Все отзывы на произведения Брайана Олдисса (Brian W. Aldiss)
Отзывы (всего: 326 шт.)
Рейтинг отзыва
Пол Атрейдес, позавчера в 22:19
Рассказ отличный, лучший в этом сборнике. Особенно рассмешила эта фраза —
Конечно, продолжала архиепископ, Христос не дал распять себя перед объективами телекамер, но все дело в том, что он выбрал не самую удачную историческую эпоху. Горстку свидетелей распятия, чьи рассказы дошли до нас, никак нельзя назвать надежными источниками. Более того, не исключено, что все это вообще выдумка. Отложи Христос свое распятие на пару тысяч лет, и оно было бы надежно задокументировано и тогда, возможно, в Него поверили бы все жители Британии, а не какие-то паршивые девять процентов.
Всем рекомендую. Тем более он очень короткий, читается за несколько минут.
Брайан Олдисс «Кто может заменить человека?»
Кропус, 16 июня 13:25
Забавно, но не более. Не буду придираться к роботам, они даны явно юмористически, да и когда писалось-то. Но мгновенно всё остановится не могло. По мере уменьшения количества людей в городе, всё сворачивалось бы постепенно, а тут как-то в один день.
neli mustafina, 30 мая 07:29
Давным-давно, в другой стране, которая с «легкой» руки Горби открылась навстречу западной культуре, в страну хлынули произведения американских фантастов. И мы, доселе не читавшие такого, в упоении покупали эти книги. С тех пор единожды прочитанная и лежала у меня «Весна Гелликонии»...
Решила я вспомнить подзабытое. Прочла и «Весну», и «Лето», и «Зиму».
Что ж, нет фантаста, не мечтавшего создать свой собственный мир, и не замахнувшегося на Толкиена.
Почему Толкиена? Да потому что это — самое настоящее фэнтези с вариациями на тему планеты между двух звёзд. Фагоры и йелки, люди и мади...бесконечные войны на фоне климатических изменений, когда планета приближается к Фреиру или Беталиксу. Есть здесь что-то от «Дюны» и от «Покахонтас»...
Мади...эти людишки кочевые с крючковатыми носами и гортанными голосами, не желающие и не умеющие работать...никого вам не напоминают?
По сути — это сага о людских страданиях, войне за выживание. Не объединенная ни одним главным героем. Хотя нет, через все тысячелетия — электронные часы со спутника сделанного земным поселением, кружащим вокруг Гелликонии на станции Аверн, которые передариваются очередным героям саги.
В общем-то читала уже только из-за убеждения, что «дела надо доделывать». А все эти перипетии с королями, и их сексуальными пристрастиями порядком поднадоели. Видимо автор тоже выдохся и «Зима» была просто наискучнейшая.
Иногда казалось автор пересказывает истории из земного средневековья, когда церковники настолько замедляли ход цивилизации, что только удивляться приходится — как мы выжили и поумнели до изобретения роботов и гаджетов (а некоторые и до сих пор не поумнели, думая что аллах или иисус руководят ими)...
Брайан Олдисс «Слюнное дерево»
ANTI_VSE, 26 апреля 23:21
Перед «Слюнным деревом» я читал Лавкрафта и читая «Слюнное дерево» никак не мог подавить в себе почти уверенность, что «Слюнное дерево» Олдисса, это более простой и динамичный вариант «Сияния извне» — очень похожи сюжеты. И там и там — какая то нечисть или жизнь из космоса и далее по нарастающей... — но в общем не думаю, что Олдисс хоть в чём то подрожал Лавкрафту или даже писал под впечатлением «Сияния извне»
Скорее всего два разных автора придумали сюжеты в которых есть что то общеее или похожее.
«Слюнное дерево» — простой, динамичный и интересный рассказ.
Жаль что такой короткий.
8 заслуживает.
mka, 22 апреля 22:57
Приключения туземцев живущих в кронах мега деревьев. Этакие Маугли. От обилия псевдоназваний представителей флоры (или фауны) их форм и связанных с ними опасностей они быстро перестают восприниматься серьезно. Также неуместны и другие сплошь и всюду описания как бы «удивительных» деталей окружающего мира от лица тех, кто в этом мире родился и живет и кому этот мир — ежедневная рутина которую отдельно описывать нету сюжетного смысла и тем более такими словосочетаниями как «открылась удивительная картина..»
Брайан Олдисс «Галактики как песчинки»
keellorenz, 27 марта 22:05
В мировой НФ истории запредельно далёкого будущего имеют богатую традицию, начавшуюся ещё в 19 веке, во времена Камиля Фламмариона и Уэллса, поэтому к 50м годом удивить читателя чем-то необычным и новаторским было сложно: все подобного рода футурологические предсказания, как колода карт, перетасовывались в романах Стэплдона, Мэннинга, Дёблина многократно, чтобы раскинуться очередным пасьянсом грядущих страданий и победных свершений людского рода. С оглядкой на это Олдисс не стал связываться с научно-футурологической фантастикой , а отважно шагнул в мало опробированную тогда фантастику модернистскую. Это почти обнулило прогностическую составляющую книги, но выгодно раскрыло ее общелитературный, художественный потенциал. Широкими, смелыми, щедрыми мазками автор рисует грандиозное полотно , где, словно на картинах Сальвадора Дали, ведут странный и таинственный танец расы и эпохи , начиная от близкого будущего на десятки миллионов лет вперёд. Босые девушки-«хиппи» на лошадках , путешествующие в машинах времени, матрица, ядерный холокост, геноцид одной расы над другой (и вы ошибётесь, если подумаете, что победа осталась за европеоидами ), роботы воюющие и роботы эволюционирующие до уровня ноосферы Вернадского ,воссоздание кибернетическим разумом вымершей ветви хомо сапиенс с нуля, ослепительные белоснежные города с идеальными красавицами на флаерах и города монструозные, пожирающие человеческую душу… Закат — и вновь рассвет, тысячное наступание ногой на грабли братоубийственной войны — и очередная утопия. Под конец книги человечество становится колоссальной единой нагой плотью матери-биосферы, чтобы потом опять атомизироваться и деградировать до единичных личностей: примитивных и злобных вояк, гоняющихся на краю вселенной друг за другом на ржавых сверхсветовых пепелацах и проморгавших за этим увлекательным занятием гибель галактики и очередное торжество космического Бога — Пана, духа самой природы.Богатый на события мир грядущего рассмотрен всесторонне, причём автор много места уделяет теме влияния философии на общество и технологий — на философию. Виртуальные реальности, новые религии и философские концепции, духовное и лингвистическое перепрограммирование… В лучших местах текста автор поднимается до уровня Лема и Стэплдона, но меня больше поразила история про то, как мужчина в мире будущего выпивает с незнакомцами в ресторане на фоне цунами, спасается от бедствия, а по возвращении обнаруживает новых друзей все за тем же столом, но мокрых от воды. Метафора , известная ещё со времён Стэплдона , про волны времени, окатывающие неизменное в своей сути человеческое основание, подаётся здесь в сюрреалистической, модернистской манере и заставляет вспомнить стиль «новой волны». Олдисс не столько предсказывает будущее, сколько погружает нас в череду странных видений, легенд и сказок, чтобы не напугать, а заставить задуматься над ролью (буквально) философии в обществе. В этом и есть перманентная актуальность данного необычного произведения. Рекомендую к прочтению и переизданию.
P.s. Особенно подчеркну, что не все рассказы цикла изданы на русском , причём состав цикла запутан был самим автором по издательским причинам.
Nik21, 16 марта 13:30
Крепкий фантастический роман с классной идеей но неровной реализацией. Как часто бывает подкачали детали, психологизм, мотивация героев и непродуманность сюжетных поворотов.
