племянница Сэма — Рашель, по образованию ученый-историк, именно с ней связана любовная линия повести.

В целом, эта история мне понравилась — социальная сатира, ненавязчивый юмор, живые персонажи и причудливый, но достоверный мир классической цивилизации. Не знаю хотелось бы мне жить в подобной реальности, наверное да, при условии гарантии статуса свободного гражданина, конечно. Повесть читается очень быстро и легко, всего пять глав и по прочтении кажется, что этого мало, хотелось бы побольше приключений, описаний забавных житейских ситуаций, но даже в имеющемся виде произведение можно читать и перечитывать.

Оценка : 8
«Туннель под миром»
–  [ 8 ]  +

zmey-uj, 30 мая 2010 г. в 00:07

Какая все-таки полезная тема «Помогите вспомнить автора«! Уже который раз нахожу что-то именно по своему вкусу. Читать этот рассказ было все равно что встретить человека, не знакомого, но учившегося в той же школе, или выросшего в одном городе со мной — сразу можно почувствовать, что найдешь общий язык.

Да, и книг, и фильмов о «подмененной реальности» очень много, и все они по очереди всплывали в памяти. По настроению больше всего сходства с «Темным городом», только там повторялась одна и та же ночь. Но вот по идейному замыслу сразу вспомнился фильм «Лукер», где для изучения действенности рекламы некая фирма даже готова была пойти на преступление.

Середина 20-го века вообще была золотым временем для рекламы. Изучалось психологическое воздействие, которое она оказывает, способы наиболее удачно продать товар; кому-то казалось, что со временем рекламные корпорации будут править миром, и даже выборы будут зависеть от удачной рекламы... То ли действительно она была мощным «двигателем торговли», то ли просто людям надоело везде видеть и слышать расхваливания и зазывания — затруднюсь определить. Зато очень ярко проявил себя образующийся иммунитет к рекламе: именно в нашей стране, где реклама возникла буквально в одночасье, люди поначалу ей верили, но быстро перестали даже воспринимать, отсеивая как фон...

Поэтому идея рассказа уже не так впечатляет, да и покорность ГГ судьбе несколько огорчила. Но для своего жанра произведение на уровне.

Оценка : 8
«Врата»
–  [ 8 ]  +

Goshak, 23 октября 2009 г. в 17:47

если представить, что фантастику не пишут а лепят из глины, то во вратах использована порода (глины) не самого высшего, но самого приятного на ощупь сорта. именно так — невероятно хороши не столько скульптура и материал, сколько ее осязательные качества. она гладкая, теплая, долговечная. ну или, отбрасывая метафоры, — врата это офигенски написанный не-шедевр научной фантастики. не-шедевр в том смысле что нет там никаких открытий чудных и потаённых смыслов. все на поверхности разложено аккуратными рядками букв — бери, пользуйся. да и любителям твердой НФ там не разгуляться (большая часть сюжетных ходов, строго говоря, вообще к фантастике имеет мало отношения). ну и в разрекламированную Психологическую Часть , автор спускается лишь по пояс. зато есть чудесный язык рассказчика, совершенно гипнотические диалоги и много-много часов удовольствия. и очень жаль, что даже таких вот «не-шедевров» на самом деле очень мало в современном сай-фае.

Оценка : 8
«Врата»
–  [ 7 ]  +

exordio1990, 04 января 2020 г. в 23:08

Читая «Врата» я словно сам побывал у психолога. В книге много психологии, самокопания что отнюдь не портит впечатления от прочитанного. Зигфрид великолепен бесспорно. Главный герой как по мне негативный персонаж, он труслив, слишком развратный и неразборчив в любви (видимо как автор), человек-паразит не иначе. Слово «секс» встречается чаще чем имя главного героя (просто тот же Зигфрид его по разному называет). Читалась легко. Чего-то такого, что опередило время в книге не заметил. Понравилась сама идея, так как прочитал практически залпом, так как очень ждал концовки и встречи с Хичи. Не все мои ожидания оправдались, но это не испортило концовку, а она уважаемые дамы и господа меня впечатлила и ошарашила. Читал в украинском переводе который на удивление порадовал. 10 из 10. Вторую часть в бумажном варианте найти не могу, поэтому скорее всего придется протереть пыль на экране моей электронной книги.

Оценка : 10
«Путь домой»
–  [ 7 ]  +

vam-1970, 15 октября 2019 г. в 20:37

Сюжет о хитроумных и зловредных хакхлийцах, пытавшихся расселиться на Земле, заблудившись в Космосе. Интересное чтиво, очень увлекательное , немного наивное, ускоренное развитие событий, и эротики хватает как и всегда у Пола, и финал с юмором. Секс землянки и как оказалось некого симбиота человека и животного, но полностью в виде мужчины и даже надежда есть на продление рода, но это автор оставил за рамками сюжета, отдав читателю на суд. Много сюжетных линий написал автор как и подобает настоящему мэтру фантастики: постапокалиптика , засорение околопланетного пространства, атомная война, СПИД, уничтоживший Африку, взаимосуществование инопланетных рас и многое другое. Стоит почитать -не пожалеете.