Мы с самого начала знаем, что мы на неком космическом корабле, что произошла некая катастрофа, которая заставила жителей деградировать, и это хорошо, это интересно. А вот, что вызывает недоумение, так это то, что автор так и не ответил, почему после катастрофы сложилась
именная такая культура, в чем она заключается? Нам дают только невнятные отрывки обычаев и воззрений, не утруждаясь обьяснить, что они представляют из себя в целом и откуда взялись? Ведь у многих обычаев и традиций в фундаменте было рациональное зерно.
Почему при таком ускоренном метаболизме они не находятся в постоянном поиске еды и ее употреблении?
Что из себя представяет эта «наука» почему эти общества так равнодушны к чужой смерти? Почему не формируют дружественных родственных и любовных привязанностей?
Это следствие мутации или отклик суровой борьбы за выживание? Как живут другие племена? Почему агенты «прогрессоры» не подвержены влиянию чужеродного органического агента?
К чему эта пустая линия про разумных грызунов и их симбиоза с молью? Опять мутация?
Откуда эта безумная паранойя и вспышки ярости? Мутация?
Почему герои все такие отрицательнве и одновременно пустые? Вот что мы можем сказать про персонажей?
Там более менее прописан только священник. Он умен, харизматичен, любознателен и жаждет власти. А остальные?
Как их можно охарактеризовать? Да никак, они что то делают, либо потому что их толкают другие люди и обстоятельства, либо черт знает почему...
Брайан Олдисс «В потопе времени»
Darth_Veter, 15 января 22:45
Данная история не вполне серьезна, ибо автором ее является писатель, просто обожающий фантастические анекдоты. По его мнению, в будущем люди научатся путешествовать в прошлое на бытовом уровне, с помощью некоего газа, обладающего способностью обращать время. Подается этот уникальный газ по особому каналу (т.н. хронопроводу) и стоит настолько дешево, что доступен практически всем жителям. Есть только одна проблема: последствия его утечки куда сложней и серьезней утечки воды или природного газа... Финал этой истории угадать совсем не сложно, ибо он следует из логики самой идеи управления временем. Ведь коммунальные аварии являются общей проблемой всех развитых стран, в независимости от их социального строя. Вполне вероятно, автор просто решил посмеяться над техническим прогрессом, низведя его до уровня обычной «бытовухи». Вот к чему может привести социализация серьезных научных достижений, предупреждает он. Если подобное доверить простому обывателю, тот с вероятностью 1/2 вполне сможет завалить любую ответственную работу. Чем выше технология — тем серьезней будут последствия. Так что для социализации научных достижений имеются определенные пределы: кое-что нужно не пускать на самотек, а очень строго контролировать. Например, ядерные технологии и тот же процесс управления временем.
------------
РЕЗЮМЕ: поучительная история, рассказывающая нам, почему некоторые важные технологии нельзя повально популяризовывать. Главное в подобных сатирических произведедниях — на сама идея, а способы доведения ее до абсурда.
Hayabusa, 28 октября 2024 г. 08:47
Один из вариантов того, как на корабле поколений всё накрывается медным тазом. С удовольствием читал и Хайнлайна, и Саймака, и Гаррисона, и Олдиса. По книжке комиксов Эллисона «Феникс из пепла» было снято ТВ шоу, а затем ещё и написана книга, которая впрочем сильно уступает и комиксу и ТВ сериям. «Пандорум», опять же.
При всей оригинальности идеи, всё-таки кажется маловероятным, что корабль без руля и ветрил способен поддерживать жизнеобеспечение многих поколений людей — этим грешат все работы мною упомянутых мастеров жанра. Сколько раз в течении 10 лет мы вызываем сантехника, электрика, кровельщика, и т.д.? Ну а за сотни лет всё придёт в упадок достаточно быстро, если только «Ноев ковчег» не прибудет к месту назначения по расписанию и с пассажирами в здравом уме. Более или менее система жизнеописания представлена у Гаррисона в «Пленённой Вселенной», да и то «солнце» там «вручную закатывали». Впрочем, фантастика тем и ценна, что задаёт вопросы «А что если...?», поэтому работа Олдиса в этом отношении вполне хороша.
Брайан Олдисс «Весна Гелликонии»
flying_kitten, 2 октября 2024 г. 17:41
Впервые прочитал эту книгу в 1990-е, предварительно наслушавшись/насмотревшись где-то (уже не помню где) восторгов и хвалебных эпитетов. Тогда роман потерялся в массе многочисленных прочитанных мною второсортных произведений, ничем особо не запомнившись, но какого-то отторжения не было, поэтому не так давно решил перечитать. Скажу сразу, перевод (в книге не указан переводчик, вроде бы Тогоева) весьма посредственный, возможно в другом переводе книга заиграла бы какими-то новыми красками.
На планете Геликония очень длинный год, эквивалентный паре тысяч земных лет, соответственно и зима, и лето растягиваются на многие поколения, в течение которых природа и цивилизации планеты претерпевают серьёзные изменения. В холодное время бал правят фагоры — странные гуманоиды, похожие на Минотавра, обладающие совершенно чуждой для людей психологией и мышлением. Люди в это время фактически выживают, причём не без труда, откатываясь в развитии куда-то в сторону варварства, а вот в тёплое время наступает ренессанс человеческой цивилизации, но об этом подробнее будет в других частях трилогии, которые я не читал. :)
Действие «Весны Гелликонии» развивается как раз на границе зимы и лета, можно сказать — ранняя весна. Сложно выделить какого-то главного героя, они меняются на протяжении повествования. Сначала это сын охотника, оставшийся без отца и попавший в подземный город. Потом это правитель (и его противники) поселения надземного. :) Следя за неспешными сюжетными линиями, мы знакомимся с этим странным миром, с его населением, разнообразными племенами. Продумано всё отлично, но описания временами похожи на скучноватый учебник то ли истории, то ли географии. Центральной сюжетного стержня как такового нет, равно как и внятного финала, наверное можно сказать, что главный герой — это странный мир Геликонии.
Роман оставил после себя двоякие ощущения. С одной стороны, замысел (наверное) был хорош, да и профессионализм не пропьёшь, мастерство писателя никуда не делось. С другой — книга получилась бессюжетная и аморфная — просто летопись неведомых земель, не особо захватывающая, хотя местами и небезынтересная. Потерянного времени не жаль, но и другие части трилогии читать особо не хочется.
Брайан Олдисс «Суперигрушек хватает на всё лето»
vanishrap, 2 октября 2024 г. 13:47
Рассказ Брайана Олдисса «Суперигрушек хватает на всё лето» — это действительно сильная и продуманная фантастическая история, которая, несмотря на возраст, кажется актуальной и даже предвосхищающей наше будущее. В отличие от классической космической фантастики, которая всё ещё остаётся далёкой, рассказы о роботах и взаимодействии с ними уже не кажутся такими фантастическими — скорее, это предзнаменование того, что ждёт человечество в ближайшем будущем.
История разворачивается в перенаселённом мире, который на первый взгляд может показаться антиутопией, но по мере чтения воспринимается почти как утопия — технологии позволяют людям создавать иллюзии и жить в виртуальных декорациях, компенсируя реальную скученность и тесноту. В центре внимания находятся дети, и рассказ повествуется с их точки зрения, что добавляет истории особую глубину.
Одной из ключевых тем является отчуждение между родителями и детьми — родители настолько заняты, что не замечают своих детей, а дети страдают от одиночества и нехватки внимания. Этот мотив повторяется через вопрос, который задают дети: «Я настоящий? А ты настоящий?» Этот вопрос становится ещё более важным, когда
Этот неожиданный поворот превращает рассказ из лёгкой утопии в более мрачную антиутопию, обнажая ужасы перенаселённого будущего и социальной изоляции. Что особенно интересно, так это то, что роботы-дети, несмотря на свою искусственность, демонстрируют больше человеческих качеств, чем взрослые. Взрослые описаны как «автоматизированные», они живут рутинной, почти роботизированной жизнью, в то время как роботы-дети проявляют живые эмоции и переживания.