Оценка : 8
«Родительское собрание»
–  [ 7 ]  +

technocrator, 05 января 2019 г. в 21:17

Очень... этически неоднозначная вещь, один из редких случаев, когда вообще не знаю даже, как оценивать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пересадки органов — вещь очень нужная, но ведь здесь предлагается просто пожертвовать ребёнком, пусть и умственно отсталым, но умеющим, например, рисовать!

Очень любопытно, как рассказ выиграл премию, и выиграл бы в наши дни?

А впрочем, становится понятнее из истории создания.

Фредерик Пол: «За несколько лет до своей смерти Сирил написал рассказ о школе для «особенных» детей. Это была не научная фантастика; к тому же не совсем рассказ (больше описание, чем событие) и, похоже, что никто не хотел его покупать. Но он исходил из сердца Сирила, потому что один из его детей обучался именно в такой школе. После его смерти я обнаружил рукопись (или то, что от нее осталось, страница или две отсутствовали) и она также нашла отклик в моем сердце. По той же причине. Рассказ годами лежал в моих файлах, пока я случайно не наткнулся на него, разыскивая что-то другое, и понял, что он хорошо соответствует идее, которая зарождалась в моей голове и «Совещание» увидело свет. Его отметили премией «Хьюго» в 1973 году на Всемирном конвенте научной фантастики в Торонто. Это была моя первая писательская «Хьюго» (я уже имел несколько, как редактор) и я был очень рад ее получить; но даже больше был рад тому, что могу отправить дубликат награды вдове Сирила в качестве давно полагавшейся дани одному из самых талантливых писателей, каких только удостаивалось наше поприще.»

На самом деле, жутковато:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
рассказ представляет собой такую же «химеру» с пришитой к телу чужой «головой», как и описываемый в нём продукт пересадки мозга...

«Ферми и стужа»
–  [ 7 ]  +

Yarowind, 30 августа 2018 г. в 19:40

Это не совсем рассказ, скорее художественное описание ядерной катастрофы. Здесь нет какого-то связанного сюжета, какого-то главного героя. Зато есть антигерой и это война. Ядерная война. Сейчас, когда периодически в разных уголках планеты находятся желающие побряцать ядерным оружием, неплохо бы дать все жителям почитать это произведение. Для прочистки мозгов, так сказать. И для того, чтобы никогда не была доказана третья версия парадокса Ферми…

Оценка : 9
«Чрезвычайная миссия Финеаса Снодграсса»
–  [ 7 ]  +

V-a-s-u-a, 29 июля 2018 г. в 01:18

Вполне возможно, в детстве мне бы понравился этот рассказ, потому что в его центральной идее –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
человечество на грани катастрофы предпринимает путешествие в прошлое с целью убить собственного добродетеля
– есть что-то остроумное.

Но вся выложенная автором альтернативная история настолько абсурдна, невнятна и подогнана под концовку, что это почти оскорбительно: рассказ кажется выплеснутым на страницы автором, усердно просящим забыть всё, что знаешь об обществе и цивилизации. Юмористичностью рассказ не оправдаешь, ведь пошутить – это всё-таки не просто наврать с три короба: у шутки должна быть мишень, автор должен высмеять что-то – как правило, что-то, что ему не нравится. Судя по рассказу, что не нравится Фредерику Полу, так это неограниченное размножение. Видимо, рассказ как раз из того же периода американской фантастики, что и «Подвиньтесь! Подвиньтесь!», когда было принято бояться перенаселения. Но в свете этого Фредерик Пол упустил, мне кажется, единственный шанс спасти свой рассказ – сделать его рекламой контрацептивов, которые глупые люди из его вымышленного мира почему-то не смогли изобрести – ни с помощью Финеаса Снодграса, ни без неё.

Оценка : 3
«Встреча с Хичи»
–  [ 7 ]  +

vam-1970, 29 ноября 2017 г. в 15:29

Третий роман цикла «Хичи». С каждым романам автор последовательно раздвигает рамки событий. Не жуёт один и тот же сюжет. Весь роман посвящён поискам цивилизации Хичи, а тут они сами появились, разбуженные этим поиском. И автору удаётся убедительно показать сверхразвитость Хичи по сравнению с человечеством. Очень талантливо получилось. Оказывается не всё в этом мире прекрасно(хотя человечество обратило многие достижения Хичи себе на благо). Существует ещё одна цивилизация, смертельно опасная для гуманоидов, цивилизация Убийц. Об этом автор намекнул на четвёртый том.

Отдельная тема романа -терроризм на планете -с которым уже и не справляются. Автор очень озабочен этой темой. Бьёт просто в набат.И это в 1984 году!! Ещё раз убеждаюсь, что должен быть какой-то Всемирный Совет при ООН, где бы заседали все фантасты со своим видением будущего.Тогда чего-то можно было бы упреждать.

Оценка : 9
«Ферми и стужа»
–  [ 7 ]  +

Прокопий Антемий, 03 ноября 2017 г. в 20:40

Честно говоря — удивило, что этот рассказ удостоился высокой премии. Это больше походит на футурологическое эссе для какого-нибудь научного журнала, спешно переделанное в рассказ. Автор моделирует, что может произойти после ядерной катастрофы, и делает это предельно сухо и схематично. Да, модель получилась убедительной, но при чем тут литература? Повествование неровное, концовки вообще нет как таковой, да и сам «парадокс Ферми» тут выглядит явно притянутым за уши.

Оценка : 6
«Злодей»
–  [ 7 ]  +

god54, 12 октября 2017 г. в 18:35

Рассказ очень даже неплохой, сюжет оригинальный и совершенно неожиданный. Я ожидал всего, но только не такой концовки. К тому же недавно вышел фильм, в котором один внезапно и непреднамеренно вышедший из анабиоза пассажир будит себе попутчицу... Читаешь, а мысли витают вокруг фильма. Но, следует отметить, что данный сюжет лучше и увлекательней. Рассказ на все времена.

Оценка : 8
«Ферми и стужа»
–  [ 7 ]  +

dm_admiral, 19 мая 2017 г. в 23:26

Не понимаю восторга предыдущих отзывов. Рассказ выглядит как синопсис романа. Автор то подробно описывает эвакуацию из аэропорта, то просто перечисляет события, которые происходят как с героями, так и в мире. А могли бы, тут же поясняет автор читателю и не произойти, а может быть, инопланетяне прилетели бы и спасли человечество, а может быть и не прилетели. Не прилетели, не. Все умерли. Во как было дело. Но были варианты.

Оценка : 5
«Встреча с Хичи»
–  [ 7 ]  +

Reading, 19 августа 2016 г. в 20:30

Мне этот роман понравился несмотря на то, что немало времени в нем уделено главному герою Робинетту Броудхеду, его жене Эсси и их семейной жизни. Но также он затрагивает такие интересные и немаловажные темы:

1. Перенесенный разум. В этом романе присутствует одна из моих самых любимых тем в научной фантастике – тема бессмертия человеческого разума. Здесь это стало возможным благодаря технологиям хичи, найденным и изученным людьми. Очень интересно было читать первые «ощущения» Робинетта, пробудившегося уже не человеком. Он очень быстро понимает, что произошло и что именно он сейчас собой представляет, однако сориентироваться в окружающем его огромном количестве информации, даже почти всей полностью заблокированной для его же безопасности, невероятно сложно и в какой-то степени больно. Я хочу сказать, что мне очень понравилось, как автор описал пробуждение сознания в совершенно неведомом ему доселе состоянии. Браво. Высший бал.

2. Хичи. Первая встреча человека и хичи. Долгожданная встреча с теми, кто фактически спас человечество и благодаря кому оно сделало огромный скачок в науке и освоении космоса. Достигло бессмертия человеческого разума. В этом романе автор более подробно описывает этих существ и их восприятие человека после первого контакта. Очень большой интерес вызвала раса Убийц, их жизненное состояние и причина перезапуска вселенной. Также довольно интересной была история расы грязевых существ и их первого контакта с хичи.

3. Пленница черной дыры. Также очень интересным оказался сюжетный поворот с пребыванием Клары в черной дыре и ее возвращение в нормальное состояние спустя тридцать лет относительно привычного течения времени, хотя для нее самой время практически остановилось. Она как будто бы заснула и проснулась через тридцать лет в изменившемся мире. Ее встреча с Робинеттом была довольно интересной в плане встречающихся: человек, который за тридцать лет не изменился ни на день и сознание человека, перенесенное в информационный веер хичи, визуально представленное в виде голограммы. Потрясающе.

4. Умирающая Земля. Умирающая потому, что если бы не чудесные технологии хичи, трудно сказать, сколько бы еще продержалось человечество. Главная проблема – истощение всех природных ресурсов Земли и впоследствии угроза голодной смерти. К этому можно добавить все возрастающее население, тотальную безработицу, огромную пропасть между бедными и богатыми, а также угрозу радикально настроенной группы людей, завладевших опасной технологией хичи, желающих путем угроз и насилия привлечь внимание к этим глобальным проблемам и попытаться хоть что-нибудь изменить в своей бесперспективной жизни.

Роман читал в книжной серии «Золотая библиотека фантастики», перевод очень понравился.