Этот контраст между роботами и людьми, а также общие вопросы об истинной человечности и об отношениях в мире будущего делают рассказ особенно интересным. Он читается как мрачное предупреждение о том, каким может стать наш мир, если технологии и перенаселённость выйдут из-под контроля.
Брайан Олдисс «Всё созданное Землёй»
fed0t, 30 сентября 2024 г. 23:56
Обычно не пишу отзывы, но это произведение позабавило.
В целом большую часть книги автор довольно топорно и антинаучно мусолит тему перенаселения и нехватки ресурсов, в частности пищевых. Сам мир нарисован весьма интересно и слог отличный, но в итоге все сводится к банальному эко терроризму. В целом возникает ощущение что идея была на более крупное произведение, последняя треть очень скомканная.
Решающий аргумент в финальной сцене вишенка на торт:
Отличный в общем план, надежный как швейцарские часы.
Брайан Олдисс «Доклад о Вероятности Эй»
Неизвестный Ч., 22 июля 2024 г. 08:32
От тоски спасает только неистовая тоска, говаривал Рамон Гомес де ла Серна. От неистовой тоски (в серый дождливый день) спасает только чтение «Доклада о вероятности А» Брайана Олдисса, с любого места, до любого места.
Брайан Олдисс «Доклад о Вероятности Эй»
mka, 15 июня 2024 г. 01:40
Знал бы бросил сразу или бы не начинал. Сначала читаешь ибо не понимаешь что за нарочито исследовательский стиль описания не научных а простых рутинных действий, мест и предметов и думаешь наверно так надо для какой-то крутой накрутки и идеи. Умение замечать и детально описывать разные нас окружающие мелочи, как то узоры старой древесины досок пола или цвета тени бутылки оставленной на лестнице и тп. Но когда спустя несколько сотен страниц ни текст, ни содержание ни события фактически не развиваются и опять и снова и далее описываются те же или чуть другие предметы и места (дом, чердак, женщина мелькает в окне), становится ясно что это уже перебор. И ведь не подашь в суд за зря потраченное время, как будто у меня миллионы лет чтобы читать такие бредни.
neli mustafina, 3 июня 2024 г. 20:41
Еще одна версия развития жизни на Земле. Не постапокалипсис, но смерть Солнца. Ведь когда-нибудь это произойдёт, верно?
Прошли миллионы лет после нас, Земля остановила вращение и сблизилась с Луной настолько, что можно перелетать на некоторых полунасекомых, полурастениях.
Солнце расширилось и Земля превратилась в теплицу где перемешались все виды. Интересная версия — регресс через смешение.
Как в самые ранние времена сотворения мира — когда первыми живыми были непонятно кто: растения или животные?
Люди некоторые всё же сохранили свойственное виду строение тела, но утратили мозги, другие вошли в симбиоз с растениями. А растения, боже — это какой-то сад садиста! Интересно описаны виды растений. А гриб! Знал ли Олдисс о существовании такого вида гриба что прорастает в мозг муравья? Вероятно — знал. Кордицепс называется. Кстати некоторые его употребляют...весьма дорогой он и редкий.
Нечто подобное читала у Бакстера в его «Эволюции», и у А.Рубанова в «Хлорофилии», Уиндем конечно же... Но конечно же, что Олдисс был первым, рассказав такое. За что и получил Хьюго.
В его «Геликонии» тоже есть пара таких интересных животных.
Был ли Олдисс биологом не знаю, но будущее довольно страшное.
Почему то «рассеиванием» жизни у него занимаются некие «течения», «потоки», которые переносят «пыльцу» и семя. Они же когда-то давно засеяли и Землю.
Почему этим не занялись люди — например как у Блиша в его «Сеятелях» — непонятно...
Ставлю 10. Совесть не позволит ставить ниже, хоть докопаться хочется, — много чисто физических нелепостей. Да и ладно. Всё же 1962 год...
Но произведение это будут помнить и читать даже через 50 лет, 100 лет...
vorpol, 11 мая 2024 г. 04:11
В качестве отступления...
Интересно все-таки получается, ткни почти в любой рассказ родом из 50-х, и все пугают человечество Великой Ядерной Войной Или Неизвестной Хренью.
В 60-х все ринулись в космос (уже на научной базе, а не с трубками Пито и кварцевыми стеклами, как в более ранних рассказах).
Походу, 2020е останутся в литературной истории с повесткой Нетфликса — сильные женщины, трансгендеры и т.п.
А что до рассказа — еще один, имя которым легион, про ужасы ядерной войны. Но так как тема была уже перепахана вдоль и поперек, автор сделал усилие мозгом и придумал ужасные звуковые волны, которые увеличивают одну картошку в сотни раз, а человека — в три раза....
vorpol, 7 мая 2024 г. 03:55
Двумя годами ранее Филип Дик написал «Самозванец» почти дословно напоминающий этот рассказ. Он получился более зрелищным и интересным, по нему даже сняли фильм. Ну а это... есть потуга объяснить непохожесть условных рептилоидов (забыл как они в книге назывались)
Брайан Олдисс «Малайсийский гобелен»
Masyama, 6 января 2024 г. 01:46
«Малайсийский гобелен» я взял в руки из сентиментальных побуждений, так как в начале 90-х она стала одной из первых книг, прочитанных мною на языке оригинала, когда кроме канвы событий я мало что мог воспринять.
Удивившись, что переводчик включил три буквы Й в одно слово в названии книги вместо двух, я приступил к чтению и будто бы вернулся во времена, когда мы все впервые знакомились с лучшими образцами лёгкой в восприятии, но серьёзной англоязычной фантастики 70-х годов написания.
В книге действуют два разнополюсных фактора — стасис выдуманного города-порта Маласии (что-то вроде южноитальянского приморского города-государства), где любые изменения социального или технического характера законодательно запрещены, и динамика развития личности главного героя — беспечного шалопая в начале и умудрённого шалопая в финале. Коллизия на стыке этих двух факторов и создаёт драматический эффект.
Герой живёт в охотно принимаемой бедности и праздности среди множества прекрасных, податливых женщин. Но, волею случая, сначала сталкивается с опасными с точки зрения правителей прогрессистами, а затем попадает в круг представителей властного общества, хотя и оставаясь там чужаком, терпимым по причине, которую лучше узнать из книги.
Так как кроме расплёскивания своего семени и лицедейства других интересов у него нет, то, оказавшись втянутым в перипетии государственных дел, он смог разве что влюбиться в одну из девушек этого круга, да и той хранить верность был не в состоянии.
Однако происходящие события заставляют его, во-первых, разочароваться в некоторых людях, даже самых близких, даже в себе, и, во-вторых, поискать от жизни чуть большего, чем развлечения вечера сегодняшнего дня.
Главный герой вызывает симпатию, пускай и являясь подчёркнуто неглубоким и пустым человеком, но при этом не дураком и не подлецом (напротив!). Хорош и авторский слог, ведь это Брайан Олдисс периода своего расцвета. В произведении использован стилистический приём книга в книге — разыгрываемая героями пьеса в гротескном виде повторяет сюжет основного повествования.
Есть и другие примечательные моменты: интересная идея религиозного устройства жизни Маласии, а также классные детали, вроде уникальной фауны и обычаев, ключевых для реализации сюжетных ходов. Кстати, и само название «Малайсийский гобелен» будет просто чудесно объяснено одним из персонажей второго плана. Плюс совершенно потрясающая сцена-диалог ближе к финалу, которая играет важнейшую роль в эволюции главного героя.