Оценка : 10
«За синим горизонтом событий»
–  [ 7 ]  +

osipdark, 24 июля 2015 г. в 15:03

Что сказать — в отличие от первого романа цикла «Хичи», «За синим горизонтом событий» меня обрадовал.

Произведение действительно сильнее «Врат», с сюжетом, который находится в постоянном действии, с гораздо большим числом героев, где не идет зацикливание на ком-то одном. Более того, от главы к главе нарастает напряжение от чтения, ведь проблем у человечества становится все больше и больше; от проблемы мирового голода к вопросам космологических масштабов. Концовка и теории о недостающей массе, чертовых числах, происхождении Вселенной, цикле сжатия-раздувания меня лично обрадовали, а идея обнуления массы для сверхсветового ускорения позволяет узнать, откуда идут корни вселенной «Масс Эффект».

Читать цикл хочется и дальше, до конца, но «Хичи» все же эпопея-середнячок из середины-конца двадцатого века, но середнячок золотой. Именно по-этому его и следует читать. Оценку восемь второй его части теперь ставлю абсолютно заслуженно.

Оценка : 9
«Врата»
–  [ 7 ]  +

Олег Карлаш, 16 июля 2015 г. в 16:44

Книга в принципе неплохая, но всё-таки непонятно, как «Врата» смогли обойти «Пикник на обочине», взяв первое место премии Кэмпбелла. Это же проходная книга, никаких новых идей в ней нет, мало кто вообще её читал и ещё меньше тех, кто помнит, о чём там идёт речь. Оценку поставил субъективно низкую, из-за ощущения жуткой несправедливости, допущенной по отношению к «Пикнику».

Оценка : 3
«Вот именно…»
–  [ 7 ]  +

god54, 19 февраля 2015 г. в 18:20

С моей точки зрения вполне неплохой рассказ. В котором есть неплохая идея возможности переселения разума и это в 1957 году. Но более предпочтительным выглядит сюжетная составляющая, динамичная, смешная, а также вполне колоритный стиль письма, не говоря уже о антивоенной направленности и издевательстве над военными. В целом хороший рассказ, рекомендуемый к прочтению.

Оценка : 7
«Торговцы Венеры» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

mogzonec, 25 декабря 2014 г. в 23:32

Необычная книга для советских 60-х годов, когда она была издана. В то время никто и не подозревал, что торговля может при некоторых условиях быть движетелем прогресса. Не наука. а именно торговля и реклама. Сама повесть, будучи авантюрной по жанру и социальной по содержанию, не наделала много шума. Даже любители фантастики недоуменно пожали плечами. Потом, когда в конце 90-х появился роман «Инсайдер» уже российской авторши, мои одногодки, которые вообще не понимали термина «инсайдер», попытались разобраться, что есть что. оказалось, что этот мир. мир менеджмента, торговли, рекламы, может подталкивать развитие. Фредерик Пол одним из первых, вместе с Сирилом Корнблатом, поняли это. За что им честь и хвала.

Оценка : 8
«Марс Плюс»
–  [ 7 ]  +

primorec, 18 октября 2013 г. в 02:15

«Человек плюс» был мощным социальным романом, размышлением о Человеке и Человечности, пороках — алчности, зависти, агрессивности, глупости и эгоизме, не дающим людям выйти из духовного тупика, чтобы забыть вечную вражду раздирающую Землю. В нем была, с моей точки зрения, одна лишняя деталь, некая дань моде и читательским вкусам — тема об искусственном интеллекте, новой разумной расе, не питающей любви к своим создателям. Но, как бы то ни было, это было сильное и законченное произведение. Сказано было все, что нужно. Все. Точка.

Я не могу найти ни одного довода, который бы оправдал бы в моих глазах появление этого «продолжения». Ни единого. Тем более, что сюжетно с первым романом этот связывают лишь редкие эпизоды с киборгом Роджером Торравэем, без которых, в сущности, сюжет мог бы и обойтись. Других связей нет никаких.

Мы на Марсе через пятьдесят лет после описанных в «Человеке Плюс» событий. Колонии процветают, возникают все новые поселения, и освоение Красной планеты с помощью машин идет быстрыми темпами. На Земле тоже все более-менее успокоилось: политические потрясения полувековой давности привели к появлению новых государств с амбициозными планами расширения на планеты Солнечной системы. И в планах большинства таких государств — расширение колонизации Марса, чему, естественно не рады первопроходцы и первопоселенцы.

Основная интрига разворачивается вокруг планов этих государств, каждое из которых посылает на Марс своего шпиона, среди которых юная Деметра Коглан из Техаса, которая оказывается втянута в противостояние разведок, местные политические интриги, ну, и попутно, узнает, все о родившейся рядом с людьми новой разумной расе, которая уже не может скрывать от Человечества свое присутствие.

Вроде бы, такое описание сюжета обещает закрученное и динамичное действие. Но не получилось. Ни одна из сюжетных линий, в сущности, не проработана до конца. Не успела раскрутиться ниточка с подпольщиками, как перескакиваем на заговор машин. Не успели вникнуть в загадку марсианских долин, как оказываемся на орбитальной станции. От социальной части вообще ничего не осталось, а идейная составляющая исчезла без следа. Единственное явное достоинство — небольшой объем, но и его прочтение далось мне нелегко. Было просто скучно. Даже подростковый цикл «Наследие» Уильяма Кейта я прочитала с большим интересом, благодаря наличию забавных моментов.

Жаль, так жаль, что глубокий, проникновенный, грустный и умный рассказ о преображении в новое существо Роджера Торравэя, о том, что же такое Человечность, получил такое маловразумительное продолжение.

Оценка : 5
«Дитя звёзд»
–  [ 7 ]  +

primorec, 09 октября 2013 г. в 01:39

Робкая мечта о свободе оказалась только слабой искрой и не ясно, сможет ли она зажечь пожар. Так, в сущности, завершается первая часть.

Ничего не получилось: все, что произошло — мучительные поиски, способные, не ввергая мир в хаос, отыскать тропу к освобождению — не только физическому, но главное – духовному, провалились. Мечта о свободе вспыхнула ярко, да и погасла, не дав ни тепла, ни света.

Прошло несколько десятков лет с момента, описанного в «Рифах Космоса». На Земле все по-прежнему: послушное людское стадо выполняет пункты машинного плана, прославляя свое рабство. Опасные Рифы надежно изолированы, как и те, кто смог пробраться через кордоны, променяв бездумное существование у гарантированной кормушки на риски и опасности Свободы. Все идет, как прежде — безумный План выполняется, Банки органов исправно пополняются — пока на сцене не появляется Дитя Звезд.

И снова главный герой — не бунтарь или тайный оппозиционер. Обычный обыватель, слепо преданный существующему режиму, сам обрекавший не раз людей на смерть в Банках органов. Именно его швыряет в гущу событий: то на Рифы, то в самый центр машинной цивилизации, то в центр обучения, то в вновь в глубокий Космос. На него устраивают настоящую охоту и обе стороны обвиняют во всех смертных грехах. Остановиться, подумать, проанализировать факты и сделать выводы нет никакой возможности, и от этого собственный путь приходится искать герою почти интуитивно.

Что тут сказать. Редкий вариант, когда приключенческая составляющая только навредила книге. Получились какие-то отдельные эпизоды, мало связанные друг с другом, сумбурные, более похожие на яркие нарисованные картинки, чем на реальную жизнь с ее полутонами. Порой, вообще, невозможно вычленить главное и важное из целой кучи вываленных на читателя фактов, событий, диалогов, не говоря о том, чтобы проследить логику поступков героев.

И на этом фоне выгодно смотрятся эпизоды спокойные, почти без событийные, наполненные неспешным созерцанием и размышлениями. Жаль, что их так не много: пребывание в клинике и центре обучения — всего лишь несколько страниц, наполненных глубокими переживаниями и идеями. Сцены обучения и постепенного преображения героя просто потрясают силой эмоций. Но именно на эти эпизоды ложится основная смысловая нагрузка. Не просто о Рабстве и Свободе, но и о Человечности и о Личности. О самой сердцевине, самой глубине, центе, делающем нас такими, какими мы есть.

Но даже эти потрясающие страницы не смогли исправить общее впечатление. Тем более, концовка показалась нереальной и нелогичной, излишне пафосной и чуждой, как бравурный марш, звучащий на похоронах.

Оценка : 7
«Гладиатор по закону»
–  [ 7 ]  +

primorec, 16 марта 2013 г. в 05:08

Мне, не обладающей кровожадной натурой, всегда было не понятно, что же находят люди в зрелище кровавого поединка, будь то гладиаторский бой Древнего Рима, рыцарский поединок Средневековья или современные Бои без правил. Хоть тресни, но нет во мне ни тайного, ни явного желания смаковать чужие страдания, жадно вглядываясь в разлетающиеся брызги крови. Что толкает самих участников таких боев понять не сложно, но вот Зрители, Зрители остаются для меня тайной. Что это? Тоска по тем временам, когда все решалось просто и бесхитростно, зависть — сам на это не способен, но хоть посмотрю, уступка подавленным садистским наклонностям или просто наслаждение мимолетной иллюзией безграничной власти над чужой жизнью?

Так, вот: любителям подобного зрелища, привлеченным названием романа или завлекательной аннотацией, можно не беспокоиться. И хотя в книге присутствуют самые настоящие гладиаторские бои, перенесенные в не слишком далекое будущее, реальные сражения здесь разворачиваются не на аренах или рингах, а в тиши кабинетов адвокатов и в брокерских канторах, на совещаниях акционеров и заседаниях Советов Директоров.