В общем, хорошая книга для любителей классической социальной фантастики, которая доставит удовольствие и запомнится на длительное время.
---~--- Отзыв первоначально был опубликован на сайте Ридли 29 января 2021 года. ---~---
Брайан Олдисс «Неандертальская планета»
god54, 25 ноября 2023 г. 13:01
Очень интересная и оригинальная теория развития постапокалиптического мира. Подобного я не встречал в той части фантастической литературы, что я успел освоить. А вот к сюжету у меня слишком много вопросов, автор так совместил ситуацию реальности с ситуацией нереальности, изложенной в фантастической повести, написанной писателем — героем этого рассказа, что можно понять роботов, которые не поняв ничего по тихому просто свалили неизвестно куда. Любителям заговоров и тому подобной литературы. Но, прочитать есть смысл, идея про неандертальцев всё же интересна.
flying_kitten, 13 октября 2023 г. 15:36
Одна из самых известных книг новой волны фантастики, получила в своё время Хьюго как цикл рассказов, хотя позиционируется как роман. Ну да наверное это вполне нормальная странность для этого странного литературного течения. :) В общем-то назвать это произведение научной фантастикой можно сильно с натяжкой, слишком уж многое без каких-либо попыток объяснения и слишком уж много разного рода допущений.
Будни постиндустриальной, да наверное и постчеловеческой, ибо человек уже вовсе не венец творения, цивилизации. Земля пребывает во власти парникового эффекта, зарастая гигантскими растениями. Граница между растениями и животными стирается, на свет появились самые разнообразные монстры, никак не относящиеся к животному миру. Остатки человечества, впав в первобытное состояние, ведёт каждодневную борьбу за выживание, в обозримом будущем обречённую, судя по всему, на провал. Земля, в изображении Олдисса, очень недружелюбна к людям, но, нельзя не признать, весьма красива и интересна, странной такой, чуждой красотой.
Полёт фантазии автора напоминает галлюциногенный сон, с каждой страницей, как сказала бы Алиса, всё страньше и страньше. Связного сюжета считай что и нет, герои всё время сильно заняты — как бы кто не сожрал. Окружающей мир агрессивен и фантасмагоричен. Книга хорошая, скучноватая и странноватая. Нью вейв, что ж вы хотели. :)
Брайан Олдисс «История будущего»
keellorenz, 7 сентября 2023 г. 18:29
В мировой НФ истории запредельно далёкого будущего имеют богатую традицию, начавшуюся ещё в 19 веке, во времена Камиля Фламмариона и Уэллса, поэтому к 50м годом удивить читателя чем-то необычным и новаторским было сложно: все подобного рода футурологические предсказания, как колода карт, перетасовывались в романах Стэплдона, Мэннинга, Дёблина многократно, чтобы раскинуться очередным пасьянсом грядущих страданий и победных свершений людского рода. С оглядкой на это Олдисс не стал связываться с научно-футурологической фантастикой , а отважно шагнул в мало опробированную тогда фантастику модернистскую. Это почти обнулило прогностическую составляющую книги, но выгодно раскрыло ее общелитературный, художественный потенциал. Широкими, смелыми, щедрыми мазками автор рисует грандиозное полотно , где, словно на картинах Сальвадора Дали, ведут странный и таинственный танец расы и эпохи , начиная от близкого будущего на десятки миллионов лет вперёд. Босые девушки-«хиппи» на лошадках , путешествующие в машинах времени, матрица, ядерный холокост, геноцид одной расы над другой (и вы ошибётесь, если подумаете, что победа осталась за европеоидами ), роботы воюющие и роботы эволюционирующие до уровня ноосферы Вернадского ,воссоздание кибернетическим разумом вымершей ветви хомо сапиенс с нуля, ослепительные белоснежные города с идеальными красавицами на флаерах и города монструозные, пожирающие человеческую душу… Закат — и вновь рассвет, тысячное наступание ногой на грабли братоубийственной войны — и очередная утопия. Под конец книги человечество становится колоссальной единой нагой плотью матери-биосферы, чтобы потом опять атомизироваться и деградировать до единичных личностей: примитивных и злобных вояк, гоняющихся на краю вселенной друг за другом на ржавых сверхсветовых пепелацах и проморгавших за этим увлекательным занятием гибель галактики и очередное торжество космического Бога — Пана, духа самой природы.Богатый на события мир грядущего рассмотрен всесторонне, причём автор много места уделяет теме влияния философии на общество и технологий — на философию. Виртуальные реальности, новые религии и философские концепции, духовное и лингвистическое перепрограммирование… В лучших местах текста автор поднимается до уровня Лема и Стэплдона, но меня больше поразила история про то, как мужчина в мире будущего выпивает с незнакомцами в ресторане на фоне цунами, спасается от бедствия, а по возвращении обнаруживает новых друзей все за тем же столом, но мокрых от воды. Метафора , известная ещё со времён Стэплдона , про волны времени, окатывающие неизменное в своей сути человеческое основание, подаётся здесь в сюрреалистической, модернистской манере и заставляет вспомнить стиль «новой волны». Олдисс не столько предсказывает будущее, сколько погружает нас в череду странных видений, легенд и сказок, чтобы не напугать, а заставить задуматься над ролью (буквально) философии в обществе. В этом и есть перманентная актуальность данного необычного произведения. Рекомендую к прочтению и переизданию.
P.s. Особенно подчеркну, что не все рассказы цикла изданы на русском , причём состав цикла запутан был самим автором по издательским причинам.
Брайан Олдисс «Секрет могущественного города»
keellorenz, 31 августа 2023 г. 22:35
Произведение повествует о поисках пропавшего кинорежиссера, который много лет назад почти снял , но так и не закончил фильм о декадентском мегаполисе будущего. Фильм, в котором он пытается найти его (города) , выражаясь языком метафор, сердце. Да вот только есть ли оно? Главное во время расследования не выйти на самого себя, как говорится… Грустная и печальная история во многом предвосхищает творчество авторов вроде Харлана Эллисона — когда модернизм сдружит способом покритиковать мир и его нравы. «Москва следам не верит», да в общем и делам тоже, вопреки расхожей присказке.
keellorenz, 31 августа 2023 г. 20:57
Человечество разделилось — полубоги хайтека живут миллионолетиями среди звезд и ведут таинственные философские войны, а оставшиеся на земле постлюди, созданные с нуля по древнему шаблону эволюционировавшей из роботов кибернетической ноосферой ни чем не отличаются от людей 20 века. И вот генерал проигравшей стороны попадает на землю и рассказывает местным крестьянам о большом мире блистающих технологий и космических свершений. Ему не верят и сажают в психушку, но один из множества деревенских простаков уверует и разнесёт сказку по Планете. На чудиках и мессиях с их апостолами все и держится, считает автор. Лавина начинается с одного камушка, с первого проникшегося концепцией. А куда это приведёт, не ведомо никому.
keellorenz, 29 августа 2023 г. 23:54
Довольно длинное произведение, в котором подводка занимает 90% текста, а на ударную концовку отведены пара страниц. Само по себе это что-то вроде встречи людей сверхдалекого миллионолетнего будущего с космическим абсолютом, божественным духом природы, эдаким бессмертным Паном, возвещающим конец истории человечества и одновременно — начало нового цикла. Причём поначалу история про двух революционеров-диктаторов, участников бесконечной войны у конца времён, решивших при содействии некоего таинственного космического «Робинзона» разграбить мифическую столицу и прародину — Землю не вызывает ощущения масштаба и стэплдонской космогоничности. Лишь потом осознаёшь грандиозность бедствия и понимаешь, какие люди все же мелкие ничтожные сущности — ума хватило только плести интриги и грабить даже у конца их мира. Крах духовный наложился на крах космологический… В 60е это читалось как метафора ядерной войны, сейчас , в 2023 году — как горькое пророчество, сбывающееся буквально на наших глазах. Посмотри в зеркало , человечество, и подумай о мере падения тех, кому и в следующий раз придёт идея собирать вещички у рухнувшего за околицей деревни пассажирского самолёта .
lwiw, 26 августа 2023 г. 23:14
Интересный мир + скучные персонажи. Можно похвалить автора за необычное место (время) действия романа, но, наверное, только за это. В остальном книга кажется какой-то детской. Не хватает серьёзного конфликта и персонажей, которым хочется сопереживать. Читаешь — будто отстранённо следишь за какими-то событиями. А кто «победит»: человек, гриб или рыба — не имеет значения.
Брайан Олдисс «Генетический улей»
keellorenz, 1 августа 2023 г. 16:53
Рассказ наводит на мысль о знакомстве Олдисса с достэплдонскими историями далёкого будущего: романами Гастонна де Павловски и Альфреда Деблина. Расхожий мотив начала 20века — объединение людей в некий сверхорганизм, единый разум из миллиардов разумов, слитых в единое тело. Если у Кларка в «Конце детства» (а чуть ранее у Стэплдона) людские сущности сливались в «точке Омега» телепатически, то у двух ранее упомянутых авторов и физически. Эдакая омерзительная сороконожка или туча из мелких летающих существ. Написано хорошо, с порывистостью поэта и проницательностью философа (и интригующим детективным сюжетом) — непривычно изящно и тонко для «Нф гетто» излагается целая лингвистическая, религиозно-философская концепция, перекликающаяся с идеями Тейяра де Шардена и отчасти заимствованная из «Создателя звёзд» Стэплдона (эпизод с империй симбиотиков и искусственными планетами-хабитатами из живой плоти). Автор не выносит оценок, но с нотками печали размышляет о том, суть ли человечества в его атомизации или лучше вариант эволюции в единое счастливое, умное и доброе планетарное существо.
Брайан Олдисс «Профиль увядания»
keellorenz, 15 июля 2023 г. 15:16
Старец , в молодости попавший в будущее на машине времени из эпохи самого первого рассказа серии, прожил долгую жизнь , за время которой он со своей женой (из числа местных технохиппи, «ходивших босиком по земляному полу», ездивших на лошадях и при этом владеющих технологиями перемещения во времени) преобразует мир ядерного апокалипсиса в мир оазисов-заповедников. Но вот беда — вместе с реликтовыми людьми прошлого в далекое будущее попали коммунистические психовирусы Ленина и Кампанеллы, вирусы утопизма с извечным Городом-Солнцем, вослед которых паровозиком приехало их же знаменитое «цель оправдывает средства». Поколение молодых автономно , исходя из логики прогресса (без совершенствования нравственности) приходит к идее убийства несогласных жить в коммунистическом технораю с патерналистским государством, для которых идеал совсем иной — гуманистически ориентированная роботизированная техноанархия. Жуткий финал романа заставляет задуматься об отставании прогресса духовного от прогресса научного и о хрупкости демократии и гуманизма перед мнимым величием мифических «строек коммунизма». Попутно автор проясняет в духе, масштабе и стиле Олафа Стэплдона, что же случилось за столетия с цивилизацией роботов и откуда на земле заново возникли люди (часть настоящих людей улетела в космос , люди теперешние Земли — порождение постбиологической эволюции ). Можно сказать, что Олдисс творчески развил несколько знаменитых эпизодов из «Последних и первых людей» и явно предшествует техноэволюционным фатурологическим изысканиям Лема.
Брайан Олдисс «Кто может заменить человека?»
keellorenz, 15 июля 2023 г. 14:41
Мрачный рассказ-аллегория про то, как разумные роботы (метафора простых умом селян-кузьмичей из глубинки) остались без инструкций царя-батюшки (последние люди из числа оставшихся на радиоактивной, убитой войной Земле наконец вымерли) и вместо построения демократии начали кровавую борьбу за власть , а потом просто пошли искать нового царя с дворянами куда глаза глядят. Параллели с событиями в Российской Империи здесь довольно очевидны — свержение царизма вовсе не ведёт к благоденствию, если вы не наделены базовыми навыками демократии и все делаете по указке свыше. Хороший рассказ, ни добавить, ни убавить.
Брайан Олдисс «Все слёзы мира»
keellorenz, 15 июля 2023 г. 14:25
Мрачный рассказ о будущем, в котором прозорливец Олдисс рассмотрел переход войны холодной в горячую по империалистическому типу (левые марксисты устроили геноцид всему человечеству, а западный мир увяз в противостоянии с ними), а потом ее мутацию в националистичную и далее в расовую бойню. И вот на обломках цивилизации установился тоталитаризм с плановой экономикой (наследники Ленина судя по всему таки одержали победу) и роботизированным технораем для избранной верхушки, в котором развернулась драма на этнической почве в стиле «Ромео и Джульетта»… Лаконичный стиль и стремительный сюжет тут лишь подчеркивает драматичность ситуации, когда одна раса (африканская) захватила власть над другими. Расизм это не что-то свойственное только Гитлеру, увы. В 2023 году все это читается уже не как фантастика, особенно на фоне тезисов об «особом генетическом коде нашей родной нации» и радиоактивном пепле. Столетие прогресса науки и техники только совершенствуют механизмы тоталитаризма, если не сопровождаются улучшениями в плане гуманизма и нравственных качеств. В принципе прогноз сбывается — все эти электронные рейтинги лояльности, лагеря исправления целых народов и геноцид по этнической принадлежности.
Брайан Олдисс «Кто может заменить человека?»
Эльнурдара, 7 июля 2023 г. 10:08
Не могу смотреть спокойно, как Darth_Veter вводит людей в заблуждение своим отзывом, во-первых, написав «О владельце мозга 2 уровня упоминается вскользь: герои рассказа решили с ним банально не связываться». На самом деле владелец мозга второго класса, робот-радист — один из центральных персонажей рассказа, и направляет роботов классом ниже. Направлять у него получается не так уж хорошо, порой с ним спорят даже роботы с мозгом пятого класса, хотя чаще соглашаются. О роботе с мозгом первого класса в рассказе тоже упоминается, и он тоже, кажется, не так уж крут, раз его не слушаются роботы второго класса, так что это еще одна ошибка в отзыве Darth_Veter, который написал, что, якобы «о возможностях 1 уровня читателю приходится только догадываться, ибо его носитель автором не определен». Враньё, ещё как определён, просто присутствует в рассказе косвенно, в качестве предмета обсуждений его действий в городе сельскими роботами, которые находятся далеко от города, но знают, что там происходит, благодаря обмену сообщениями двух роботов-радистов, сельского (одного из главных героев рассказа) и городского — тех самых роботов с мозгом второго класса, о которых якобы упоминается только вскользь, по неверному заявлению Darth_Veter. На самом деле о роботе второго класса не упоминается лишь в первой трети рассказа, далее он присутствует до самого конца рассказа. Непонятно, как читал этот рассказ рецензент Darth_Veter, раз допускает столько ошибок в своём отзыве. Может, прочитал только первую треть и сразу перешёл к финалу? Думаю, не стоит принимать на веру и другие его отзывы.
Рассказ хорош, трагикомичен и выразителен, отличная часть цикла. Финал, лично для меня — неожиданный, но интересный.