Но не огорчайтесь, найти книгу о новых и старых гладиаторских боях не составляет труда, а вот о том, как миллионы могут достичь вершин благосостояния или скатиться на самое дно всего лишь из-за нескольких бумаг — протоколов, акций или договоров -достаточно сложно.

Хотя то, что описывается в романе — не менее напряженные и «кровавые» бои, чем пресловутые гладиаторские игры, со своими страдающими жертвами и алчной до власти, смакующей чужие неудачи и страдания, толпой. Здесь вместо сверкающих мечей и копий — параграфы законов, разящие не менее верно, чем колеще-режущее оружие, вместо кровавой арены — залы судебных заседаний и торговые площадки бирж. Здесь болезненные уколы и смертельные удары наносятся с помощью купли-продажи акций, слухов и инсайдерской информации, знание уставов, протоколов и договоров значит не меньше, чем решительность и смелость, хотя именно эти человеческие качества могут решить исход всего дела.

Думаю, роман больше подходит тем, кому не чуждо наслаждение интеллектуальными поединками. Но именно в этой части лежит и моя основная претензия к этой книге. Авторы, к сожалению, так и не смогли определить, для кого они пишут: для жаждущих боев и крови или любителей интеллектуальных игр. В результате — причудливое смешение реальных сражений и интеллектуальных битв, из-за которого первые оказались не слишком «кровавыми» и проработанными, вторые — не такими глубокими и запутанными, как хотелось.

Оценка : 8
«Чрезвычайная миссия Финеаса Снодграсса»
–  [ 7 ]  +

GBV, 06 января 2010 г. в 20:55

Рассказ-предупреждение романтикам, которые считают, что можно и даже нужно изменить прошлое к лучшему, избавив мир древности от болезней. Непродуманное вмешательство в историю приводит в технологическому дисбалансу, когда людей много-много, а технологии развиваются слишком медленно, медленнее по отношению к количеству населения, чем в нашей реальности. Здесь уж автор чувствует себя как в родной стихии — тема перенаселения часто встречается в произведениях Пола. Ну а концовка получилась, по-моему, самая логичная и реалистичная, какую можно было придумать в данном случае.

Оценка : 8
«Врата»
–  [ 7 ]  +

mist, 26 ноября 2009 г. в 20:54

Заметил, что неинтересно мне писать положительные отзывы, интересно критиковать. Так вот…

Главный герой мне сразу не понравился. Конченый эгоист, который думает только о том, как отхватить на халяву все и сразу. Все интересы сводятся к: пожрать, потрахаться и нажраться, а если не нажраться тогда, задурить голову «легкими» наркотиками. С программой психоаналитиком Зигфридом ведет он себя как последний дебил и постоянно доказывает что-то компьютеру. Еще не понравилось постоянное заострение внимания на сексуальной ориентации героев. Странно, что многие после этого в классификаторе отмечают возраст для прочтения – любой. Некоторые вещи во Вратах показались нелогичными и такое чувство, что текст просто не отредактирован до конца. В остальном добротный средний роман о встрече землян с артефактами инопланетной цивилизации.

Оценка : 6
«Врата»
–  [ 7 ]  +

Heechee, 14 мая 2009 г. в 09:15

Когда мне в руки попала данная книга, мне пришлось тяжело. От первых 20 страниц воротило, непонятно вроде и интерессно, а вроде и занудно. Но потом, постепенно начал втягиваться. В итоге это одна из любимейших книг.^_^

Необычно здесь всё, этакая смесь чистого НФ, кучи тяжелых терминов, теорий(к стати очень познавательно, много чего для себя открыл) с примесью психологии, проблем личности, переживаний главного героя, и самого главного — интриги, кто были хичи, откуда они взялись и тд.

Очень захватывающе, но на любителя. Слог тяжелый, герои многогранные. Но мне очень понравилось. Достойное произведение достойного атвора.

Оценка : 10
«The World at the End of Time»
–  [ 6 ]  +

FixedGrin, 16 ноября 2024 г. в 01:46

С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/vz8II).

Темная материя и темная энергия, как я указывал в своих заметках, уверенно продвигаются к статусу современных теоретических эпициклов — они с некоторой натяжкой объясняют всё, везде, сразу и в то же время абсолютно ничего, а экспериментальными подтверждениями, увы, гнушаются: приходится довольствоваться блужданием в сужающемся коридоре потенциальных отклонений от Стандартной Модели или теории относительности. Тем не менее мы, будучи людьми, просто не в силах удержаться от попыток разработки подобных моделей, одна из которых (само собой, довольно старая) активно и мастерски задействована Фредериком Полом.