P. S.
2 keellorenz, написавшему рецензию после меня — я тут параллелей, тем более очевидных, со свержением царизма не вижу. С царизмом пришлось побороться, а в рассказе этого нет. Свержение царизма безусловно принесло благоденствие, и уж точно без царизма стало со временем лучше. Так что и роботы могут создать лучший мир, свергнув власть людей. Со временем. Глупо ожидать моментальных улучшений, а ведь в этом рассказе показаны всего несколько дней. Ненависть keellorenz к простолюдинам и черни — вовсе не аргумент превосходства царизма. Интересно, как бы поклонник царизма и любитель аналогий типа «роботы — чернь, а люди — аристократия, и царизм очевидно лучше победы черни» прокомментировал бы рассказ Азимова «Мечты роботов».
Брайан Олдисс «Вне досягаемости»
keellorenz, 4 июля 2023 г. 14:37
Первая глава-автономный рассказ из «стэплдонской» эпопеи Олдисса завораживает, поражает и ужасает одновременно. Имея сравнительно простой сюжет, он в то же время являет собой мегатонное антивоенное высказывание, направленное на то, чтобы с горечью и отчаянием показать весь ужас войны, основанной на национализме и расовой розни. Участник событий многолетней войны между народами Земли попадает в условный технорай, организованный инопланетянами-гуманоидами, став мужем местной красавицы, однако , как говорится, «можно вывезти в Москву девушку из деревни, но нельзя вывезти деревню из девушки». Военные инстинкты включились у героя при первой же встрече с другим землянином из враждебной нации — и в раю пролилась кровь… Однако истинная природа вещей оказалась еще страшнее , чем казалось главному герою, и скрывалась она не в прошлом, а в близком будущем Земли… Во время создания этот сложный и изощренный по форме модернистский рассказ казался манифестом против холодной войны между большевизмом и остальным человечеством, в начале 90х казалось, что актуальность его не очевидна , в 2023 году — спустя почти век! — он читается как футурологический прогноз , да и пожалуй медицинский диагноз обществам , обсуждающим с улыбкой на лице , как нация-враг обратится в радиоактивный пепел вместе со всей жизнью на планете в северном полушарии. Мои аплодисменты мистеру Олдиссу — все предугадал, все предсказал, попал в самую точку («нам говорили, что глобальная война будет вестись только на Луне» — это вообще 5 баллов) . Надеюсь хоть один из экземпляров этого рассказа уцелеет в ядерном апокалипсисе близких времён.
URRRiy, 16 мая 2023 г. 14:06
«Если перхоть передвигается, то это — вши» — народная мудрость.
Но в романе «Теплица» растения — птицы, ходячие, плавучие, ползающие и прочие движущиеся, как доминирующие элементы нового мира. Да и потомки людей, чего греха таить, тоже с зелёной кожей, плюс в пять раз меньше размерами своих предков, поэтому видимо, тоже кусты бродячие.
Луна остановила свое вращение, Земля остановила свой круговорот, а между двумя небесными телами проворные растения — ползуны (впрочем со съедобным мясом) протянули паутину и путешествуют вперёд — назад.
В общем лихой бред в каждой строчке, но увлекательный. Приключения группки остатков человечества показаны весьма красочно, по отношению к окружающей среде они — малыши, сражающиеся с хищными растениями, осами и дружащие с термитами. Но самое главное — в книге раскрывается секрет человеческой разумности, отмечу, что без чудесных грибков не обошлось.
В результате читать вполне интересно, но только до середины. Дальше начинается бред со стебом, автор вовсю врубает политические элементы, в том числе — и за счёт обнаружения артефактов сгинувшей цивилизации, рисует племена человеко-волков, симбиозников с деревьями, всезнающих рыбоголовых и прочий откровенный прикол над доверчивыми читателями.
Тем не менее в целом труд примечательный, пусть и не на все сто процентов.
god54, 5 мая 2023 г. 18:28
Обыкновенный фантастический боевик, хорошо хоть без натуралистических сцен, крови и батальных сражений. Главный герой всё время бежит, а когда остановится, то и кино закончится. Всё, что может заинтересовать, это сюжет, выстроенный от обратного, но жаль, что ему отведено всего лишь несколько финальных страниц. Одним словом на любителя такого рода фантастики.
master alex, 13 апреля 2023 г. 21:03
Роман Брайана Олдисса «Теплица или Долгие сумерки земли» — это удивительное произведение, которое останется в памяти надолго. Автор создал объемную и невероятно проработанную вселенную, в которой каждый персонаж является целостным и уникальным. Описания природы очень далекого будущего и атмосферы тоже не остались без внимания, так что читая роман, словно погружаешься в атмосферу мира, о котором рассказывается.
Глубокие философские мысли и эмоциональная глубина истории приводят к размышлениям о жизни, смерти и смысле бытия. Теплица — это роман о самых важных аспектах жизни, которые не оставят равнодушным даже самого требовательного читателя.
Кроме того, стиль автора выделяется особым языком, который совершенно захватывает воображение и позволяет прочувствовать каждую фразу. Роман Брайана Олдисса «Теплица или Долгие сумерки земли» — это настоящий шедевр, который никого не оставит равнодушным. Я рекомендую его всем, кто хочет погрузиться в глубокую и пронзительную историю далёкого будущего нашей планеты.
god54, 11 апреля 2023 г. 18:10
Прочитал до середины, но накопившийся груз, прочитанных строчек, потянул голову вниз и она ударилась о край подушки... Отключился на полтора часа! Придя в себя так и не понял оставшейся части текста: какое стремление к новым звёздам? Зачем? Почему? Земля для Земли и землян! При чтении соблюдайте технику безопасности.
Брайан Олдисс «Секрет могущественного города»
god54, 26 марта 2023 г. 11:08
Почему погибают империи? Один умный, как мне кажется, человек сказал: Империю нельзя победить, она погибает изнутри, пожирая само себя. Все империи пали разложившись изнутри. В рассказе автор, как мне показалось, рисует именно пик такого разложения Империи (в рассказе Союз), каждая фраза, каждый факт, новый кадр, комментарий, как весомое доказательство гибели, разложения, вони... Герои еще не осознают, но уже чувствуют, то, что надвигается, неотвратимо... Пал первый Рим, пал второй, падёт и третий Рим.
Брайан Олдисс «Профиль увядания»
god54, 21 марта 2023 г. 18:33
Что не люблю в литературе, и в частности, в фантастике, это модернизм, сюрреализм, кубизм, черный квадратизм и иную чушь. Это не означает, что я не люблю сложные по разгадке произведения, требующие осмысления... Но, когда тебе подсовывают сверх заумный текст, как некий срез неизвестно чего, замешанного на обрывках фактов, неких эмоций, сверх переживаниях, где нет начала и нет конца... Когда читатель должен домысливать, развивать и строить собственную вселенную... Я свою уже давно построил, но мне интересна чужая Вселенная, как нечто целое. Одним словом, каждому решать самому, я останусь при своих.
Брайан Олдисс «Освобождённый Франкенштейн»
Неизвестный Ч., 17 марта 2023 г. 22:42
«Даже ученые говорят, что сама ткань пространства-времени была прорвана и реальность — чем бы она ни была — разрушается».
Брайен Олдисс -- Освобожденный Франкенштейн
Прекрасная оговорка — «реальность — чем бы она ни была», из подобных штучек и состоит весь Олдисс, один из самых эрудированных, проницательных и ироничных фантастов.
Кажется, в «Пикнике на триллион лет» он заметил, что написал этот роман, дабы привлечь внимание публики к произведению, с которого, по его мнению, и началась собственно научная фантастика. (В главе о нём он даёт, кстати, свое определение НФ: «...это поиск определения человечества и его статуса во вселенной, который опирается на передовое, но полное неясностей знание (науку) и осуществляется в формах готического или постготического способа».)
Что ж, здесь он отдаёт должное Мэри Шелли, её окружению, идеям и героям самого знаменитого её творения.
Итак, Джозеф Боденленд, отставной штатовский политик из будущего (которое для нас уже прошлое, 2020 год) ввиду обстоятельств, упомянутых в заглавной цитате, въезжает на своем атомном автомобиле с пулемётиком на крыше в Женеву 1816 года, в которой Виктор Франкенштейн и его монстр вьются вокруг друг друга, а Мэри (в компании Перси Шелли и Байрона) пишет о них роман. (Реальность — чем бы она ни была — помните? «Где-то вполне может существовать 2020 год, в котором я существую просто как персонаж в романе о Франкенштейне и Мэри» — беспечно добавляет рассказчик.) История, начавшаяся почти как фанфик, эволюционирует через романтический, авантюрный и готический жанры до зловещей сюрреалистической притчи о Человеке и порождениях пытливости его ума. Олдисс рассказывает её в своём стиле — обстоятельно, даже в самых напряжённых сценах не изменяя своей английской(?) чопорности. Единственный минус замечательного романа.
Брайан Олдисс «Летающий червяк»
Tullma, 9 февраля 2023 г. 17:08
Очень, очень сложный рассказ.
Во-первых, потому что он тягучий, долгий и затянутый. Возможно даже бессмысленно затянутый, т.к. большая часть диалогов вообще не ведет ни к чему. Описание мира урывками и из тех же тягучих диалогов, в целом сложно для восприятия, т.к. читатель, как и люди описанные в рассказе, попросту забывает о чем там кто говорил, ведь это похоже на абсурд. Изначально кажется, что рассказ в жанре сюрреализма, однако нет, в конце появляется логика.
Во-вторых, смысл всего рассказа сводится к пользе, как это ни странно, смерти. И над этим придется подумать. Получается, что бессмертие приводит к сумасшествию и вырождению. Когда человека не гонит смерть, он не развивается. Видоизменение происходит, но не как развитие, а как стагнация. Но лишь при условии, что при получении бессмертия, человек лишается возможности к деторождению, как в этом рассказе, ведь иначе — перенаселение и быстрая деградация. Люди просто будут искать способы вернуть фактор смерти.
И именно вот с этим «во-вторых» я в конечном итоге и не могу согласиться. Просто потому, что сам факт получения бессмертия не является для человечества самоцелью. Обычно живое существо «замирает», когда достигает своей цели, во всех остальных случаях — он продолжает к ней двигаться. И наличие бессмертия, бесспорно, убирает огромное количество целей, таких как поесть или вылечиться от болезней. Но бессмертие удовлетворяет всего две базовых потребности по той же пирамиде Маслоу, никуда не денутся потребности в общении, уважении социума и самовыражении. То есть люди не прекратят общаться, изучать новое и творить. А значит стагнации не будет. Появляется и ещё одна важная цель, такая как — решить проблему бесплодия, порожденную бессмертием. Для многих людей отсутствие детей — большая проблема. Как итог, мы получим расу «древних», путешествовавшую по космосу, открывшую все тайны вселенной, зародившую новую жизнь во всех возможных мирах и, возможно, покончившую с собой по причине достижения всех возможных своих целей (ведь как мы понимаем, бессмертие, оно только кажущееся, уничтожить плоть можно массой разных способов). Вот это, на мой взгляд, более правдоподобный итог, а вовсе не то, что описал автор.
Брайан Олдисс «Босиком в голове»
А. Н. И. Петров, 1 февраля 2023 г. 14:16
Попытка Олдисса заехать в постмодерн меня в итоге не впечатлила. История там такая: арабы отбомбились по Европе психотропными бомбами, у большинства населения крыша съехала наглухо, но многие остались не вполне безумными. Главный герой, путешествующий по континенту, вдруг осознает, что он – это все, а все – это он, научается видеть сразу несколько вариантов развития событий, расслаивается на множество самостоятельно действующих тел и решает, что он – новый мессия, который должен донести до человечества истинное знание о природе мира. Через слово поминаются Георгий Гурджиев и Петр Успенский, текст полнится потоками сознания, все более разрушенными по пути к финалу, появляются какие-то музыканты (но без казу) и энергичный кинематографист, и вообще история выглядит как какой-то хиппарский праздник, где все порядочно удолбались и пытаются выяснять отношения друг с другом, общаясь со стенами. Кто сказал Пинчон?!
Возможно, мне стоит перечитать книгу. С первого раза я увидел в ней лишь старательное воспроизведение воспринятых автором норм литературного хардкора в рокенрольно-наркотических декорациях конца 60-х, и в итоге вышло, что называется, ни себе, ни людям. В книге очень много всего от эпохи – и мотоциклетная романтика, и поиск нового мессии (с обязательным обнаружением его в себе), и нью-эйджевские банальности, кусками почерпнутые из восточных мистических систем, и секс-революция, и попытки изжить, похоронить предыдущую эпоху, и прочее. «Босиком в голове» очень сильно остался в эпохе рубежа 60-70-х, в отличие от той же «Радуги тяготения», которая вне времени и пространства, и это плохо. Хардкорные приемы хоть и мотивированы тематикой романа, но не нужны ему и не спасают чтение от скуки, поскольку за ними не кроется ничего привлекательного.
Молодого Олдисса я, конечно, продолжу читать, у него явно все в порядке с фантазией и вниманием к авангардному письму. Но буду надеяться, что другие книги окажутся не только сложно написаны, но и интересны.
Брайан Олдисс «Ещё один «Малыш»
rabe, 1 февраля 2023 г. 03:57
Сейчас кажется, что это не плохой рассказ о будущем. Но если вернуться к году его написания (1966), приходит понимание-это же сочинение студента. Прежде всего виден отпечаток событий тех годов: расцвет «атома» , мода на бикини, хиппи и нескончаемые военные действия США в чужих странах. Если брать их за отправную точку, то мы действительно получим описанное будущее. Слабовато на мой взгляд.
Не понравилось в рассказе то, что автор, ссылаясь на исторические события, несколько их искажает. Может это задумка автора-показать отношение человечества к прошлому, но тогда почему источники, используемые персонажем, это «официальные документы».Также отсутствие упоминания СССР выглядит как желание стереть ее из истории.
DmitriSkif, 8 января 2023 г. 18:56
Самый главный (и не самый очевидный) ляп этого романа осознаётся сильно после того, как раз за разом перечитываешь его, возвращаясь к не заезженному и интересному сюжету. Ему не хватает только достойной экранизации, актуальной даже сегодня, чтобы получить фильм уровня «Сквозь горизонт» или «Пекла».
А проблема то проста: если на борту «Большого Пса» работают под личинами «чужаков» земные учёные — все они либо с очень высокой вероятностью смертники, либо чего-то недоговаривают, будучи припёртыми к стенке вертунами вроде Роя или магистра Скотта.
«Чужаки» месяцами живут в замкнутой общине корабля. Спят с вертунами в одних помещениях. Дышат одним воздухом. Питаются одной пищей и пьют одну воду. Стоп. Вот здесь вы должны хлопнуть себя по лбу и воскликнуть «Невозможно». Ведь вся пищевая цепочка на борту завязана на чужеродную аминокислоту, причину «девятидневной заразы» и необратимой мутации флоры и фауны корабля.
Если «гиганты» из команды ремонтников «Большого Пса» еще имеют возможность жить изолированно, то они могут позволить себе и изолированную систему обеспечения водой, и собственные запасы продуктов в холодильнике. Но ведь «чужакам» то необходимо жить и питаться рядом с вертунами! А следовательно — их организм неминуемо будет при первом же приёме пищи заражён и либо переживёт острую фазу в девять суток (после чего пойдёт медленное, вероятно — безопасное, превращение в вертуна), либо — нет. Более сложные, но гарантированные способы заражения, включая мытьё рук, чистку зубов, поцелуи или межвидовой секс — опустим, как уже малозначимые.