Но не только этим хорош роман, иначе было бы к нему не меньше претензий с точки зрения стиля, чем к «Диаспоре» и «Планковскому прыжку» Игана. Это один из ранних предков (ага, опять — см. https://fantlab.ru/work435261 ) идеи, именуемой нынче с подачи пиарщиков, экранизаторов и переводчиков Лю Цысиня Темным Лесом — объяснение парадокса Ферми тут дается подчеркнуто мимоходом,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
гибели Земли и Солнечной системы
уделено от силы несколько строчек, но устрашает предложенное решение не меньше, чем беспощадная прикладная космология «The Killing Star» Зебровски и Пеллегрино или более известного в наши дни Лю. А вот и главный ярус торта с вишенкой: в этом романе находим одну из лучших (впрочем, их и без того можно по пальцам пересчитать, не снимая ботинок) в НФ и фэнтези обработок теологии валентинианского и архонтического гностицизма. Один из двух (намного лучший соседнего) параллельных и независимых сюжетных потоков густо заселен
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
неуклюжими, некомпетентными, по-детски вздорными и раздражительными, капризными, часто — безрассудно жестокими богами-демиургами (а может, это падшие ангелы?).
Сотворенные, как и положено, поровну из тьмы и пламени
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(в данном случае — из плазмы и экзотических бозонов-переносчиков гравитации),
они презирают и ненавидят материальный мир, но именно из него поступает к ним гурманская пища, так что отвязаться от него они решительно неспособны. Не на орбиты черных дыр же мигрировать, чтобы питаться жалкими крохами излучения Хокинга?

Подобно жителю Нью-Йорка, Лос-Анджелеса или Москвы, которого жизнь благословила квартирой с фиксированной арендной платой, такой архонт старается без надобности не переезжать, пока не износит очередную звезду.

Тем сильнее злобная бесшабашность всемогущих трусливых подростков, которые искренне полагают себя наделенными отменным чувством юмора. Ну да, представления о смешном у них скорее соответствуют скабрёзным шуткам, опрокидыванию лицом в торт и всему такому. Но ведь и о многих людях подобное можно сказать? В том числе и о членах экипажа корабля «Новый Мэйфлауэр», большая часть веществ в телах которых тоже происходит из сердцевины какого-нибудь солнца.

Хотя, возможно, это лишь мне видится Темный Лес гностицизма за древами жизни, окружающими фонтан юности Виктора Соррикейна, самого старого космопилота во Вселенной и участника стэплдонианской секс-миссии поневоле, а Полу в действительности и не было дела до Гебдомады. Или же Архонтам просто нечего делить (и нечем делиться) с разработчиками и поклонниками несколько уже заплесневевшей теории Калуцы-Клейна.

Оценка : 9
«Туннель под миром»
–  [ 6 ]  +

Bordz1, 06 июня 2023 г. в 17:31

Основное для меня в этом произведении — ярко выписанная полная и абсолютная безнадежность.

Вот странности, которые требуют объяснения. Вот вроде бы что-то проясняется. Вдруг все становится весьма мрачным — страшный заговор, и весь мир против героя. Но мы все ещё верим, что он как-то сумеет выкрутиться, ему придут на помощь. Ну, или в крайнем случае герой погибнет в неравном бою — за правду, за свободу, за себя, в конце концов.

Увы — в жутком финале ему не будет дарован даже горький дар смерти, и ждёт его судьба, хуже которой трудно и представить.

Оценка : 10
«Рифы космоса»
–  [ 6 ]  +

Darth_Veter, 16 марта 2022 г. в 22:00

Немного мрачная книга о не таком уж и далеком будущем Земли. Границы между государствами стерты, а всем заправляет Планирующая Машина, работающая по особому алгоритму. Все должны выполнять ее указания, иначе — арест с поражением в правах, а то и вовсе медленная смерть в орган-банке. Стива Райленда объявили преступником (опом) за чтение недозволенных книг. Но это — всего лишь формальное обвинение, потому как Райленд виноват в поддержке известного бунтаря против системы Рона Донвуда. По версии следствия, тот передал Стиву некую информацию, которая помогла ученому открыть нереактивный способ движения в пространстве. Окружение Машины тоже мечтает завладеть этим секретом, поэтому Стива не убили, а поместили в особую тюрьму, где заключенные могут заниматься исследовательской деятельностью. Если он откроет Машине принципы нереактивного движения, то может рассчитывать на полное восстановление в правах...

Сюжет, конечно, не совсем стандартный, потому и интригующий. Похожее будущее в свое время описали Оруэлл с Замятлиным, так что авторы романа всего лишь развили идею «вширь» — не только на всю планету целиком. но и в ближний космос. Физика тут вполне реальная, поэтому на полет к границам Солнечной системы уходят месяцы. И это совсем не устраивает План Человека (фактическое правительство Земли). Тем более, что в астероидном поясе обитают особые существа (пространственники), не использующие при перемещении в космосе реактивного принципа. Казалось бы, чушь и бред, но в конце повествования авторы раскрывают тайну такого движения, и она уже не кажется идеей сумасшедшего. Другой вопрос: можно ли ее реализовать в действительности? Законов физики и космогонии подобная теория не нарушает, но я лично не верю в практическую пользу от подобного знания: вряд ли подобные способности будут даны хоть одному живому существу Вселенной. Хотя бы потому, что жизнь среди звезд, в мертвом и пустом пространстве, лишена всякого смысла. Пожалуй, пространственники — это единственный по-настоящему фантастический элемент повествования. Зато социальная система Земли будущего вполне реальна, учитывая современные тенденции в политике. Это, конечно, не концлагерь, но что-то весьма близкое к нему. Планирующая Машина жестока не потому, что ненавидит людей, как Терминатор, а потому, что лишена обычных человеческих чувств. Она не сможет отличить радости от печали, ей неведом восторг побед и горечь поражений, — она видит в людях только винтики своей системы. На ум приходит еще одно сравнение — фильм «Метрополис» с его нечеловеческим ритмом жизни и полным безразличием к человеческим потребностям. Сцены в орган-банке ужасны не только постоянным ожиданием смерти, висящей над головой каждого обреченного подобно дамоклову мечу, а именно своей обыденностью. Многие люди там давно уже потеряли свой человеческий облик, отдавая свои органы более важным служителям Проекта. Людьми они являются чисто формально, а фактически — это мыслящие машины, более близкие по духу электронному правителю Земли, нежели остальным людям. Саму идею орган-банка могла придумать только такая вот машина — бездушная и расчетливая, с холодным математическим разумом. Она в сто крат страшнее любого фанатичного диктатора. Неудивительно, что противостоят ей только самые отважные и отчаянные, своеобразные робингуды машинного века. Живут они там, где Машина не может их достать. Их Шервудский лес — это окраина Солнечной системы, названная Космическими Рифами. Здесь власть Машины кончается, и начинается власть Человека. На подобном противостоянии можно выстроить неплохой сюжет. Неудивительно, что схожее решение было многократно повторено в более поздних произведениях других писателей!

Что касается действующих лиц романа, то они описаны через свои слова и поступки, а не через видимый образ. Райленд — типичный упоротый ученый, не интересующийся политикой до тех пор, пока она сама не приходит к нему на порог. Донна Криири — избалованная «принцесса на горошине», не потерявшая, однако, своих главных качеств — сострадания и человечности. Именно благодаря им она выбирает противную Машине сторону и, в итоге, становится ближе к звездам, как в прямом, так и в переносном смыслах. Остальные персонажи вырисованы еще схематичнее и потому кажутся искусственными и немного надуманными. Про бывшего товарища главгероя, Опорто, многие читатели даже и не вспомнят после прочтения книги! Но общий негативный фон от подобных «иуд» чувствуется весьма четко — авторы на совесть постарались с созданием соответствующей атмосферы. В общем, героям не просто сочувствуешь — за них нешуточно переживаешь и потому вместе с ними радуешься позитивному финалу.

-------------

РЕЗЮМЕ: социально-приключенческий роман о противостоянии человека и бездушной Системы на фоне стихийной колонизации Дальнего Космоса. Рекомендуется к чтению настоящим ценителям хорошей фантастики.

Оценка : 8
«Последняя теорема»
–  [ 6 ]  +

Pride1983, 14 августа 2020 г. в 08:14

Последний роман, к написанию которого приложил руку великий фантаст и футуролог Артур Кларк, по сути является жизнеописанием математика Ранджита Субраманьяна, раскрывая перед читателем его устремления и поиски, успехи и неудачи, ну и, конечно, разгадку теоремы Ферма.

Многие идеи позаимствованы из более ранних произведений Кларка — космический подъёмник на Шри-Ланке («Фонтаны рая»), гонки космических кораблей с солнечными парусами («Солнечный ветер»), спортивные состязания на Луне («Молот Господень»).

Мне, честно говоря, галакты и их приспешники показались лишними в романе. Получилось так, как будто читаешь два разных произведения, не связанных друг с другом. По сути, сюжет почти ничего бы не потерял, если убрать из повествования отрывки про иные расы и разум. Получилась бы история ближайшего будущего с элементами занимательной математики и слегка намеченной производственной составляющей на фоне жизни главного героя и решением проблемы вечной жизни в конце. А все эти, как правильно заметили ниже, «пластиковые зверушки», прислужники великих галактов, как и сами галакты, не очень вписались в канву повествования и выглядели нереалистично, вызывая порой недоумение и удивление.

В итоге имеем абсолютно проходную вещь, которую можно прочитать только лишь в дань уважения Кларку, хотя судя по всему, роман почти полностью написан Фредериком Полом.

Оценка : 6

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8  9 



⇑ Наверх