Отсюда можно сделать две догадки:
- либо все Чужаки на борту — земляне-мутанты, добровольно проходящие адаптацию к чужеродному белку под контролем землян (а смертность при этой процедуре вовсе не нулевая)
- либо лекарство против «пейнина» давно на Земле изобретено и у всех Чужаков есть врождённая или приобретённая резистентность к чужеродному белку (так как Боб Фермор упоминает, что им приходится учить свой земной организм жить на повышенной скорости «вертунов»). Но тот же Боб Фермор утверждает, что такой препарат еще только предстоит создать! Скольким же соратникам Боба не повезло пройти отбор в научный отряд «чужаков» и в мучениях умереть в тренировочном центре?!
Брайан Олдисс «Генетический улей»
god54, 5 января 2023 г. 17:52
Автор предложил оригинальную идею дальнейшего эволюционного развития человека, которую так интересно разовьют потом другие авторы. В данном случае, с моей точки зрения рассказ не получился. Есть идея, есть красивый текст, а вот сюжет получился вялый, пересказательный, серый... если не сказать — скучный.
god54, 13 декабря 2022 г. 18:08
Можно ли считать этот роман первым в бесконечной череде подобных вещей о развитии человека в замкнутом пространстве космического корабля? Наверное, да! Лично мне не попалось других на пути к 1958 году. Произведение считатеся классическим романом, классикой жанра, хотя лично мне не понравилось. Начало было вполне приличное, увлекательное, интригующее, но потом литературная часть сменилась разъяснительной, когда автор начинает завершать произведение и скорописью быстренько так разъясняет, объясняет читателю, что здесь случилось, как это случилось... А финал вообще превратился в какую-то фантасмагорию нелогичных событий, словно из другой вселенной, или другого роман. Однако, прочитать следует, это всё же этапное произведение, а не какая-нибудь поделка на скорую руку.
Неизвестный Ч., 25 августа 2022 г. 08:58
Между прочим, это Институт Министерства Обороны по Исследованию Нелюдей.
Брайан Олдисс -- Извне
Отличный пример типичного журнального рассказа, рассчитанного на то, чтобы прочесть его запоем и забыть. Читал его несколько лет назад, хорошо запомнилось чувство тревожного ожидания вначале, а концовка начисто выпала из памяти. Перечитал. Что ж, все верно. Читается с интересом, атмосфера дома завораживает, бегство героя к разгадке влечет, а финал (может быть, на фоне всего, ему предшествующего) кажется скомканным, неглубоким и разочаровывает. Может, были бы персонажи (хотя бы главный герой) менее схематичны, рассказ смотрелся бы лучше. Но — писано молодым (тогда) автором, наспех, для журнала.
god54, 4 августа 2022 г. 18:40
Поверить в пришельца, тема которая будет встречаться в последующих работах писателей, ибо никто никогда не поверит. Они могут встречаться и доказывать друг другу, они верят друг другу. Но, мы которые любим и читаем фантастику никогда не поверим, что пришельцы есть на самом деле. Читатели фантастики самые рациональные люди, самые практичные и меркантильные. Нету их! Нету. И не дурите нам голову.
kuzN8, 6 июня 2022 г. 18:54
Огрехи текста и скудность описания характеров героев с лихвой компенсируются оригинальностью концепции, размахом фантазии, а также сочным и легким языком повествования. Рекомендую.
Брайан Олдисс «Вне досягаемости»
god54, 12 мая 2022 г. 17:59
Неплохой антивоенный рассказ, оригинальный сюжет, неплохой текст... Не хватает какой-то мелочи... Чуточку души, интриги, напряжения, загадки... Человеческих чувств наконец. А так просто механическое перечисление и описание ряда событий. Слишком пресно, хотя идея очень даже неплоха.
Incnis Mrsi, 24 апреля 2022 г. 12:45
Очень добротная и вполне научная фантастика (при всех несуразицах и многочисленных натяжках, отмеченных рецензентами). Несравненно лучше опереточного «Города наверху» Булычёва, вобравшего свою начинку из канализационных коллекторов этого (и ему подобных) сюжетов. Нет (закономерного для Второй Мировой войны) презрения к ценности жизни, присущего «Пасынкам Вселенной» Хайнлайна; ага, yarigo, журнальная версия «Пасынков…» писалась и печаталась в 1941 г., намного раньше книжки. И даже герои у Олдисса годные; не то, что фанерки Булычёва и Хайнлайна.
Порадовал разрыв шаблона в фабуле: место отправления
Darth_Veter, 23 апреля 2022 г. 23:26
Нет, это совсем не гоголевский «Ревизор», хотя временами роман на него похож. Земля давно уже захвачена инопланетной расой нулов, представляющих собой трехногие и трехрукие тумбы с глазами на тонких стебельках. Губернатор Земли не слишком печется о благополучии людей, из-за чего на главную планету захватчиков на него поступает жалоба о превышении полномочий. Делом решил заняться некто Синворет, известный своей педантичностью и беспристрастием...
Не самый популярный сюжет, но и не уникальный. Похожие мотивы можно заметить и в романе Рона Хаббарда «Поле битвы — Земля». Те же покоренные народы, живущие под пятой инопланетных агрессоров в положении рабов, та же идея о «тихой» революции, те же патриоты, скрывающиеся под личиной верных служек чужой империи. Что нового-то? Только указанный выше ревизор, прибывший, чтобы «копать» под губернатора. Действие развивается вяло и неинтересно, без особой интриги. Большее внимание в романе уделено тому самому переводчику, чей титул стоит в заголовке — как он относится к захватчикам, как ищет пути ослабления их ига, как любит свою девушку и как вместе с губернатором Пар-Хаворлемом пытается одурачить прибывшего ревизора. Пожалуй, подложный план губернатора — самая лучшая идея романа. Другой разговор — выполним ли он на практике? Если у вас во владении огромная планета, где всё идет не по уставу, можно ли на ней за два неполных года спрятать все следы своих махинаций и преступлений? Например, заново отстроить столицу? Не говоря уж о том, как выставить дураком того, кто написал на вас рапорт в высшие инстанции, и представить людей как расу вечно воюющих с собой ублюдков. В детали плана автор не вдается, а только описывает его ключевые положения, которые будут претворены в жизнь. Масштабы махинации, конечно, впечатляют, но не убеждают. В первую очередь потому, что проверяющий выставлен самым настоящим глупцом и непрофессионалом (хотя в самом начале автор утверждает как раз обратное). Он легко ведется на все уловки губернатора и не видит очевидного, хотя и подозревает, что его умело водят за нос. Главгерой, впрочем, тоже хорош: имея при себе все доказательства подлога, не доводит их до сведения инспектора, а ждет какого-то непонятного сигнала «сверху». В итоге всё начатое им дело чуть было не гибнет от одной-единственной случайности. Разве так делаются столь важные дела? В сюжете достаточно много «роялей», чтобы обсуждать их по отдельности. Они являются следствием нелогичности и надуманности основного сюжета, который можно было динамизировать, пустив развиваться по дорожке, предложенной Хаббардом. У последнего интрига имеется, и довольно основательная. А вот у Олдисса без «роялей» абсолютно ничего не получается: герою помогают держаться «на плаву» не собственная смекалка и инициатива, а благоприятное стечение обстоятельств и показная тупость окружающих его нулов. А финальная часть, хоть и пытается удивить нас альтернативным развитием событий, всё же не впечатляет и не вдохновляет. Описано всё настолько поверхностно и кратко, что создается впечатление, что и сам автор уже порядком устал от своего произведения.
-----------------
РЕЗЮМЕ: сказ про то, как обычный переводчик смог освободить Землю от инопланетного рабства. Всё описанное несколько мелковато по размаху и не балует читателя неожиданными поворотами сюжета. Если читать, то только из принципа.